Оптовые продовольственные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

С древних времён торговля являлась важной частью социальной жизни общества. В настоящее время влияние торговли выросло многократно.
Оптовые продовольственные рынки как неотъемлемый элемент современной рыночной экономики представляют собой развитую форму организации процесса товарного обращения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Социальная значимость оптовых продовольственных рынков на современном этапе. 5
1.1 Экономическая необходимость существования оптовых продовольственных рынков. 5
1.2 Влияние оптовых рынков на цены и производителей. 10
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития оптовых продовольственных рынков. 13
2.1 Зарубежный опыт функционирования оптовых рынков. 13
2.2 Особенности российских оптовых продовольственных рынков и их дальнейшее развитие. 19
Заключение. 26
Список литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике отрасли на тему оптовые продовольственные рынки..docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение. 3

Глава 1. Социальная значимость оптовых продовольственных  рынков на современном этапе. 5

1.1 Экономическая  необходимость существования оптовых  продовольственных рынков. 5

1.2 Влияние  оптовых рынков на цены и  производителей. 10

Глава 2. Современное  состояние и перспективы развития оптовых продовольственных рынков. 13

2.1 Зарубежный  опыт функционирования оптовых  рынков. 13

2.2 Особенности  российских оптовых продовольственных  рынков и их дальнейшее развитие. 19

Заключение. 26

Список литературы. 28

Введение.

 

  С древних времён  торговля являлась важной частью  социальной жизни общества. В  настоящее время влияние торговли  выросло многократно. 

Оптовые продовольственные  рынки  как неотъемлемый элемент  современной рыночной экономики  представляют собой развитую форму  организации процесса товарного  обращения сельскохозяйственной продукции  и продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что возникновение оптовых рынков исторически и логически выступает закономерным результатом объективного развития способа производства продовольствия, товарного производства и товарного обращения, следствием многовекового поиска наиболее рациональных и эффективных способов соединения производства и потребления. Изначально существующая потребность соединить наиболее эффективным способом крайние фазы воспроизводства явилась необходимой предпосылкой формирования и эволюции различных форм организации процесса товарного обращения сначала на основе купеческого, а затем торгового капиталов. В условиях развитой рыночной экономики оптовые рынки, реализуя эту потребность на практике посредством выполняемых функций, становятся важным звеном в системе товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителей к потребителям. В процессе исследования оптовых продовольственных рынков как развитой формы организации и функционирования товарного рынка представляется целесообразным рассмотреть генетические корни и связи оптовых продовольственных рынков, без правильного понимания которых невозможно проникнуть в их сущность, вскрыть качественную определенность, адекватно отобразить содержание и формы проявления структурной организации, а также понять функциональную значимость в рыночной организации хозяйства.

Оптовый продовольственный  рынок - это коммерческое предприятие, осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже продовольствия в определенных местах и по установленным  правилам. Они представляют собой  огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и оптовики напрямую торгуют  продуктами питания с предпринимателями  сферы переработки, розничной торговли, общественного питания и другими.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Тема данной курсовой работы является актуальной, т.к. оптовые продовольственные рынки  в настоящее время играют важную роль в развитии  экономики страны путём пополнения государственной казны денежными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Социальная значимость оптовых продовольственных рынков на современном этапе. 

1.1 Экономическая необходимость существования оптовых продовольственных рынков. 

    Оптовая торговля выступает посредником между производителем и розничной сетью. Особенностью оптовой торговли является то, что товар закупается крупными партиями, формируется товарный ассортимент; далее товар направляется с определённой надбавкой к стоимости в розничную сеть. Оптовая торговля складывается из отношений между организациями, причём хозяйственные связи по поставкам продукции формируются самостоятельно. Она оказывает большое влияние на систему экономических связей между регионами, промышленными отраслями, определяет пути перемещения товаров. [7. с 86-87]

Оптовый продовольственный  рынок как юридическое лицо куплей-продажей не занимается, его задача - предоставить свою инфраструктуру для обеспечения  товародвижения до конечного потребителя. Положительными моментами для покупателя на оптовом продовольственном рынке являются:

- широкий ассортимент  продуктов питания, который сосредоточен  на одном оптовом продовольственном рынке упрощает процесс покупки;

- все продукты питания  сертифицированы, стандартизированы  и упакованы;

- покупателю предоставляется  широкий спектр услуг, обеспечиваемый  инфраструктурой рынка.

