Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:24, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП.
Введение…………………………………………………………….………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства ………………………………………………………….………..…
6
1.1 Формы, методы и цели налоговой политики …………….…….………… 6
1.2 Классификация и функции налогов………………………………….…………………………………...
9
1.3 Принципы построения налоговой системы России.………………………………………………………………..…...…
13
Глава 2. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде……………………………………………………………………..……
17
2.1 Совершенствование налога……………………………………………..…. 17
2.2 Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов…………. 20
2.3 Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен …………………..
22
Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе ….……………. 23
3.1 Результаты налоговой реформы России ………………………………..... 23
3.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России ……………………………………………….
26
3.3 Основные направления налоговой политики…………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ………………………………….……… 35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА"
(УГУЭС)
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория»
На тему: «Основные направления налоговой политики в современной России»
Выполнила: |
Султанова А.А. ст.гр.СЭД - 11 | |
Проверила: |
Габитова З.Р. канд.экон.наук, доцент |
Уфа - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства ………………………………………………………….………..… |
6 |
1.1 Формы, методы и цели налоговой политики …………….…….………… |
6 |
1.2 Классификация
и функции налогов………………………………….……………………… |
9 |
1.3 Принципы построения
налоговой системы России.…………………………………………………………… |
13 |
Глава 2. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде…………………………………………………………… |
17 |
2.1 Совершенствование налога……………………………………………..…. |
17 |
2.2 Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов…………. |
20 |
2.3 Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен ………………….. |
22 |
Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе ….……………. |
23 |
3.1 Результаты налоговой реформы России ………………………………..... |
23 |
3.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России ………………………………………………. |
26 |
3.3 Основные направления налоговой политики…………………………….. |
29 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список использованной литературы ………………………………….……… |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации.
Налоги помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно - финансовую.
Наглядным примером воздействия неэффективности может служить налоговая система России 1990-х годов, когда налоги забирали, чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом. Одно из главных требований к налогам - их стабильность в течение продолжительного периода времени. Частые поправки в налоговом законодательстве, инструктивных документах усложняют труд счетных работников, налоговой инспекции, приводят к недопоступлению крупных финансовых ресурсов в доходы бюджета. Налоговая система в своей основе должна быть устойчивой в течение примерно пяти лет. Только в этих условиях предприниматель имеет возможность прогнозировать доходы и расходы на перспективу, с учетом этого инвестировать прибыль в развитие производства и социальной инфраструктуры. Стабильность налоговой системы позволит также планировать и прогнозировать доходы и расходы бюджета. Однако последние годы в России отмечены частыми изменениями в налоговом законодательстве. Это негативно отражается на предпринимательском климате. В настоящее время налоговая система России вступает в заключительную стадию реформирования, однако этот процесс зачастую усложнен противоречивыми законодательными актами и инструкциями к ним.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и структуру налоговой системы России и изучить тенденции ее развития.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
− Изучение сущности и структуры налоговой системы России;
− Исследование тенденций развития налоговой системы России.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и субъектов РФ.
В процессе выполнения курсовой работы использовались различные методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.
Предметом исследования является совокупность налогов и сборов, их проявление в России.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования налогообложения могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы, как в теоретическом, так и практическом плане.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.
Формы налоговой политики.
* Политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям.
* Политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика" , были использованы, в частности, в США в начале 80-х . ХХ в. Проведение такой политики провозгласило российское правительство на рубеже XXI в. при подготовке части второй Налогового кодекса РФ и федерального бюджета на 2002 г., и которая продолжается в настоящее время. Сделаны важнейшие шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.
* политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:
* Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
* Информирование (пропаганда) -- деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.
* Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
* Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
* Льготирование -- деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.
* Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
* Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:
* экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций;
* фискальные - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
* социальные - обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;
* международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.
1.2 Классификация и функции налогов
Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.
С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов. (прил.1)
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.
Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.
Из местных налогов
общеобязательными являются только три
- налог на имущество физических лиц, земельный
налог и регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью. Конкретные ставки этих
налогов, взимаемых на всей территории
РФ, определяются законодательными актами
республик в составе РФ и решениями органов
государственной власти административно-
Информация о работе Основные направления налоговой политики в современной России