Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:28, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.
В соответствии с указанной целью в работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность прогнозирования и планирования
- изучить систему прогнозирования и планирования на примере Чувашской Республики
- выявить основные направления совершенствования системы планирования и прогнозирования
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Прогнозирование и планирование развития регионов
1.1 Сущность прогнозирования и планирования…………………………....…….5
1.2 Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования регионов....7
1.3 Специфика региональных комплексных программ……………………...……8
Глава 2. Система прогнозирования и планирования в Чувашской Республике
2.1 Прогнозирование социально-экономического развития Чувашской Республики …………………………………………………………………………11
2.2 Стратегия социально-экономического развития Чувашии до 2020 года…...17
2.3 Анализ программ, реализующихся в Чувашской Республике…………...….20
Глава 3. Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования………………………………………………………………..……25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…
Государственное регулирование рыночной экономики опирается на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на прогнозы разносрочного экономического развития. Региональные экономические прогнозы – это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного периодов, вытекает из долговременности и территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие аспекты), большого влияния макроэкономической политики на регионы.
Региональные средне- и долгосрочные проектировки в комплексных прогнозах (схемах) развития и размещения производительных сил, схемах экономического и социального развития и т. п. дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной экономики, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.
Государственные прогнозы проходят законодательную апробацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т.д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т.п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер.
При подготовке прогнозных материалов руководствуются общими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов).
Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.
1.1 Сущность прогнозирования и планирования
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и много вариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно
Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.
Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др., то есть используются система частных прогнозов, которая включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.
Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.
В методологии прогнозирования и планирования развития регионов применяются:
а) программно-целевой метод, предусматривающий возможность составления и реализации проблемных и комплексных целевых региональных программ;
б) балансовый метод планирования, основанный на системе территориальных балансов;
в) нормативный метод, основанный
на активном применении в
г) метод экстраполяции, учитывающий динамику прогнозируемых и планируемых индикаторов, а также возможные тенденции их вариации;
д) метод экспертных оценок, связанный с опросами специалистов, имеющих значительный опыт работы в данной сфере;
е) методы экономико-математического моделирования, предусматривающие разработку формализованных моделей, подстановка в которые числовых значений, характерных для будущих периодов, дает возможность вычислить другие параметры для этих же периодов.
Прогнозирование и планирование развития регионов является важной формой государственного регулирования экономического развития региона. К инструментам такого регулирования относятся методы ориентирующего характера и активного воздействия.
Информация о работе Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования