Оптовые продовольственные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

С древних времён торговля являлась важной частью социальной жизни общества. В настоящее время влияние торговли выросло многократно.
Оптовые продовольственные рынки как неотъемлемый элемент современной рыночной экономики представляют собой развитую форму организации процесса товарного обращения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Социальная значимость оптовых продовольственных рынков на современном этапе. 5
1.1 Экономическая необходимость существования оптовых продовольственных рынков. 5
1.2 Влияние оптовых рынков на цены и производителей. 10
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития оптовых продовольственных рынков. 13
2.1 Зарубежный опыт функционирования оптовых рынков. 13
2.2 Особенности российских оптовых продовольственных рынков и их дальнейшее развитие. 19
Заключение. 26
Список литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике отрасли на тему оптовые продовольственные рынки..docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

Исторический опыт большинства  зарубежных стран показал, что сегодня  самой приемлемой и оптимальной  системой распределения скоропортящейся  продукции является та, в которой  ключевым звеном выступает оптовый  продовольственный рынок. Поэтому  не случайно правительство этих стран  активно и многогранно участвует  в создании оптовых продовольственных  рынков: начиная от крупномасштабного финансирования и кончая принятием законов и нормативных актов, стимулирующих их эффективное функционирование и развитие.

2.2 Особенности российских  оптовых продовольственных рынков  и их дальнейшее развитие.

 

  Рассмотрим частное явление оптового рынка - категорию оптовые рынки продовольственных товаров. Говоря о рынке продовольственных товаров или продовольственном рынке, подразумевается, совокупность товаров рынка, предложенную индивидуальному потребителю для личного потребления. При анализе проблем российского продовольственного рынка, как правило, исследователи рассматривают сельскохозяйственное сырье, продукцию пищевой промышленности и результаты оптовой торговли на внутреннем и внешнем рынке. Иначе говоря, для потребителя продовольственный рынок – это рынок продуктов, которые можно употребить в пищу, вне зависимости от товаропроизводящей отрасли, но в зависимости от качества и цены. Продовольственный рынок как самостоятельная отрасль национальной экономики, работающая на удовлетворение личных потребностей населения, также имеет место в ряде европейских стран и в арабском мире, следовательно, можно предположить, что с развитием рыночных отношений в России и действительным становлением интересов потребителя во главу приоритетов деятельности хозяйствующих субъектов рынка продовольственный рынок тоже может выделиться в самостоятельную отрасль национальной экономики. Продовольственный рынок включает в себя только ту часть продукции, которая идет непосредственно в личное потребление населения, продовольственный рынок как система включает только отрасли, связанные с производством и реализацией продовольствия, специализируясь прежде всего на удовлетворении потребностей населения.  Поступление продуктов питания на оптовый продовольственный рынок идёт не только за счёт отечественных предприятий, но и (что особенно актуально для России в настоящее время) за счёт продукции внешнего рынка, то есть импортных продовольственных товаров. Оптовый продовольственный рынок специализируется на сложной градации конечного продукта, которая обусловлена способами технологического воздействия на продовольственное сырье и степенью готовности к непосредственному употреблению.   Таким образом, продовольственный рынок является важной составной частью агропромышленного комплекса. В настоящее время перед российской оптовой продовольственной торговлей стоит ряд задач:

- создание банка данных, прогнозах состояния рынка, спроса  на ту или иную продовольственную  продукцию.

- качественное и современное  обслуживание предпринимателей (целью  которых является дальнейшая  продажа продовольственных товаров),  своевременное обеспечение их  товарами в соответствии с  полученными заказами.

- использование экономических  методов управления и стимулирования  системы взаимоотношений оптовой  торговли между поставщиками  и покупателями.

- создание компьютеризированной  системы учёта всех операций, осуществляемых оптовыми продовольственными  рынками, что обеспечивает более  точную отчётность и контроль  за своей деятельностью.

- максимально возможная  совокупная экономия денежных  средств в результате снижения  издержек обращения  на всех  этапах оптовой торговли.

- внедрение прогрессивных  форм и методов оптовой торговли, в частности использование высокомеханизированных  погрузочно-разгрузочных средств,  мобильного транспорта, современных  видов тары.

Как известно из зарубежной практики, на многих оптовых продовольственных рынках имеются высокотехнологичные склады, основанные на использовании компьютеров. Например, система автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или «автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают товар на склад или в холодильник и извлекает их от туда по команде. Компьютер также выдает информацию о местонахождении каждого наименования товара. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.

Тарное хозяйство - один из крупнейших потребителей материальных ресурсов. По имеющимся данным, в  странах с развитой рыночной экономикой затраты на тару (при высоком уровне повторного ее использования и утилизации) составляют около 3% национального дохода, а в стоимости отдельных видов товара - 15%.

