Основные источники возникновения угроз интересам в экономической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в анализе и классификации угроз в экономической сфере:
-раскрыть содержание понятия угроза;
-провести классификацию угроз;
-выявить внешние и внутренние источники угроз.

Содержание

Введение
1.Сущность понятия «угроза»…………………………………………………………………4
2.Объекты и субъекты угроз…………………………………………………………………..8
3.Принципы классификации угроз…………………………………………………………...9
4.Источники возникновения угроз…………………………………………………………..14
5.Основные внутренние угрозы национальным интересам в экономической сфере……16
6.Основные внешние угрозы национальным интересам в экономической сфере……….20
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 131.71 Кб (Скачать файл)

Исключительно важное, если не определяющее значение в организации деятельности по обеспечению  национальной безопасности имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз  безопасности, отражение человеком  этого явления сплошь и рядом  не совпадает с реальным положением. Оценка объективно существующей угрозы всегда несет в себе элементы субъективизма  и уже в силу этого является искаженным отражением объективной  действительности. Порой искажения  в восприятии угрозы могут достигать  значительных масштабов. Более того, угроза реально существует,формируется, а субъекты безопасности могут не знать об этом, не осознавать надвигающейся  катастрофы.

Поэтому для  практики важное значение имеет классификация  угроз по степени их субъективного восприятия.

Схема5. Классификация угроз безопасности

по степени субъективного  восприятия

-под завышенной и заниженной угрозой понимается объективно существующая угроза соответственно с завышенным или заниженным, вплоть до полного игнорирования, уровнем реальной опасности.

-под мнимой угрозой понимается ложная, надуманная, искусственно сформированная угроза при отсутствии достаточного реального основания для этого.

-адекватная угроза отражает оптимальный случай, когда реальные параметры угрозы с достаточной точностью совпадают с ее субъективным обликом.

Причины неадекватного  восприятия угроз могут быть самыми различными: ограниченность знаний законов  природы, отсутствие необходимого объема достоверной информации о событиях и обстановке, низкий уровень методов  и оперативности обработки имеющейся  информации, отсутствие навыков прогнозирования  и предвидения последствий, особенности  реальной обстановки и т.д.

Немаловажное  значение имеют также личностные особенности характера и целевые  мировоззренческие установки политиков  и лиц, ответственных за принятие решений в области обеспечения  национальной безопасности. Формирование неадекватного субъективного восприятия угроз может быть следствием собственной некомпетентности или заблуждения либо результатом целенаправленной деятельности других лиц, добивающихся своих эгоистических целей. Примеров пагубных последствий неадекватного восприятия угроз безопасности в нашей стране более чем достаточно: июнь 1941 г., ввод войск в Чехословакию в 1968 г., Афганистан, Чечня и т. д.

В целом все  выделенные выше по различным критериям  виды угроз оказывают большое  влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы  обеспечения национальной безопасности России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Источники возникновения угроз.

Причины возникновения  угроз ЖВИ в экономической  сфере, как, впрочем, и сами угрозы, могут  носить и объективный, и субъективный характер. В генеральном плане  причины возникновения угроз  ЖВИ вообще, и в экономической  сфере в том числе, объективны. Это можно объяснить тем, что  любое движение, любое развитие (а  хозяйственная деятельность есть форма  движения, а, следовательно, и развития) возможно только как постоянное взаимодействие (противодействие, борьба – как угодно назовите) разнонаправленных факторов, которые могут быть как природного, так и антропогенного происхождения.

Но в основном конкретные причины возникновения  угроз интересам в экономической  сфере – это причины субъективного  характера. По своей природе эти  причины (как и сами угрозы) можно  разделить на две большие группы:

1) характеризующиеся  отсутствием умысла создать конкретную  угрозу (недомыслие, халатность, безразличие  и т.д. и т.п.)

2) наличием  такого умысла. Остановимся несколько  подробнее на последних. 

