Организация и структура холдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Преимущества и недостатки холдинговых структур. Понятие, особенности и формирование холдингов, их преимущества и недостатки. Особенности организации холдинговых компаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Холдинг.docx

— 47.84 Кб (Скачать файл)

Сочетание в рамках холдингов  государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.

1.5 Преимущества, недостатки холдинга

Холдинги как разновидность  предпринимательских объединений в сравнении с коммерческими организациями обладают следующими преимуществами:

- реализацией масштаба  используемых ресурсов (производственных  фондов, инвестиционных средств,  трудовых ресурсов), в том числе  возможностью привлечения квалифицированного  управленческого, научного, производственного  персонала;

- минимизацией для участников  объединения в сравнении с  обособленными производителями,  не входящими в него, отрицательного  воздействия конкуренции, поскольку  участники объединения, как правило,  не допускают взаимной конкуренции  на одном и том же рынке;

- возможностью производства  конкурентоспособной продукции  (работ, услуг) вследствие создания  самодостаточной вертикально интегрированной  системы от добычи сырья до  выпуска законченной продукции  высокой степени переработки;

- значительной централизацией  капитала, который в зависимости  от экономической конъюнктуры  может "перетекать" из одной  сферы предпринимательской деятельности  в другую;

- объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских  разработок, возможностью интеграции  науки и производства;

- возможностью осуществлять  согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;

- имиджем крупной и  влиятельной интегрированной структуры;

- возможностью лоббирования  в законодательных и правительственных  органах - гибкостью и мобильностью  в выборе организационно-правовых  форм участников холдинга, в распределении  между ними функций, определении  степени их автономии;

- облегченностью процедур  создания и реструктуризации  холдингов (отсутствие регистрационных  процедур, приобретение бизнеса  через покупку акций);

- устойчивостью и стабильностью  (нельзя добровольно выйти из  состава холдинга);

- ограниченным риском  ответственности (основное общество  несет ответственность по долгам  дочернего только в случаях, установленных федеральными законами);

- распределением коммерческих  рисков (особенно для диверсифицированных  холдингов);

- возможностью спекуляций  на акциях дочерних обществ;

- эффективностью финансового  и налогового планирования;

- конфиденциальностью контроля  для владельцев бизнеса, находящихся  на верхушке холдинговой пирамиды.

Не каждое холдинговое  объединение обеспечивает единовременно  реализацию всех перечисленных преимуществ. Отдельные из названных преимуществ  холдингов оборачиваются для  других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например контрагенты  по договорам) обратной стороной и могут  быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Здесь  следует исходить из общего подхода  защиты прав и законных интересов  всех участников правоотношений, осуществляющих свои права разумно и добросовестно.

К недостаткам холдинговой модели организации наряду с очевидными преимуществами можно отнести:

- отсутствие внутри холдинга  конкуренции, влекущей за собой  возможность сохранения нерентабельных  производств и снижения экономической  эффективности холдинга в целом;

- бюрократизацию управления, сложность иерархической структуры;

- неоптимальное налогообложение  участников холдинга, отсутствие "налогового  единства" холдинга;

- сложность управления  холдинговым объединением:

а) большое количество субъектов  корпоративных отношений, имеющих  различные интересы;

б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный  документооборот);

- отсутствие адекватного  нормативно-правового регулирования  холдингов;

-отсутствие особенностей  правового регулирования совершения  сделок с заинтересованностью внутри холдинга .

Таким образом, холдинг как  предпринимательское объединение, представляющее собой производственно-хозяйственный  комплекс, отвечает следующим условиям:

1) это объединение может  выступать в качестве единого  субъекта;

2)его участниками являются  хозяйственные общества - самостоятельные  субъекты гражданско-правовых отношений  (акционерные общества, общества  с ограниченной ответственностью);

3) одно из хозяйственных  обществ - участников объединения  определяет решения, принимаемые  другими хозяйственными обществами - участниками этого же объединения;

4) объединение проводит  единую политику (инвестиционную  технологическую, производственно-хозяйственную,  финансовую или научно-техническую).

2. Особенности  организации холдинговых компаний

2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур

Можно выделить три основания  построения холдинговых компаний:

1. В основе построения  лежит вид товара или услуги, то есть предприятия различаются  видом производимого товара или  оказываемой услуги, а координация  их деятельности из центра  ориентирована на помощь участникам  в реализации продукции на  рынках.

2. В основе построения  лежит группа потребителей, на  которую ориентировано то или  иное предприятие (филиал) группы. Такая модификация используется, как правило, инвестиционными,  страховыми, пенсионными и другими  финансово-кредитными структурами,  в том числе банками. 

3. В основе построения  лежит географический фактор, то  есть крупная компания открывает  свои филиалы на различных  территориях.

Примером может служить  Сбербанк России, имеющий свои подразделения  во всех единицах территориального деления  экономического пространства государства.

Согласно "Временному положению  о холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных  предприятий в акционерные общества" от 16.10.1992 г., существует ограничение: "Дочернее предприятие, независимо от пакета его  акций, принадлежащих холдинговой  компании, не может владеть акциями  холдинговой компании в какой  бы то ни было форме, включая траст  и залог".

В холдинге может сложиться  ситуация, когда основная (материнская) компания будет полностью владеть  другими участниками данной корпоративной  структуры, однако и в этом случае объединение не будет представлять собой единую компанию.

Холдинги не проходят государственную  регистрацию в качестве официальной  корпоративной структуры. Однако, понятие "холдинг" существует в современном  российском законодательстве. Например, есть "Временное положение о  холдинговых компаниях", в котором  регулируются некоторые особенности  их деятельности как специфической  формы ассоциированного предпринимательства  в российской экономике.

