Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 01:38, курсовая работа
Олигополия (от др.-греч. ?????? — малочисленный, и ????? — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры).
Введение.................................................................................................................3
1. Экономическая сущность, признаки и виды олигополии.............................5
2. Олигополии в современной экономике.........................................................11
2.1 Ценовая политика.....................................................................................11
2.2 Основные теории олигополистического ценообразования..................12
2.3 Организационно – экономические формы концентрации....................16
3. Крупнейшие олигополии России...................................................................24
4. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики.............................................................................................................28
5. Антимонопольное законодательство России................................................36
Заключение...........................................................................................................39
Список литературы.......................
Поскольку на рынке присутствует
небольшое количество фирм, продавцам необходимо
разрабатывать стратегии
Рисунок 2 – Ценовая политика олигополии
Ценовая политика компании -
олигополиста играет огромную роль в ее
жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать
цены на свои товары и услуги, поскольку
велика вероятность того, что другие фирмы
не последуют за первой, и потребители
«перейдут» к компании-сопернику. Если
же фирма понижает цены на свою продукцию,
то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты
обычно следуют за понизившей цены компанией,
также снижая цены на предлагаемые ими
товары: происходит «гонка за лидером».
Таким образом, между олигополистами нередко
случаются так называемые ценовые войны,
в которых фирмы устанавливают на свою
продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.
Ценовые войны нередко бывают губительны
для компаний, особенно для тех, которые
соревнуются с более влиятельными и крупными
фирмами. [8]
Для моделирования поведения фирм-
Модель Штакельберга
Теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.
В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. [4, с.618-620]
Основные предпосылки:
- Отрасль производит однородный
товар: отличия продукции
- Фирмы устанавливают
количество производимой
- Существует так называемая
фирма-лидер, на объём
Модель Курно
Экономическая модель рыночной конкуренции. Названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно (1801-1877).
Основные положения модели:
- На рынке действует
фиксированное число N > 1 фирм, выпускающих
экономическое благо одного
- Вход на рынок новых
фирм и выход из него
- Фирмы обладают рыночной властью. Замечание: сам Курно не знал, что такое рыночная власть. Этот термин появился позднее;
- Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.
Общее количество фирм на рынке N предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.
Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага задана как цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равна величине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене). [4, с.623]
Модель Бертрана
Модель ценовой конкуренции
на олигополистическом рынке, сформулированная
французским математиком и
Модель описывает поведение фирм
на олигополистическом рынке, конкурирующих за
счет изменения уровня цен на свою продукцию.
Парадоксальный вывод модели - фирмы будут
назначать цену, равную предельным издержкам,
как и фирмы в условиях совершенной конкуренции-
назван парадоксом Бертрана. [4, с. 627-628]
В модели приняты следующие предположения:
- На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт;
- Фирмы ведут себя
- Предельные издержки (MC)
фирм одинаковы и постоянны;
- Функция спроса линейна;
- Фирмы конкурируют,
- После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;
- Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;
- Если цены одинаковы,
приобретаются товары всех
Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени).
Предположение о ценовой конкуренции
Модель Гутенберга
Специфику положения олигополии на рынке гетерогенного блага Е.Гутенберг отобразил ступенчатой кривой спроса на ее продукцию (рис. 3).
При изменении цены в интервале
{Pmax, Pmin} олигополист находится в
Рисунок 3 - Кривая спроса на продукцию олигополии гетерогенного блага
Модель Эджуорта
Модель Эджуорта является версией модели Бертрана, которая показывает модель ценовой конкуренции фирмы с ограниченными размерами выпуска.
Выпуск каждой фирмы, действующей в отрасли,
ограничен величиной qк, составляющей
половину того объёма выпуска отрасли,
на который предъявляется спрос при цене,
равной предельным издержкам.
Из-за ограниченных размеров выпуска, кривые средних и предельных издержек каждой фирмы имеют вертикальный вид при qк: предельные издержки производства следующей единицы можно считать стремящимися к бесконечности.
Модель Эджуорта не предрекает
никакого статичного равновесия. Скорее
это некая "ценовая ловушка", попав
в которую дуополисты втягиваются в нескончаемую
ценовую войну, в которой падения цен чередуются
с их всплесками. [11]
Рассмотрим основные организационно-экономические формы концентрации.
Картель — форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта. [4, с. 578]
Карте?ль — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
Будучи чрезвычайно выгодной
для предпринимателей, такая форма антиконкурентных
действий была и остается характерной для
любого государства на любом историческом
этапе, что предполагает необходимость
развития соответствующей
Наиболее явные признаки картеля — одинаковые или незначительно различающиеся цены на товары и услуги, а также их синхронное повышение.
Термин «картель» существует
в мировой экономике уже несколько
Федеральная антимонопольная служба
Российской Федерации и экономический блок
Правительства, а также органы законодательной
власти в лице Госдумы РФ и Совета Федерации РФ
солидарны со своими коллегами на Западе
во мнении, что картели крайне негативно
влияют как на качество экономики в целом,
так и на качество жизни населения в частности.
Это было подтверждено в 2009 году, когда
Госдума РФ и Правительство РФ поддержали
инициативу ФАС России и внесли изменения
в законодательство - ужесточили ответственность
за картельные сговоры.
Синдикат — форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть. [4, с. 580]
Синдика?т (от гр. syndikos — действующий сообща) — термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
Современные законодательства еще мало приспособились к тому новому явлению народнохозяйственной жизни, которое известно под именем синдикатов. Законодатели не выяснили себе, каково должно быть их отношение к новой форме господства капитализма. Влияние членов синдикатов, с одной стороны, сдерживает руку законодателя, с другой, страх перед их силою и голос массы потребителей заставляет искать средств законного противодействия возрастающему могуществу частных предприятий. Точка зрения не найдена, и синдикаты всюду находятся в юридически неопределенном положении. [9]
Трест — форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность. [4, с. 582]
Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.
Наиболее широко были распространены в XIX веке
В тресте объединяются все
стороны хозяйственной
Консорциум — временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта.
Консорциум может создаваться для
Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Участники консорциума сохраняют свою
полную хозяйственную
В качестве особенностей консорциумов можно назвать:
- организация консорциума оформляется соглашением;
- консорциум может создаваться
с образованием и без
- организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;
- как правило, в рамках
консорциума участниками не
- компании, входящие в
консорциум, полностью сохраняют
свою экономическую и
Информация о работе Олигополии в современной российской экономике