Упомянутое  деструктивное влияние Запада на Россию, ее экономику проходит по самым  различным линиям:

1) насаждением  своих «агентов влияния» или  прямых агентов во властных  структурах;

2) формированием  и установлением господства в  частном секторе класса аморальных  и апатриотичных «новых русских»;

3) попытками  ослабления центральной власти  и развития настроений политического  и экономического сепаратизма  и национализма в субъектах  Российской Федерации; 

4) политикой  разрушения существующих экономических  связей России со странами  СНГ и недопущения воссоздания  на территории СНГ единого  экономического пространства в  какой-либо форме; 

5) контролем  за финансовой и информационной  сферой России;

6) путем развала  российского ОПК; 

7) по внешнеторговым  каналам;

8) по линии  разворовывания научно-технических  достижений России и переманивания  за границу лучших российских  ученых и специалистов.

Трудно назвать  какую-то единую, целостную мотивацию такой, мягко говоря, «нелюбви» Запада к России. Скорее всего, это глубоко сидящий в западном обывателе и передающийся из поколения в поколение на генетическом уровне страх перед непредсказуемостью России и россиян. Этот страх основан на непонимании (а возможно и нежелании понять) того, что у русских и других народов России есть свои, заметно отличающиеся от западных, духовно-нравственные ценности, своя, отличная от «общечеловеческой» ментальность, и, естественно, на неприятии самих этих ценностей и этой ментальности.

Таковы причины, порождающие угрозы ЖВИ личности, общества и государства в экономической сфере.

Однако нам  важно также установить природу этих угроз. В качестве угроз интересам в экономической сфере могут рассматриваться:

 а) противоположно  направленные интересы в экономической  же и иных сферах;

б) действие неподконтрольных человеку сил природы;

в) неблагоприятное  складывающиеся объективные социально-экономические  условия развития общества.

В экономической  сфере первый из этих вариантов встречается  несравненно чаще, чем второй и, особенно, третий. Экономика есть область общественных отношений, а эти отношения, как  мы уже знаем, складываются в процессе реализации конкретных интересов отдельных  личностей, социальных групп, народов, наций, государств. Поэтому среди  угроз, фиксируемых в экономической  сфере, господствуют угрозы, возникающие  в результате столкновения противоречащих друг другу интересов. В этом случае каждый из интересов, в сущности, является угрозой один для другого. Можно  сказать, что угроза представляет собой посягательство на интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные внутренние угрозы национальным интересам  в экономической сфере.

 

Основные  положения в числе внутренних угроз экономической безопасности рассматривают:

-увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности

-деформированность структуры российской экономики

-возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов

-криминализация общества и хозяйственной деятельности.

  При этом Основные положения  очерчивают различные факторы,  которые оказывают воздействие  на национальные экономические  интересы и подрывают их безопасность.

Первая угроза – деформированность структуры российской экономики. Она обусловлена, в частности, такими факторами как усиление топливно-сырьевой направленности экономики, низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий, свертывание производства в жизненно важных отраслях экономики, разрушение технологического единства научных исследований и разработок и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России. Каждый фактор – предмет особого анализа и изучения, а потому коротко остановимся на некоторых из них.

Уже давно не секрет, что российская экономика носит ярко выраженный сырьевой характер. Почти половина экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы. Для примера, скажем, доля машин  и оборудования в российском экспорте составила в 2000 г. менее 9% . Имеет место чрезвычайная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, вывоз огромного количества продукции добывающих отраслей.1

В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных  рынках невиданный по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства – США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция  является конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако, вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли «неценовые» факторы конкуренции – качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

В современных  условиях передовой формой конкуренции  является развитие новых бизнес-моделей  и продуктов. На этом фоне говорят  о создании виртуальной экономики, в которой применяются различные  виды электронной коммерции и  торговли (Internet trading, business и др.).

На  состояние конкурентной среды в  России заметное влияние оказывает  монополизм предприятий – изготовителей. В нашей стране монополизм, порожденный  общенародной (государственной) собственностью, достиг в то время гигантских размеров и проявлялся на всех направлениях и уровнях.

Приватизация  стала мощным криминогенным фактором для организованной преступности. По расчетам Аналитического центра Российской Академии наук, уже сегодня 55% капитала и 80% голосующих акций перешли в  руки криминального и иностранного капитала.