Положительным моментом для  оптового продавца является то, что  место складирования и место  реализации товара совпадают, т.е. оптовик  может воспользоваться всей инфраструктурой  рынка, а следовательно сократить  издержки на транспортировку, складирование, предпродажную обработку, тару, упаковку и т.д.

Цель создания оптовых  продовольственных рынков - надежное, стабильное, круглогодичное снабжение  населения городов качественной, сертифицированной скоропортящейся  продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.

При анализе оптовых продовольственных  рынков можно выделить следующие  этапы становления:

1) формирование предпосылок  возникновения оптовых рынков  в процессе развития товарного  производства и товарного обращения; 

2) зарождение и становление  оптовых продовольственных рынков  как закономерный результат развития  торгового капитала, усиления взаимосвязей  между субъектами производства  и потребления; 

3) развитие оптовых рынков - как неотъемлемый процесс современной  мировой цивилизации.

Формирование предпосылок  возникновения оптовых продовольственных рынков началось с развитием товарного производства на базе общественного разделения труда и товарного обмена. Общественное разделение труда, способствовавшее повышению его производительности, увеличению объема сельскохозяйственного производства и тем самым появлению прибавочного продукта в виде определенных излишков тех или иных продуктов, создавало возможность обмена продуктами труда. Оптовый продовольственный рынок по своей структуре представлен преимущественно товарами первой необходимости, удовлетворяющими в первую очередь физиологическую потребность в питании. Предметы роскоши и престижа на рынке продовольственных товаров представлены не так явно и в меньшем объеме, чем на рынке непродовольственных товаров. Характер потребления товаров продовольственного рынка в меньшей степени подвержен влиянию моды и больше обусловлен спецификой климатогеографических условий региона и национальными традициями населения, чем товары других потребительских рынков. Объем потребления продовольственных товаров ограничивается не только нормативами рационального питания и культурой потребления данного общества, сколько лимитированными физиологическими возможностями человека потреблять пищевые продукты. Продовольственный рынок является не только экономической, но и политической категорией, поскольку представляет собой отрасль национального хозяйства, отвечающую за продовольственную безопасность страны продовольственными ресурсами, либо ее зависимость в этом вопросе от других стран. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо констатировать следующее: Продовольственный рынок есть социально- экономическая категория, являющаяся самостоятельной отраслью и в то же время – частью национального агропромышленного комплекса, представляющая собой все совокупное предложение продовольственных товаров в данном регионе и в данное время, предъявленное индивидуальному потребителю для личного потребления. Рынок продовольственных товаров – это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции. Рынок продовольственных товаров делится на типы по характеру продукции и конкурентному поведению фирм.

  Первый тип – рынок  сырьевых продовольственных товаров.  Типичен для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Его характеризуют относительная  однородность и стандартизированность  продукции, реализация товаров  крупными партиями.

  Второй тип – рынок  продовольственных товаров высокой  степени переработки. Продукция,  реализуемая в этой рыночной  группе, относится к разряду неоднородной, высокодифференцированной. Это кондитерские изделия, консервы, обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов. Высокая степень дифференциации товаров означает, что по каждому виду продукции имеется широкий набор подвидов, марок и сортов с различными характеристиками качества. Но чем выше на рынке заменяемость товара, тем сильнее конкуренция и меньше возможностей для ценовых приоритетов. Важнейшим орудием конкурентной борьбы на таком рынке являются реклама и различные способы маркетинговых коммуникаций. Рынок этого типа обычно является олигопольным, с несколькими лидирующими фирмами. Барьеры, препятствующие вхождению на такой рынок, очень высоки.

