Название институционального направления экономических учений происходит
от латинского слова – institutum – установление,
устройство. Все ученые этого направления
рассматривают экономику как систему,
где отношения складываются под влиянием
экономических и внеэкономических факторов.
Ключевое понятие «институт» трактуется
очень широко: и как государство, корпорация,
профсоюзы, и как конкуренция, монополия,
налоги, и как устойчивый образ мышления,
и как юридические нормы. В этом направлении
исключительное место занимает проблема
трансформации современного общества.
Абсолютизация роли технико-экономических
факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (ДЖ. Гэлбрейт, Р. Арон, Ян Тинберген). Впрочем
это направление также имеет несколько
школ в своем составе: социально-психологический,
социально-правовой, конъюнктурно -– статистический
институционализм. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации
технических факторов, большим вниманием
к человеку, социальным и правовым проблемам
в экономике. Широко известны стали последние
достижения этой школы – экономическая
теория прав собственности (Р. Коуз) и теория
общественного выбора (Джеймс Бьюкенен).
Сегодня это одно из динамично развивающихся
направлений экономической науки, гибкое,
способное к синтезу различных школ и
взглядов. Поэтому можно с уверенностью
сказать, что современная экономика как
наука – это синтез всех достижений экономической
мысли человечества.
Заключение
История развития русской экономической
мысли представляет значительный интерес,
поскольку отличается определенным своеобразием.
Во-первых, большинству работ русских
экономистов в высокой мере присущ
дух социал-экономического реформаторства.
Это объясняется как внутренними условиями
развития страны, так и сильным влиянием
марксизма на все течения русской экономической
мысли начиная со второй половины девятнадцатого
века.
Во-вторых, для большинства экономистов
России особое значение имеет крестьянский
вопрос и весь комплекс связанных
с этим социально-экономических
проблем.
В-третьих, в российской экономической
мысли всегда большое значение придавалось
общественному сознанию, этике, активной
роли политики, другими словами, внеэкономическим
факторам.
Очевидна
взаимосвязь экономической теории
и реальной экономики. Наука развивается
под воздействием изменений в
экономической жизни стран, последняя
же, в свою очередь, опирается на
опыт предыдущих экономических ситуаций,
решенных или проанализированных и
закрепленных виде экономических теорем,
тезисов, выводов и постулатов. Так,
опираясь на опыт наших предшественников,
мы развиваем экономику, она же пополняет
и изменяет экономическую науку.
В свою очередь, можно назвать ряд
российских реалий, которые обуславливают
специфику русской экономической
мысли. Хорошо известно, что в России,
в отличие от Центральной и
Западной Европы, не получило юридического
закрепления римское право собственности,
опирающееся на хорошо организованную
базу юридических уложений. Именно
там многовековая культура частной
собственности развила такое
качество экономической личности, как
хозяйственный индивидуализм и
экономический рационализм. В России
же на протяжении многих веков хозяйство
было основано не на частной собственности,
а на своеобразном сочетании общинного
пользования землей и власти государства,
выступающего в роли высшего собственника.
Это оказало существенное влияние
на отношение к институту частной
собственности, наложив на него соответствующий
нравственно-этический отпечаток. Русскому
человеку свойственно убеждение, что
«человек выше принципа собственности».
Не случайно в русском менталитете
идею «естественного права», которая
является основой западноевропейской
цивилизации, заменяли идеалы добродетели,
справедливости и правды. Это определяет
русскую социальную мораль и экономическое
поведение.
Еще одна российская особенность - склонность
к утопическому мышлению, стремление
мыслить не реалиями, а образами
желаемого будущего. С этим же связана
традиция полагаться на «авось», неприязнь
к точным расчетам, строгой деловой организации.
Характерной чертой русского менталитета
является также стремление к соборности
(добровольному объединению людей
для общих действий независимо от
имущественного и сословного неравенства)
и солидарности, которые реализуются
в коллективных формах труда и
владения собственностью.
Список используемой литературы
1.Учебник - «Курс
экономической теории» Чепурин М. Н., Киселёва
Е. А. г Киров, «АСА», 2006
- «Экономическая теория» часть 1, Екатеринбург 2009,
- Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие. Новосибирск:, 2008
- Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 2007
- Курс экономики: Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. М., 1997.
- Курс экономической теории: учебник. - 4-е доп. и перераб. изд./Под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров.: АСА, 2004.