Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа
Основной единицей предпринимательской деятельности в рамках общественного производства выступает предприятие (фирма). Оно складывается на основе различных форм собственности: частной, государственной, арендной, совместной и в реальной действительности выступает в виде фирмы, концерна, хозяйственной ассоциации, акционерной компании, фермерского семейного хозяйства т.д.
Введение.
1.Теория предпринимательства.
1.1. Основные формы организации предпринимательства.
1.2.Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
1.3. Стратегия развития фирмы.
2. Организационная структура Российского бизнеса
2.1. Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России.
2.2. Малое предпринимательство.
2.2.1. Преимущества малого предпринимательства.
2.2.2. Развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае 2006-2009 гг.
Заключение.
Список используемой литературы.
В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна «иерархия» (фирма), после – рынок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т.д.
В теории фирмы принято различать вертикально и горизонтально интегрированную фирму.
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху. Например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретение одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация. Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между собой отрасли. Например, химический концерн «Дюпон-де-Немур» объединяет производство химических волокон, лекарств, рефрижераторов, самолетов.
1.2. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Теория фирмы основана на принципе стремления к получению максимальной прибыли, т.е. к увеличению разности между доходами и издержками.
Стремление к получению максимальной прибыли – это тот критерий, который определяет поведение фирмы как в течение короткого, так и длительного периода.
Короткий период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (труд, капитал) могут изменяться, поэтому являются переменными.
Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства.
В длительном периоде фирма может изменить объемы всех факторов производства. Поэтому все они становятся переменными. В этот период фирма стремится наилучшим образом комбинировать факторы, замещая труд капиталом или наоборот, с целью минимизировать затраты на данный объем выпуска продукции.
Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы – максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит фирма, не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.
Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т.д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица будет «что-то» добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая производственная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.
В связи с этим разность между предельным доходом (MR – marginal revenue) и предельными издержками (MC – marginal coast), т.е. прибыль (P2 – profit), увеличивается:
P2 = MR – MC.
Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода. Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (P – price) и предельными издержками (MC – marginal coast):
P = MC.
Если P > MC, то производство необходимо расширять. Если P < MC, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.
На графике оптимальный объем производства определяется на уровне пересечения кривых спроса на продукцию фирмы и предельных издержек:
- при цене P1 это Q1;
- при цене P2 это Q2;
- при цене P3 это Q3. (Рис. 1)
P MC
Q
0 Q1 Q2 Q3
Рис.1
Если же объем производства будет больше или меньше оптимального – прибыль станет меньше максимальной.
Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.
Это правило максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики.
Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.
Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.
Если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену (Рис.2).
Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет (Рис.3).
P D S0 S1 P MCI ACI
Q Q
0 Q0 Q2 0 Q1 L
Рис.2 Рис.3
Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности.
На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т.е. предельный, доход (MR – marginal revenue).
Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль.
При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства.
При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки.
Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR > MC, производство следует расширять, если MR < MC, производство следует сокращать, если MR = MC, то фирма получает максимальную прибыль.
1.3. Стратегия развития фирмы.
В западной экономической литературе теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:
в одних утверждается, что цель фирмы – максимизация не прибыли, а объема продаж;
согласно другой концепции, теории «удовлетворения», автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
В «эволюционной теории» С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.
Однако в этих и других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике.
В зависимости от продолжительности времени (короткий или длительный период) и условий конкуренции фирма определяет свою стратегию.
Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии:
оборонительную;
наступательную.
Оборонительная стратегия имеет два направления:
1. В имитационном делается акцент на снижение риска от внедрения нововведений за счет заимствования результатов научно-технических достижений, имеющихся у конкурентов. Фирма следит за рынком, ждет появления нового продукта и концентрирует ресурсы на производстве аналогичного продукта или его прототипа.
2. Стратегия выжидания. Она используется фирмами, в планы которых входит уйти с данного рынка или быстро перестроить производство в случае, если другой конкурент успешно внедрился на рынке.
В наступательной стратегии выделяют четыре направления:
1. Стратегия рационализации. Она предусматривает рост ресурсов для осуществления нововведений. При этом стратегии осуществляется финансовая поддержка дочерних и венчурных компаний, на которых проверяется новая технология.
2. Стратегия дифференциации квоты (количества выпускаемой продукции). Она преследует цель сохранения для фирмы значительной доли рынка при высокой прибыли. Основой высокой прибыли становятся постоянные инвестиции. С их помощью фирма надеется снизить цену на свою продукцию и увеличить на нее покупательский спрос.
3. Инновационная стратегия предполагает обновление продукции или услуг, а так же производства основных фондов и освоение инноваций – новых продуктов и технологий. Инновации разделяются на продуктовые и технологические.
Продуктовые инновации позволяют фирме максимизировать прибыль через повышение цены единицы нового продукта.
Технологические инновации помогают максимизировать прибыль благодаря снижению себестоимости выпускаемой продукции и недопущению ее избыточного роста при повышении качества продуктов.
4. Стратегия освоения и заполнения рыночной ниши. Реализация этого направления связана со значительными затратами на научно-исследовательские работы, с деловым риском.
Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.
Наиболее важные виды риска:
производственный;
коммерческий;
финансовый;
кредитный;
процентный.
Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем.
Финансовый риск зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия. Чем выше отношение заемных средств к собственным, тем больше финансовый риск.
Кредитный риск обусловлен тем, что заемщик может не уплатить по ссуде.
Процентный риск связан с возможностью падения цены ценной бумаги из-за роста нормы процента.
Существует мнение, что допустимый уровень риска обратно пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности.
При страховании риска страховой компанией последняя выплачивает предпринимателю премию за риск, размер которой может быть равен возможному убытку. Поскольку страховка гарантирует страховщику получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет, то такой риск оправдан. Нестрахуемый риск тоже «страхуется» заключением фьючерсных сделок, хеджированием и другими видами рыночных операций.
Фьючерсный контракт представляет собой соглашение о будущей поставке товара. В момент заключения сделки стороны согласовывают только цены поставляемого товара. Фьючерсные сделки в основном преследуют цели хеджирования, при котором поставщик или покупатель страхуется от возможного неблагоприятного изменения цены.
2. Организационная структура Российского бизнеса.
Организация бизнеса в России имеет особенности. Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК), вступившим в силу с 1 января 1995г. С введением ГК утратили силу Закон «О собственности в РСФСР» и Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Новый ГК возрождает частноправовые начала неприкосновенности собственности в бизнесе. Новое содержательное наполнение получила категория «предприятие». До последнего времени оно трактовалось как особая организационно-правовая форма, т.е. коммерческая организация, не имеющая собственности, ибо собственником в плановой экономике оставалось государство. Государство с помощью своих предприятий имело дело по сути само с собой, ибо договоры между предприятиями по «продаже», например, их имущества в действительности не меняли на это имущество прав собственности, так как собственником оставалось государство.
В рыночной экономике в отличие от командно-административной в товарно-денежном обороте участвуют не номинальные, а реальные собственники: индивидуальные предприниматели, кооперативы, товарищества, общественные организации. Для них создание предприятий ни с экономической, ни с правовой точек зрения не имеет смысла. Они используют другой путь: создание не предприятий, а «компаний одного лица», т.е. хозяйственных обществ. Сохранение же такого понятия, как «предприятие», в качестве некоммерческой организации – несобственника оправдано лишь для государственного и муниципального секторов.
Информация о работе Организационная структура Российского бизнеса