  Третий тип – рынок  относительно однородной продукции  с низкой степенью переработки  (мясные полуфабрикаты и свежее  мясо, молоко, свежие плоды и овощи  и т. д.). Доступ на рынок этой  группы товаров относительно  свободный, ценообразование осуществляется  на основе, близкой к конкурентному  рынку.

  Четвертый тип –  рынок продовольственного сервиса.  Он включает все типы и классы  предприятий общественного питания  – от небольших буфетов и  закусочных до дорогих ресторанов. Этот рынок специфичен и неоднороден.  В нем можно выделить несколько  подгрупп с различным уровнем  сервиса и с ценообразованием, варьирующим от свободного рыночного  до олигопольного.

Рынок продовольственных  товаров имеет несколько уровней. Он может быть локальным – для  хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным – для мясопродуктов, овощей и фруктов; национальным –  для консервов и импортного продовольствия. В развитых странах рынок продовольствия представлен относительно большим  числом фирм с высокой товарной дифференциацией. При этом четко выделяется группа фирм, занимающая доминирующее положение. Наряду с ценовой на рынке продовольствия большое значение имеет неценовая конкуренция, которую характеризуют интенсивная реклама, товарная дифференциация, а также улучшенные качество товаров и услуг. Рынок продовольственных товаров как система хозяйствования выполняет следующие функции:

1) информационную. Через  цены, процентные ставки и т.  д. рынок дает участникам информацию  об объективно необходимых количестве, ассортименте и качестве товаров, которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка;

2) посредническую. Экономически  обособленные производители и  потребители в условиях общественного  разделения труда должны найти  друг друга и обменяться результатами  своей деятельности. В рамках  рыночной экономики с достаточно  развитой конкуренцией посредник  имеет возможность выбрать наиболее  приемлемого поставщика, а продавец  – наиболее подходящего покупателя;

3) ценообразующую. Рыночное  ценообразование подчинено двум  законам: закону стоимости и  закону спроса и предложения.  Согласно исходному определению  цена есть денежное выражение  стоимости. Стоимость создается  трудом. Но затраты труда на  производство однородной продукции  могут сильно варьировать. Рынок  решает эту задачу путем определения  общественно необходимых затрат  труда, то есть затрат, которые  готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения  основывается на поведении продавца  и покупателя. Первый стремится  дороже продать свой товар.  Чем выше цены на рынке, тем  большую прибыль получает продавец, соответственно он будет стремиться  наращивать объем. продаж при  увеличении цены товара. Типичным  поведением покупателя является  удовлетворение своих потребностей  по возможно более низкой цене. Чем ниже цена, тем больше покупатель  готов купить товара. Акт купли-продажи  не состоится, пока не установится  взаимоприемлемая цена, которую называют равновесной, так как она уравновешивает спрос и предложение;

4) регулирующую. Благодаря  взаимодействию спроса и предложения  рынок дает ответ на вопросы:  Что производить? Для кого производить?  Как производить?

5) санирующую. С помощью  конкуренции рынок очищает общественное  производство от экономически  неустойчивых, не жизнеспособных  хозяйственных единиц и дает  простор более предприимчивым  и эффективным. В результате  повышается средний уровень устойчивости  хозяйств в целом.

1.2 Влияние оптовых  рынков на цены и производителей.

 

Цены оптовые и цены изготовителя формируются на стадии производства товаров, являются промежуточными, и должны компенсировать затраты производителя товаров, работ, услуг на изготовление, реализацию и обеспечивать предприятию запланированный уровень прибыли. Цены оптово-отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги. Косвенные налоги составляют важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Это акциз и НДС. Оптовые продовольственные рынки добиваются большой доли участия в решениях вопросов о ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формой продажи. Они отказывается от реализации невыгодной продукции, реализуют товары конкурирующих фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях оптовые продовольственные рынки совершают действия, направленные против марки товара: придерживает продукцию, устанавливая на нее более высокую цену, в то время как товары других марок продает по более низким ценам.

Информация о работе Оптовые продовольственные рынки