Холдинговая форма удобна с точки зрения руководства группой  компаний, так как данная форма  позволяет:

· во-первых, согласованно формировать, корректировать и решать цели и задачи компании. Вырабатывать эффективные  управленческие решения в кризисных  ситуациях. Осуществлять единое управление стратегическим развитием компании.

· во-вторых, унифицировать и стандартизировать ведение учета, документооборота, и т. д.

· в-третьих, прямо или  косвенно контролировать цены, при  этом защищая интересы всей группы.      

Составляющие  холдинг юридические лица остаются с правовой точки зрения именно отдельными лицами, каждое со своими органами, активами, пассивами, правами, обязанностями  и т.п. Какой-либо особой регистрационной  процедуры для холдинга в целом  законодательством не предусмотрено. Холдинг следует отличать от других организационно-правовых форм объединений  юридических лиц, таких как финансово-промышленная группа, простое товарищество, ассоциация, некоммерческое партнерство и др., определенных теми или иными правовыми  актами.  

 

  1. Организация и структура холдинга

 

      

Холдинг  обычно создается не на пустом месте, а в результате реструктурирования уже существующего бизнеса. Чаще всего речь идет о крупной организации, образованной в результате приватизации или выросшей естественным образом, которой стали тесны рамки  одного юридического лица. Такая организация  нередко ведет несколько несвязанных  видов деятельности, имеет несколько  территориально разнесенных отделений  и т.д. Мотивацией для образования  холдинга могут служить как соображения  улучшения эффективности работы данной структуры за счет перераспределения  обязанностей и полномочий по нескольким уровням, так и повышение ее экономической  прозрачности с целью привлечения  внешних инвесторов. Естественная идея реструктуризации состоит в том, что каждому фактически существующему (формально или неформально) отделению  придается статус отдельного юридического лица. Вновь создаваемые организации  связаны между собой отношениями  владения, а также, возможно, договорными  и др. Впрочем, наиболее распространенным видом холдинга является, безусловно, имущественный. Это не в последнюю  очередь связано с упоминавшимися выше соображениями: в договорном холдинге основное общество несет солидарную с дочерним ответственность; лишь в  имущественном холдинге возможна безналоговая передача средств и имущества (если доля владения более 50%).      

Существует  несколько альтернативных способов создания двух (или нескольких) организаций  из одной. Во-первых, существующая организация  может просто учредить новую (дочернюю) организацию. Во-вторых, возможна реорганизация  существующей организации в форме  разделения (с прекращением существующей организации) или, чаще, выделения (без  прекращения). Выделение также может  осуществляться в нескольких различных  формах. Рассмотрим эти варианты на примере акционерного общества (для  общества с ограниченной ответственностью, варианты те же).     

1. Учреждение дочернего общества      

При этом основное общество просто вносит часть имущества (как правило, это  имущество, относящееся к преобразуемому отделению) в уставный капитал нового общества. На балансе самого учредителя вместо имущества появляются акции  дочернего общества.          

В данном случае нет возможности передать создаваемому обществу долги основного  общества, пусть даже относящиеся  к преобразуемому отделению.      

2. Реорганизация (выделение)      

Решение о реорганизации принимается  общим собранием акционеров АО (большинством в 3/4 голосов от принимающих участие  в собрании; п. 4 ст. 49 Закона «Об АО») или участников ООО (единогласно; п. 8 ст. 37 Закона «Об ООО»). Оценивать  имущество в данном случае нет  необходимости – оно передается по балансовой стоимости.      

Составляется  так называемый разделительный баланс, распределяющий между двумя обществами активы и пассивы реорганизуемого. Таким образом, в данном случае можно  передавать не только имущество, но и  долги, а также фонды и т.п., что очень ценно.     

О реорганизации необходимо заблаговременно  уведомить кредиторов общества, которые  вправе потребовать досрочного погашения  долгов и возмещения убытков. В случае реорганизации у акционеров возникает  право потребовать выкупа акций.     

Выделение может происходить в следующих  формах (п. 3 ст. 19 Закона «Об АО»);

    • выделение с конвертацией акций:

 

     Часть акций реорганизуемого общества конвертируются в акции нового общества. В результате акционеры реорганизуемого  общества получают акции нового общества взамен части акций реорганизуемого. При этом происходит уменьшение уставного  капитала реорганизуемого общества.

    • выделение с распределением акций:

 

     Уставный  капитал реорганизуемого общества не уменьшается, акции нового общества выпускаются за счет добавочного  капитала реорганизуемого обществ, нераспределенной прибыли и т.п. Акционеры реорганизуемого общества получают акции нового общества дополнительно  к имеющимся у них акциям.

    • выделение с приобретением акций:

 

     Реорганизуемое  общество само приобретает все акции  нового общества. Капитал реорганизуемого  общества не меняется, его активы и  обязательства уменьшаются, на сумму  разницы на балансе появляются акции  нового общества. Акционеры остаются при своих акциях реорганизуемого  общества.5     

В отношении выделения с конвертацией или распределением Закон «Об  АО» устанавливает, что если акционер голосовал против или не участвовал в голосовании по вопросу о  реорганизации, то он получает акции  нового общества с теми же правами  и в той же пропорции, что он владеет акциями реорганизуемого  общества. Таким образом, возможны и  иные (непропорциональные) варианты раздачи  акций нового общества, но они касаются только тех, кто сам голосовал  за этот вариант или воздержался. (Для ООО таких жестких требований закон не предусматривает).     

Возможны  также и смешанные варианты: например, акции нового общества частично распределяются между акционерами, а частично приобретаются  самим реорганизуемым обществом; при  этом также действует вышеупомянутое требование пропорциональности.     

Информация о работе Организация и структура холдинга