После распада СССР большинство производимого аграрного сырья было ориентировано на нужды единственного, крупнейшего и нетребовательного покупателя – государства. С отказом государства от монопольной роли главного распределителя продукции произошло, в первую очередь, разрушение прежних связей между производителями и потребителями продовольствия. Агропромышленное производство России вступило в третье тысячелетие в глубоком экономическом кризисе, имея около 80% убыточных сельхозпредприятий. Многие из них утратили техногенные факторы производства, не имеют средств на приобретение техники, минеральных удобрений, пестицидов. Происходит ускоренное выбытие основных фондов, особенно техники. Выросла задолженность перед поставщиками ресурсов и бюджетами. В растениеводстве и животноводстве идет процесс технологической деградации, снижается плодородие земель, сокращаются посевные площади. В животноводстве продолжается уменьшение поголовья крупного рогатого скота и свиней. Наметились положительные тенденции развития птицеводства, но темпы роста этой отрасли сдерживаются отсутствием кормов и инвестиций для модернизации производства. Продолжается спад производства в мясной и молочной промышленности. Еще совсем недавно в агропромышленном комплексе создавалось около 15% всего валового продукта, на его долю приходилось около трети всего товарооборота страны, почти полностью обеспечивая население продуктами питания, а теперь более 40% из них завозится из-за рубежа. Центральным звеном системы реализации сельскохозяйственной продукции выступает оптовая торговля. Стихийность в формировании оптовой торговли последних лет явилась одной из причин к существенному удорожанию продукции отечественных товаропроизводителей и ее неконкурентоспособности. Спровоцировала участие в этом процессе целого ряда посреднических звеньев, которые в свою очередь способствовали к неоправданному завышению цен, но и препятствовали созданию системы целевого мониторинга и установлению прямых контактов между производителями и потребителями.

Формирование в России рыночных условий, их дальнейшее развитие и совершенствование предъявляют  к объекту товарно-денежных отношений специфические требования. Поскольку объектом этих отношений являются продовольственные товары, представляемые на свободный рынок конкурирующими между собой субъектами с разной формой собственности, то у потребителя этих товаров и услуг имеется возможность выбрать из большего многообразия наилучший и оптимальный.  Конкурирующие между собой фирмы, стараясь как можно полнее удовлетворить те или иные потребности потребителя и получить за предоставляемые товары больше денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя. Многие из фирм стремятся заполучить эти деньги честным путем за свой качественный товар, но на свободном рынке всегда имеются и другие производители, которые хотят обманным путем получить с покупателя деньги за свой некачественный или даже фальсифицированный продукт. Особенно это характерно для российского рынка, где веками формировались условия для производства фальсифицированных продуктов. Появление на российском рынке разнообразных товаров, о существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению или в поездках за рубеж, породило и новую, неизвестную ранее проблему – идентифицировать тот или иной товар. Многие импортные товары и услуги ранее не были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения, поскольку они не производились отечественной промышленностью и, соответственно, поэтому на нее отсутствует нормативно-техническая документация и возникает масса проблем с их идентификацией. Поэтому проблема многостороннего изучения свойств товара на нынешнем этапе формирования свободного рынка в России и вхождения его в мировой рынок требует тщательного анализа уже сложившихся понятий, их теоретического осмысления и разработки новых подходов к пониманию новых свойств, появляющихся у него. Несмотря на то, что в России принят закон “О защите прав потребителя” и созданы в каждом регионе общества потребителей, фактически потребитель остался один на один в противостоянии с производителями и предпринимателями разного уровня.  Поэтому возникает необходимость “ вооружать” как каждого товароведа, так и каждого потребителя необходимым объемом знаний по своевременному выявлению тех или иных подделок товаров. Особо пристальное внимание необходимо обращать на подделки пищевых продуктов из-за того, что очень часто употребление некачественной продукции приводит к смертельным случаям или к формированию различных заболеваний у потребителей. В числе угроз продовольственной безопасности человека можно отметить прежде всего следующие. Риски новых технологий. Новые технологии внедряются в производство быстрее, чем просчитываются их возможные последствия для окружающей среды и здоровья человека. Получение коммерческой прибыли корпорациями, контролирующими отдельные рынки, не всегда совпадают с интересами сохранения окружающей среды и здоровья населения и могут быть особо опасными с точки зрения сохранения здоровья человека и долговременных перспектив развития общества. Существующие механизмы не всегда предостерегают от такой опасности. Проблема усугубляется в странах с неразвитой демократической и гражданской активностью, недостаточным образовательным уровнем и монополизацией средств массовой информации. Кроме того, ускорение ритма жизни означает также и использование технологий, у которых не всегда просчитаны последствия, поэтому внедрения новых биотехнологий (например, генетически измененных культур) означает рост потенциальной опасности. К сожалению, некачественные продукты питания всё чаще встречаются не только в розничных продуктовых магазинах, но и на оптовых продовольственных рынках. Предприниматели, стремясь получить больше прибыли, продают большие партии некачественных продуктов сомнительного происхождения или товары с истекшим сроком годности, с помощью «перебивки» даты выпуска продукта и окончания срока годности.