Конечно, в сфере конкуренции и ограничения  монопольного положения хозяйствующих  субъектов наблюдается определенный прорыв. Считается, что наиболее конкурентными (прежде всего, на внутреннем рынке) отрасли  и предприятия, ориентированные  на потребительский рынок. Это –  легкая, пищевая, мебельная, полиграфическая  и другие отрасли промышленности. Наблюдаются положительные сдвиги в развитии конкуренции предприятий  металлургического и машиностроительного  комплексов. Вместе с тем не удалось  осуществить инвестиционный, инновационный  прорыв в реальном секторе экономики, изменить структуру народного хозяйства  в пользу наукоемких отраслей.

Важную  роль в международной конкуренции  играют органы государственной власти и в первую очередь правительство.

Формируется группа внутренних угроз, связанных  с параметрами факторов производства. Такие угрозы национальной экономической безопасности следует считать системообразующими. Однако вряд ли можно сказать, что в системе угроз они занимают лидирующее место.

Отечественные производственные фонды характеризуются  значительной степенью физического  и морального износа. По оценкам  специалистов, более 70% производственных фондов имеют срок эксплуатации свыше 10 лет. Быстрее всего ухудшается состояние материально-технической  базы в авиационной, ракетно-космической, электронной промышленности и средств  связи. Отметим, что износ основных фондов в ТЭК достигает почти 80 % при условии, когда большая  доля поступающих от экспорта ресурсов остается в этом комплексе .2

Иностранные инвестиции (с учетом реальной картины  их поступления) не могут выступать  решающим средством развития факторов производства России.

 

Демографическая катастрофа – следующая основополагающая внутренняя угроза национальной экономической безопасности. Она (катастрофа) выражается в значительном росте заболеваемости и смертности, с одной стороны, и в снижении рождаемости, с другой.

Проиллюстрируем сказанное на динамике заболеваний. Представители медицины в структуре  максимальных потерь для производства и отечественной экономике в  целом выделяют болезни системы  кровообращения (48%), несчастные случаи (25%), заболевания органов дыхания (5%), болезни органов пищеварения (4%), самоубийства (3%), убийства (2%). Такие  процессы определяются как эпидемия, когда происходит массовое ухудшение  здоровья населения за короткий срок.

Еще более внушительные данные по проблемам  численности населения России. Суммарные  потери из-за взлета смертности и спада  рождаемости за последние 13 лет составили 17 млн. человек. Как замечает доктор медицинских наук И. А. Гундаров, по интенсивности уничтожения человеческого  потенциала 90-е годы ХХ в. в 1,7раза превысили  репрессии сталинского режима, сопоставимы  с Первой мировой войной и лишь значительно уступают периоду гитлеровского  нашествия 3 . Такое сокращение населения пришлось на период либерально-демократических реформ первого Президента России и его ближайшего окружения.

Считается, что в обозримом будущем демографическая  катастрофа продолжит свое поступательное движение. Величина ежегодной депопуляции  в России устойчиво сохраняется  на уровне около 0,6% общей численности  населения. По мнению И. А. Гундарова, каждый год коренное население сокращается  на 800–900тыс. жителей. Такой темп означает, что через 80 лет страна потеряет 50 % своего этнического состава. Данный период получил определение как  «время полураспада нации»4. Особенно, это относится к северо-западным территориям России (Новгородская, Псковская, Тверская, Ленинградская области). Здесь депопуляция достигает 1–1,5 %, а время полураспада – 35–50 лет.

Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности – серьезная угроза национальной экономической безопасности России. Об этом красноречиво говорят цифры. По данным Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда в I квартале 2002 г. в стране за чертой бедности проживало 43,3 млн., или 30,2% населения России 5. Происходит расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных. Для большинства россиян является несбыточной мечтой заработная плата в размере среднего промежуточного минимума (1980 рублей или два доллара в день). Правда, Минтруд обещает приравнять минимальную оплату труда к стоимости жизни по международным нормам. Индекс социальной (имущественной) дифференциации населения по уровню доходов вырос за годы реформ в 8–10 раз. Указанная дифференциация в таком виде не существует не только в промышленно развитых странах, но и в иных государствах. В 1997 г. Россия занимала 71-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала, находясь рядом с такими государствами как Западное Самоа, Эквадор и Мексика6.

Информация о работе Основные источники возникновения угроз интересам в экономической сфере