Олигополии в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Олигополия (от др.-греч. ?????? — малочисленный, и ????? — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры).

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Экономическая сущность, признаки и виды олигополии.............................5
2. Олигополии в современной экономике.........................................................11
2.1 Ценовая политика.....................................................................................11
2.2 Основные теории олигополистического ценообразования..................12
2.3 Организационно – экономические формы концентрации....................16
3. Крупнейшие олигополии России...................................................................24
4. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики.............................................................................................................28
5. Антимонопольное законодательство России................................................36
Заключение...........................................................................................................39
Список литературы.......................

Вложенные файлы: 1 файл

олигополия в экономике России.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное общеобразовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Вятская  государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории                  

 КУРСОВАЯ РАБОТА                                     

 по микроэкономике

«Олигополии

в современной  российской экономике»  
  
 

Выполнила: _________________________

студентка ______курса, группы _________

экономического  факультета

по специальности «___________________________________________»

Форма обучения___________________________________ 

Руководитель: _____________________________ 

Регистрационный номер на кафедре:

Дата  поступления работы на кафедру: «__»_____________2011 г.  
  
 

Киров 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................3

1. Экономическая сущность, признаки и виды олигополии.............................5

2. Олигополии в современной  экономике.........................................................11     

2.1 Ценовая политика.....................................................................................11     

2.2 Основные теории олигополистического  ценообразования..................12    

2.3 Организационно – экономические формы концентрации....................16

3. Крупнейшие олигополии  России...................................................................24

4. Влияние олигополистических  структур на развитие национальной  экономики.............................................................................................................28

5. Антимонопольное  законодательство России................................................36

Заключение...........................................................................................................39

Список  литературы..............................................................................................41 

Введение      

Олигополия (от др.-греч. ?????? — малочисленный, и ????? — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%, то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Современный капитализм характеризуется как олигополистический.[12]      

Целью данной курсовой работы является изучение олигополий в современной российской экономике, их видов, веса в экономике страны и характер влияния на нее.     

Выбор данной темы исследования обусловлен ее актуальностью для российского рынка.     

В соответствии с целью данной курсовой работы можно выделить следующие основные задачи:     

- изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств;     

- изучение ценовой политики олигополий, основных теорий ценообразования;     

- изучение основных видов олигополий;      

- изучение крупнейших олигополий России, их удельного веса в экономике страны;     

- изучение влияния олигополистических структур на экономику России;     

- изучение антимонопольного законодательства  России.     

Информационную  базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы; экономические исследования по теме; справочная и периодическая литература, а также специализированные Интернет сайты по экономике.     

Курсовая  работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

  1. Экономическая сущность, признаки и виды олигополии

 

  
     

Олигополия  - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.     

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).      

На  олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и  более общих продаж продукта.     

Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516). [2, с. 406]     

Олигополия  отличается от других типов несовершенной конкуренции тем, что имеет место взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Олигополисты как бы находятся в «одной лодке». Оказывает на развитие экономики двоякое воздействие. С одной стороны, выступает антиподом монополии, с другой - препятствует развитию совершенной конкуренции     

Олигополистические  рынки обладают следующими признаками:     

1) Доминирование на рынке  небольшого количества продавцов-олигополистов. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;     

2) Очень высокие барьеры  для вступления в отрасль;     

3) Чтобы выжить в долгосрочном  периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;     

4) Решение каждой фирмы  влияет на ситуацию на рынке,  и одновременно зависит от  решений других фирм: принимая  решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора      

5) Небольшое количество  товаров-заменителей продукции олигополистов      

6) Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке     

7) В качестве количественного  описания этой формы, может  быть использовано следующее  соотношение — доля четырех  фирм-лидеров отрасли должна быть  больше 40 %.[3, с. 89-91]     

Можно выделить три принципиальные возможности поведения  фирмы на олигополистическом рынке.     

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают  ни в какие контакты друг  с другом и не пытаются сознательно  найти точку устраивающего всех  равновесия.     

2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся  не на достижение равновесия  Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.     

3. "Игра по правилам", при которой  фирмы сознательно делают свое  поведение понятным и предсказуемым  для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. [10]     

Рассмотрим  более подробно каждую разновидность  олигополии.      

Нескоординированная олигополия. Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса (англ. kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.  
  
  
  
  
  
      

Рисунок 1 - Ломаная кривая спроса     

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма  будет иметь две разные линии  спроса при различном поведении  фирм-конкурентов: линию DD (см. рисунок) - если конкуренты последуют за изменениями  цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения  цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K. [10]     

Допустим, что первоначально фирма выбрала  цену РK и объем производства QK Что  произойдет с объемом спроса, если фирма изменит цену? Если фирма  снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.     

Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и, соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой MС выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM. [10]     

Картель. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка). [10]     

Временем  расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда  они имели легальную форму  и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы  в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на длительное время.      

В настоящее время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Легально они допускаются  лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под  контролем государства. [6, с.27-28]     

"Игра  по правилам". Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.     

Наиболее  часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство  в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения  цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм. [10]     

В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что в форме  картеля олигополия крайне не эффективна. Мы уже говорили, что в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.     

Сложнее обстоит дело с нескоординированной  олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции. [6, с.39]  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

  1. Олигополии  в современной российской экономике

 

  

    1. Ценовая политика

Информация о работе Олигополии в современной российской экономике