Кроме вышеперечисленных  проблем, связанных с оптовыми продовольственными рынками, есть ещё одна – экологическая. Так как оптовый продовольственный рынок во многих регионах уже стал, а в других регионах скоро станет центром оптовой торговли, на его территории будет скапливаться огромное количество мусора, в том числе отходов пластмассы (ПВХ). На Западе давно ведутся работы по созданию пластиков, способных под воздействием окружающей среды разлагаться и исчезать, но результаты пока ничтожны. Однако в России эта работа практически не ведется. Тогда как территория страны буквально усеяна отходами из пластика. А ведь эти отходы представляют собой ценный вторичный сырьевой ресурс. При утилизации 1 тонны полиэтилена можно получить 860 кг новых полиэтиленовых изделий. Причем использование 1 тонны вторичного полиэтилена экономит 5 тонн нефти. В Англии, скажем, стоимость 1 тонны вторичного полиэтилена еще в 1971 году составляла 233 доллара, а общая стоимость пластмасс, содержащихся в отходах, достигала 348 млн. долларов. Если создать в России сеть заводов по переработке вторичного сырья, можно существенно сократить расходы на приобретение тары и упаковки для разнообразных товаров, а также улучшить экологию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Система оптовых продовольственных  рынков России представляет собой сложный  организационно-экономический и  технический комплекс, включающий в  себя: оптовые продовольственные  рынки региональных и межрегиональных  уровней; систему правового обеспечения  их функционирования; систему банковских расчетов и страхования сделок; систему  инженерного обеспечения деятельности оптовых продовольственных рынков.

Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие  в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия  оптовой торговли контролируют полноту  ассортимента в магазинах обслуживаемой  зоны, добиваясь постоянного наличия  в продаже товаров, имеющихся  на складах, участвуют совместно  с промышленностью в рекламных  мероприятиях, организуют перепродажу  излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

В работе обоснована необходимость  создания и развития оптового продовольственного рынка в России:

- скоординировать и сконцентрировать  в одном месте предложение  плодоовощной, бакалейной, мясной, рыбной  и некоторой другой продукции  поставщиков Мордовии и близлежащих  регионов;

- предоставить всем поставщикам  этой продукции возможность устойчивого  выхода на конкурентный рынок;

- повлиять на формирование  реальной рыночной цены на  реализуемую продукцию;

- за счет создания цивилизованной  конкурентной среды на оптовом  рынке ускорить и упростить  финансовые расчеты и весь  процесс товародвижения на основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков;

- поддержать отечественных  производителей за счет создания  упорядоченной системы сбыта  продукции через оптовиков на  ОПР и налаживания обратной  связи от конечного потребителя  до производителя;

- обеспечить цивилизованный  контроль государства за безопасным  распределением продуктов питания,  исключить доступ на внутренний  рынок продукции, опасной для  здоровья населения;

- поддержать предприятия  розничной торговли и общественного  питания в части минимизации  их издержек, связанных с закупкой  продовольствия в широком ассортименте;

- легализовать все товарные  потоки оптового и розничного  звена, поступающие в розничную  продовольственную сеть и общественное  питание, тем самым значительно  пополнить бюджеты всех уровней;

- создать дополнительные  рабочие места.

Все это указывает на то, что в России создается нужная и жизнеспособная структура. Государству нужно более активно участвовать в создании системы оптовых продовольственных рынков: начиная от крупномасштабного финансирования и кончая принятием законов и нормативных актов, стимулирующих ее эффективное функционирование и развитие.

 

 

 

                                            Список литературы.

 

1 Беседина В.Н. «Ценообразование»/Учебное пособие. – М.: Экономист. 2006. - 141 с.

2 Вершинин И.П. «Оптовые продовольственные рынки как распределительная система товаропотоков, финансовых ресурсов и информации: философия создания и технологии, перспективы развития»  htpp /: Энерготехпром /SPB upt рынок.htm. 2008.

3 Голинов Б.А. «Оптовая  торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика»/Учебно-практическое пособие. – М.: Экзамен. 2008 – 272 с.

4  Гребнева В.А. «Современная торговля» №3. / Журнал. – М.:  2010.

5  Егорова Н.Р. «Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами» Екатеринбург.:  2009. – 132 с.

6 Егорова Н.Р. «Рынок и торговля потребительскими товарами в цифрах» Екатеринбург.: Издательство УРГЭУ.  2008. – 301 с.

7 Карпенко Е.А. «Экономика отрасли: торговля и общественное питание»/Учебное пособие. – М.: 2008. – 224 с.

Информация о работе Оптовые продовольственные рынки