По данным государственных
заказчиков в 2012 году в целом финансирование
республиканских и ведомственных целевых
программ из всех источников составило
63666,4 млн. рублей (116,5 % от плановых показателей),
в том числе за счет федерального бюджета
– 7261,9 млн. рублей (115,3 %), республиканского
бюджета – 8814,8 млн. рублей (88,8 %), местного
бюджета – 1075,9 млн. рублей (89,3 %), внебюджетных
источников – 46513,8 млн. рублей (125,0 %) .
В структуре источников финансирования
республиканских и ведомственных целевых
программ в 2012 году преобладают внебюджетные
источники, которые составляют 73,0 % от
общего объема финансирования, средства
республиканского бюджета составляют
13,9 %, федерального – 11,4 %, местного – только
1,7 %.
Следует отметить, что принимаемые
меры по улучшению финансово-экономической
ситуации в республике позволили увеличить
общий объем финансирования программ
по сравнению с 2011 годом. В целом финансирование
республиканских и ведомственных целевых
программ увеличилось на 13572,6 млн. рублей
и составило 127,1 % от уровня 2011 года.
Значительно выросло финансирование программных
мероприятий (почти в 1,5 раза) из внебюджетных
источников - на 15139,7 млн. рублей, а также
за счет средств местных бюджетов – на
340,0 млн. рублей. Привлечение средств из
федерального и республиканского бюджетов
снизилось на 1230,4 млн. рублей (на 14,5 %) и
676,9 млн. рублей (на 7,1 %) соответственно.
Объем капитальных вложений
составил в отчетном году 43164,1 млн. рублей,
что составило 67,8 % от общего объема финансирования
программных мероприятий. В результате
в 2012 году в Чувашской Республике введено
в эксплуатацию 886,4 тыс. кв. метров общей
площади жилья (101,3 % к уровню 2011 года),
в том числе индивидуальных жилых домов
введено в объеме 615,2 тыс. кв. метров (106,3
%). Построено 40,86 км автодорог общего
пользования с твердым покрытием, что
составляет 129 % к годовым обязательствам,
отремонтировано 49,5 км, или 95 % к годовому
плану.
Введены в действие пристрой
с переходом и завершена реконструкция
здания Национальной библиотеки Чувашской
Республики, 2 физкультурно-спортивных
комплекса в с. Комсомольское Комсомольского
района и г. Цивильске, фельдшерско-акушерский
пункт в с. Николаевское Ядринского района
на 45 посещений в смену, завершена реконструкция
зданий под производственный бизнес-инкубатор
в с. Моргауши Моргаушского района и под
многофункциональный центр по оказанию
государственных и муниципальных услуг
в г. Новочебоксарске, переведен ряд многоквартирных
домов на индивидуальное поквартирное
отопление в городах Мариинский Посад
и Ядрин, построена блочно-модульная котельная
и проведена реконструкция 0,2 км тепловых
сетей для теплоснабжения и горячего водоснабжения
квартала «Центр» в г. Алатыре, построены
11,39 км магистральных сетей канализации
в с. Батырево Батыревского района, 4,63
км водопроводных сетей в г. Ядрине, 1,28
км магистрального водопровода и 11,8 км
распределительных сетей группового водовода
пгт Ибреси, завершены работы на объектах
водоснабжения д.Ишпарайкино и д. Сормпось-Шумшеваши
Аликовского района, д. Большое Буяново,
д. Старая Шемурша и д. Чепкас-Никольское
Шемуршинского района. В связи с решением
проблем обеспечения детей дошкольными
образовательными учреждениями объем
средств, выделенных на объекты образования,
по сравнению с 2011 годом увеличился в 1,5
раза, а их доля в общем объеме составила
13,3 % (в 2011 году – 8,0 %).
Необеспечение некоторыми госзаказчиками
программ привлечения заявленных ими
при утверждении программ и подпрограмм
объемов софинансирования из местных
бюджетов и внебюджетных источников привели
к неполному выполнению в 2011 году запланированных
мероприятий и показателей эффективности
отдельных РЦП.
Так, в 2012 году из предусмотренных
к выполнению 542 целевых индикаторов и
показателей республиканских и ведомственных
целевых программ достигнуты 449, или 82,8
%.
Недостаток у сельхозтоваропроизводителей
собственных оборотных средств для своевременного
проведения необходимого объема сельскохозяйственных
работ повлиял на невыполнение прогнозируемых
значений целевых индикаторов и показателей
в программах Минсельхоза Чувашии – из
64 запланированных индикаторов достигнуты
только 37 (57,8 %), в том числе по ведомственным
целевым программам - из 43 запланированных
индикаторов достигнуты лишь 16 (37,2 %).
