Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности, видов и форм монопольной власти, анализ последствий и причин ее возникновения, оценка антимонопольного законодательства, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Охарактеризовать понятия монополии и монопольной власти, рассмотреть способы оценки степени монопольной власти.
Определить последствия наличия монопольной власти.
Проанализировать зарубежный опыт регулирования деятельности монополий и возможность его использования в белорусских условиях
Обобщить данные о белорусском антимонопольном законодательстве

Содержание

Введение………………………………………………………………….....
4
1. Понятие монопольной власти и ее измерение………………………....
6
1.1 Монополия и монопольная власть. Виды монополий…………….
6
1.2 Показатели оценки рыночной концентрации и монопольной власти………………………………………………………………….…
12
1.3 Положительные и отрицательные стороны деятельности монополий. Необходимость регулирования монопольной деятельности…………………………………………………………….
17
2. Международный опыт регулирования деятельности монополий……
21
3. Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………………….
26
3.1. Особенности функционирования монополий в Беларуси. Отечественное антимонопольное законодательство………………….
26
3.2. Возможность использования иностранного опыта в условиях регулирования деятельности монополий в Республике Беларусь…...
31
Заключение…………………………………………………………………
35
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 125.08 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ

Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано это с тем, что чистая монополия встречается редко, и чаще всего можно говорить лишь о монопольном влиянии. [8, с.191-193]

В странах с развитыми рыночными системами ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции. В настоящее время во всех промышленно развитых странах осуществляется правовое и экономическое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Законодательные меры регулирования деятельности монополий – это правовые нормы (как правило, в рамках торгового права), направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным, и проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной. Экономические меры регулирования деятельности монополий – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей, которое обычно реализуются в форме установления «потолков цен», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии. [4] Экономические меры включают налогообложение продукции, налогообложение сверхприбыли, установление предела нормы прибыли.

В развитых странах антимонопольное регулирование стало регулярной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также  законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая – объявляет все монополии противоправными. Вторая – запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительства препятствуют проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживают эффективное крупномасштабное производство. [17, c. 56-57]

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Антимонопольный закон Шермана, принятый в 1890 г., составляет ядро антитрестовской политики в США. С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6% рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы. Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния (слияния  двух конкурентов, например, автомобилестроительных фирм) признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка (исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства). Вертикальные слияния (слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли) не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой (например, телефонной и страховой компаний). В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязаны возместить причиненные убытки в трехкратном размере. Однако в действительности случаи ужесточения по отношению к компаниям-монополистам применяются не так часто.

В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны. Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В поле зрения органов, осуществляющих антимонопольную политику, могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так, в Англии основной целью антимонопольной  политики является стимулирование конкуренции, и прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах. В целом законодательство либеральнее американского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. В вопросе контроля процессов слияния более жесткие меры предпринимаются по отношению к горизонтальным слияниям. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25%. Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. Антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное  положение между двумя системами антимонопольного законодательства. В 1957 г. был принят Закон против ограничений конкуренции, который в обиходе получил название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. Картельный закон основан на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии – в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний, которая может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. евро.

Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух – 75%. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР. Решение спорных вопросов обычно осуществляется не судебным и не административным путем, а только через переговоры.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

Таким образом, антимонопольное законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. На Западе антимонопольная политика – это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер.

 

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Особенности функционирования монополий в Беларуси. Отечественное антимонопольное законодательство.

Истоки монопольной власти в Республике Беларусь лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба. С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительской стоимости каждого товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла характер распоряжения её объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции. [17, c.105-106]

Таким образом, белорусский народнохозяйственный комплекс создавался искусственно. Он был включён в систему союзного разделения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, на производстве мяса, молока и птицы. Во время существования СССР в Беларуси размещались крупные наукоёмкие сложные производства. После распада СССР производственные мощности предприятий указанных подотраслей значительно превышали потребности внутреннего рынка. Иными словами, Беларусь выступала в качестве сборочно-перерабатывающего цеха единой общесоюзной фабрики, причём исключительно для потребления и переработки продукции в её пределах. [17, c.165]

Однако после распада СССР провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей экономики. Для большинства отраслей страны остался характерным высокий уровень монополизма. [27] Говоря об особенностях проявления монополизма в Республике Беларусь, следует отметить, что речь не идёт о классических монополиях. Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным – они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами. Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывает высокой эффективности хозяйственной деятельности. [27] Это обусловлено главным образом причиной их возникновения. Созданные на основе огосударствления собственности и путем государственного администрирования, а не в результате конкурентной борьбы, крупные монопольные субъекты не могут обеспечить мобильность, адекватность структурных и технологических преобразований в соответствии с динамично меняющейся конъюнктурой рынка вследствие своей инерционности, негибкости, низкой экономической эффективности, однообразия управления, принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом. [18, c. 5-6] Экономическая ситуация в Республике Беларусь также характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране. Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. [19,c. 101] Кроме того, некоторые государственные органы часто поддерживают монополистов. Государство также инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. Данные процессы улучшают управляемость экономики, в определенной степени позволяют использовать преимущества кооперации производства и положи тельного эффекта масштаба, но снижают уровень конкуренции. Повышение степени монополизации экономики позволяет государству перераспределить доходы одних субъектов хозяйствования в пользу других с использованием так называемой ценовой дискриминации путём назначения разных цен на один и тот же товар разным покупателям. Ценовая дискриминация антимонопольным законодательством во многих развитых странах запрещена, а в Беларуси она поощряется. [27, c. 407] Кроме этого, местные монополисты, как правило, заинтересованы в завышении курса белорусского рубля по отношению к твёрдым валютам.

Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. [27, c. 406]

Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 года. Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. [6,7] Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в настоящее время является управление при Департаменте ценовой политики Министерства экономики. [20] Основными направлениями его деятельности являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями  монополистов, пресечение нарушений.

Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на:

  • формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • устранение сложившейся в экономике республики монопольной учета антимонопольных требований в ходе приватизации; структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий,
  • ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений;
  • установление порядков, исключающих монополизацию рынка;
  • на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам.

Данная функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Организационными мерами по демонополизации являются. [2, c. 330]

  • развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности;
  • обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий;
  • создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).

Несмотря на усилия государственных органов, направленные на снижение уровня монополизации, общая характеристика деятельности доминирующих предприятий в республике показывает высокий уровень монополизации экономики. Две трети из тридцати самых прибыльных публичных компаний Беларуси входят в республиканские и местные реестры монополистов. [22] По состоянию на 01.01.2013 года Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состоит из 557 хозяйствующих субъектов (на республиканском уровне – 162 субъекта; на местном уровне – 395 субъектов). [21]

Информация о работе Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь