Основные направления налоговой политики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства ………………………………………………………….………..…
6
1.1 Формы, методы и цели налоговой политики …………….…….………… 6
1.2 Классификация и функции налогов………………………………….…………………………………...
9
1.3 Принципы построения налоговой системы России.………………………………………………………………..…...…
13
Глава 2. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде……………………………………………………………………..……
17
2.1 Совершенствование налога……………………………………………..…. 17
2.2 Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов…………. 20
2.3 Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен …………………..
22
Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе ….……………. 23
3.1 Результаты налоговой реформы России ………………………………..... 23
3.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России ……………………………………………….
26
3.3 Основные направления налоговой политики…………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ………………………………….……… 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсач - копия 2.rtf

— 296.15 Кб (Скачать файл)

 

После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций.

 

Функции налогов - это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

 

Основные функции налогов следующие:

 

-  Фискальная

 

-  Регулирующая

 

-  Контролирующая

 

Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

 

Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция.

 

То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.

 

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.

 

Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития.

 

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.

 

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение.

 

Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Еще одна направленность регулирующей функции - социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

 

Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

 

Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

 

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

1.3 Принципы построения налоговой системы России

 

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

 

В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.

 

Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.

 

При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:

 

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.

 

Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

 

2. Принцип законности налогов.

 

Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.

 

3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.

 

Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

 

Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.

 

Налоговая система России призвана соответствовать следующим организационным принципам:

 

1. Принцип единства налоговой системы.

 

Этот принцип развивает одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства и не допускает установление на территории России таможенных границ, сборов, неустановленных законом налогов, нарушающих единство этого пространства. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.

 

2. Принцип достаточности и эластичности налоговой системы.

 

Этот принцип дает возможность государству изымать у плательщиков объем ресурсов, необходимый для выполнения общественно значимых функций. Кроме того, по мере изменения общественно-политической и экономической ситуации, государство должно иметь возможность оперативно реагировать и изменять налоговое бремя.

 

3. Принцип стабильности.

 

В соответствии с этим принципом, налоговая система должна обеспечить достаточно долговременные ориентиры для деятельности физических и юридических лиц, способствовать нормальной хозяйственной деятельности, во многом определяющей инвестиционную активность субъектов рынка.

 

Этот принцип отвечает интересам не только налогоплательщика, но также и государства.

 

4. Принцип множественности налогов.

 

Лишь наличие совокупности различных налогов и объектов налогообложения позволяет налоговой системе выполнять разнообразные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и другие.

 

Множественность налогов порождает эффект их взаимодополняемости, существенно увеличивающий стабильность функционирования налоговой системы.

 

Множественность налогов создает предпосылки проведения гибкой политики государством, более обновленного и дифференцированного подхода к налогоплательщикам.

 

Принцип множественности налогов противостоит идее “единого налога”. Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. Признавая положительные моменты этого налога, например, простоту исчисления и сбора, нужно отметить, что в чистом виде эта идея утопична и практически неприменима. Она не нашла признания и поддержки ни в одном государстве мира.

 

5. Принцип разделения налоговых полномочий между различными уровнями власти.

 

В федеративном государстве, каким является Российская Федерация, полномочия в сфере налогообложения не могут быть сосредоточены исключительно у федерального центра. Невозможно вести речь о реальной самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления без предоставления им собственной доходной базы. При этом их определенная налоговая самостоятельность должна быть ограничена единством налоговой системы.

 

6. Законодательное определение перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, так и налоговых органов, включая права налоговых органов по проверке всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также, в необходимых случаях, их изъятию, обследованию любых используемых для извлечения доходов помещений, приостановление операций по счетам в банках в случае непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

 

Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОШЕДШЕМ ПЕРИОДЕ

 

Основные направления налоговой политики предусматривали изменения в законодательстве о налогах и сборах по следующим направлениям: совершенствование налога на прибыль организаций; совершенствование налога на добавленную стоимость; индексация ставок акцизов; совершенствование налога на доходы физических лиц; введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц; совершенствование налога на добычу полезных ископаемых; совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов; международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

По этим направлениям в период 2008-2012гг. был принят целый ряд решений в качестве антикризисных мер.

 

2.1. Совершенствование налога на прибыль

 

За данный период налог на прибыль претерпел следующие изменения:

  • уплата по фактической прибыли, а не авансовыми платежами;
  • предельная величина процентов по долговым обязательствам установлена в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза в рублях, и 22% в иностранной валюте;
  • снижение ставка налога с 24 % до 20%;
  • включение в состав расходов взносов по договорам добровольного личного страхования не более 6% от суммы расходов на оплату труда, вместо 3%;
  • уменьшение налоговой базы из-за затрат налогоплательщика на обучение и уплату % по кредитам на приобретение или строение жилого помещения;
  • появление возможности использования повышающего коэффициента (1,5) для ускоренного учета затрат на научные исследования и разработки;
  • расходы на лицензию на право пользования недрами могут учитываться в составе расходов, связанных с производством и реализацией, в течение 2 лет.
  • появление возможности отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).

 

Совершенствование налога на добавленную стоимость

Для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость:

  • уплата производится ежемесячно в размере 1/3 в течении трех месяцев;
  • освобождается от налогообложения ввозимые на территорию РФ технологическое оборудование (запасные части и комплектующие к нему), аналоги которого не производятся на территории РФ;
  • увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки;
  • освобождены от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных металлов, установлен вычет по строительно-монтажным работам для собственного потребления;
  • по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, сократились сроки возмещения налога на 2 - 3 месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком.

Совершенствование налога на доходы физических лиц

  • освобождение от обложения НДФЛ, ЕСН для формирования пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования
  • с 2009 года увеличен размер социального налогового вычета по НДФЛ со 100 000 рублей до 120 000 рублей.
  • сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 до 40 000 рублей.
  • для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.
  • освобождение от налогообложения НДФЛ и ЕСН производится из-за сумм оплаты образования и возмещение затрат по уплате % по кредитам на приобретение и строительство жилого помещения;
  • при приобретении прав собственности на жилые помещения в 2008 году, можно воспользоваться увеличенным налоговым вычетом- 2 000 000 рублей.

 

Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых

Информация о работе Основные направления налоговой политики в современной России