Не в полном объеме выполнены
мероприятия по 20 РЦП , в полном объеме
данный показатель выполнен по 44 программам
(68,8%).
В 2012 году Министерством экономического
развития, промышленности и торговли Чувашской
Республики продолжалась работа по совершенствованию
методологии и реализации республиканских
целевых и ведомственных программ, по
оптимизации бюджетного процесса в части
перехода преимущественно к программно-целевым
методам бюджетного планирования, обеспечивающим
прямую взаимосвязь между распределением
бюджетных ресурсов и ожидаемыми результатами
их использования, что позволило более
эффективно организовать процесс формирования
и реализации РЦП.
Так, в течение года в целях
приведения в соответствие республиканского
законодательства с федеральным законодательством
несколько раз вносились изменения в
Порядок разработки, формирования и реализации
республиканских целевых программ Чувашской
Республики. В целях дальнейшего расширения
программно-целевого принципа организации
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в 2012 году в развитие Программы Правительства
Российской Федерации по повышению эффективности
бюджетных расходов на период до 2013 года
Кабинетом Министров Чувашской Республики
принят Порядок разработки, реализации
и оценки эффективности государственных
программ Чувашской Республики в соответствии
с которым в течение года утверждены 14
государственных программ Чувашской Республики.
В состав государственных программ Чувашской
Республики включены мероприятия не только
республиканских и ведомственных целевых
программ, но и непрограммные расходы.
Расширяется круг программных
мероприятий, в связи с чем доля расходов
консолидированного бюджета Чувашской
Республики, формируемая в рамках программ,
в общем объеме расходов консолидированного
бюджета Чувашской Республики выросла
с 72,9 % в 2010 году до 74,5 % в 2011 году (по Российской
Федерации – около 50%). С 2013 года уже 95,0
% бюджетных средств планируется направить
на реализацию программных мероприятий.
Со стороны государственных
заказчиков РЦП в течение 2012 года также
проводилась содержательная корректировка
действующих целевых программ в целях
приведения их в соответствие с вновь
принятыми нормативными правовыми актами,
приведения параметров финансирования
в соответствие с объемами бюджетных ассигнований.
Корректировались индикаторы и программные
мероприятия.
В структуре РЦП наибольший
удельный вес занимают программы первого
уровня с оценкой от 90 до 100 баллов -
34 % (22 программы), от 100 до 110 баллов – 30
% (19 программ), от 80 до 90 – 22 % (14 программ),
более 110 баллов – 14 % (7 программ). В структуре
ВЦП 7 программ (64 %) получили балльную оценку
от 90 до 110 баллов, две программы (18 %) –
от 80 до 90 баллов, одна (9 %) - более100 баллов.
Результаты оценки результативности
целевых программ за 2012 год будут учитываться
при формировании проекта Перечня РЦП,
предлагаемых к финансированию из республиканского
бюджета Чувашской Республики в 2013 году
и на плановый период 2014-2015 годов, который
будет рассмотрен в апреле текущего года
на заседании Совета по инвестиционной
политике и после этого будет представлен
в Кабинет Министров Чувашской Республики
для утверждения.
Глава 3. Основные направления
совершенствования системы прогнозирования
и планирования.
Региональное целевое
программирование позволяет федеральному
центру активно влиять на проблемные регионы,
успешно решать как текущие, так и стратегические
задачи, направленные на уменьшение различий
в уровне социально-экономического развития
регионов. Однако существующие в России
программы все еще имеют существенные
недостатки. Главные из них – слабое обоснование
проблемных приоритетов, отбора и эффективности
программ, отсутствие надлежащей межпрограммной
увязки и координации, недостаточная проработка
вопросов территориально-хозяйственной
комплексности и интеграции, плохой контроль
за реализацией, неустойчивость финансирования.
Названные недостатки приводят к невозможности
реализации федеральных программ, как
это случилось с «Федеральной целевой
программой экономического и социального
развития Дальнего Востока и Забайкалья
на 1996-2005».
Современный подход
к стратегическому территориальному социально-экономическому
планированию должен опираться на имеющиеся
традиции долгосрочного территориального
планирования, модернизированные применением
передовых технологий. Стратегическое
планирование комплексного социально-экономического
развития региона представляет вид управленческой
деятельности, состоящий в разработке
таких целей развития на стратегическую
перспективу и определении механизмов
их достижения, реализация которых призвана
обеспечить его эффективное функционирование
в условиях изменяющейся внешней и внутренней
среды с целью достижения сбалансированности
национальных интересов и интересов местного
сообщества. Решение задачи интеграции
стратегического социально-экономического
и финансового планирования — залог успешной
реализации принимаемых стратегических
решений.
В качестве главных направлений
совершенствования регионального прогнозирования
концептуально сформулированы следующие
направления.
1. Развитие теории и
методологии разработки прогнозов.
Процесс регионального прогнозирования
до настоящего времени не обеспечен
теоретическими разработками.
Теоретического осмысления
требует и проблематика учета особенностей
региональных экономик как сложных системных
образований. Специфика регионов оказывает
значительное влияние на весь ход социально-экономического
развития регионов.
Многие социально-экономические
процессы, протекающие в регионах, не детерминированы
настоящим, а следовательно, и непредсказуемы
в будущем. Прогнозисты довольно часто
не могут учесть все взаимодействия, связи,
которые определяют тенденции, закономерности
развития региона. Характерна неясность
и неоднозначность, противоречивость
целей социально-экономического развития
региона.
Вовлечение регионов в процессы
глобализации и международной интеграции
создает дополнительные трудности и проблемы
при определении перспектив развития,
особенно в долгосрочном периоде.
2. Совершенствование методической
базы прогнозирования и его
организационного обеспечения. При
составлении прогнозов нарушается
последовательность, технология, алгоритм
проводимых работ.
Разработка алгоритма прогнозирования
позволит устранить дублирование работ,
сократить затраты на составление прогнозов,
а значит, и повысить экономическую эффективность
всего комплекса исследований.
Содержательный анализ развития
региона в предыдущие годы, текущего состояния
региона, а также ключевых тенденций и
факторов развития в будущем является
начальным, исходным пунктом процесса
разработки прогноза. Необходимо внедрить
в практику регионального прогнозирования
применение системного анализа, представляющего
собой совокупность
конкретных методов и приемов
разрешения многочисленных проблем развития
региона как сложной социально-эколого-экономической
системы. Системный анализ позволит осуществить
(разделение) региональной системы на
определенные подсистемы и исследовать
их как самостоятельные объекты. На основе
разнообразного инструментария могут
быть разработаны концептуальные (вербальные),
формальные, математические модели региона.
3. Формирование нормативно-правовой
и информационной базы прогнозирования.
Региональные прогнозисты испытывают
острый недостаток оперативной, полной
и достоверной статистической информации
о социально-экономическом состоянии
объекта прогнозирования. Многие показатели
приводятся только по группе крупных и
средних предприятий. Характерны
периодические коррективы методики
расчетов основных статистических показателей.
Недостаточность количественной
информации за длительные периоды не позволяет
широко применять методы математического
моделирования. В свою очередь, огромные
массивы информации из-за ограниченности
применения современных технических средств
и программного обеспечения зачастую
просто не используются.
Поэтому для повышения качества
прогнозов необходимо проведение широкого
комплекса мероприятий по повышению качества
информации, применению персональных
компьютеров, работающих в режиме автоматизированного
рабочего места.
В настоящее время стратегическое планирование
осуществляется на различных уровнях
власти путем разработки и реализации
согласованных концепций, доктрин, стратегий,
программ и схем развития отдельных отраслей
экономики, сфер жизнедеятельности и территорий.
Полномасштабное осуществление мероприятий
региональной политики в Российской Федерации
ограничивается отсутствием единой системы
государственного стратегического планирования
регионального развития и её увязки с
системой территориального планирования.
К настоящему времени практически во
всех субъектах Российской Федерации
сформирован комплекс официальных документов
по стратегическому развитию регионов.
Следует придать нормативный характер
обязательному перечню документов, их
формату и содержанию, а также инструментам
их реализации.
Документы, разрабатываемые на региональном
уровне должны учитываться при подготовке
документов стратегического и территориального
планирования муниципальных образований.
Указанные документы разрабатываются
на основе принимаемых на федеральном
уровне Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, стратегий социально-экономического
развития федеральных округов (макрорегионов),
стратегий развития отраслей экономики
и социальной сферы.
Мероприятия, предусматриваемые стратегиями
развития отраслей экономики и социальной
сферы, должны быть увязаны с приоритетными
направлениями развития регионов. В этой
связи одной из важнейших задач стратегического
планирования является наличие регионального
среза в стратегиях развития отраслей
экономики и социальной сферы. Наличие
регионального среза означает введение
четкой региональной и местной привязки
всех планируемых программных мероприятий.
Это обеспечит согласование стратегий
развития отраслей экономики и социальной
сферы с документами стратегического
планирования развития регионов.
На федеральном уровне мероприятия по
реализации документов стратегического
планирования осуществляются через государственные
программы Российской Федерации.