Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности, видов и форм монопольной власти, анализ последствий и причин ее возникновения, оценка антимонопольного законодательства, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Охарактеризовать понятия монополии и монопольной власти, рассмотреть способы оценки степени монопольной власти.
Определить последствия наличия монопольной власти.
Проанализировать зарубежный опыт регулирования деятельности монополий и возможность его использования в белорусских условиях
Обобщить данные о белорусском антимонопольном законодательстве

Содержание

Введение………………………………………………………………….....
4
1. Понятие монопольной власти и ее измерение………………………....
6
1.1 Монополия и монопольная власть. Виды монополий…………….
6
1.2 Показатели оценки рыночной концентрации и монопольной власти………………………………………………………………….…
12
1.3 Положительные и отрицательные стороны деятельности монополий. Необходимость регулирования монопольной деятельности…………………………………………………………….
17
2. Международный опыт регулирования деятельности монополий……
21
3. Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………………….
26
3.1. Особенности функционирования монополий в Беларуси. Отечественное антимонопольное законодательство………………….
26
3.2. Возможность использования иностранного опыта в условиях регулирования деятельности монополий в Республике Беларусь…...
31
Заключение…………………………………………………………………
35
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 125.08 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. Параллельно со структурными преобразованиями должно происходить изменение поведения хозяйствующих субъектов, соответствующее деятельности в условиях добросовестной конкуренции.

 

3.2 Возможность использования иностранного опыта в условиях регулирования деятельности монополий в Республике Беларусь.

В экономике Республики Беларусь до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, то есть они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов и их свободного перелива в условиях конкуренции. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. [21] Поэтому в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:

  1. неблагоприятного состояния экономики,  включая спад производства и хронический дефицит оборотных  средств;
  2. ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы;
  3. высокой зависимости экономики  республики от процессов в  сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Развитие конкурентных отношений происходит неравномерно в различных секторах экономики. Существующий дисбаланс можно объяснить не очередностью реализации экономических реформ, а их непоследовательностью и слабостью антимонопольных органов.

Эффективность антимонопольного регулирований в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в  государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий от власти хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Так, среди фактов недобросовестной конкуренции – установление барьеров для торговли на границах различных регионов Беларуси, когда предприятия заставляют принимать на реализацию продукты только местного производства. [16] Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления. [14, c. 14-15] Несмотря на проведение приватизации, экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

Государственное антимонопольное регулирование также нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным  состоянием государственной статистики с точки зрения как методологии, так и достоверности предоставляемой информации. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы – сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке. [26, c.38]

Из существующего опыта западного антимонопольного регулирования следует заимствовать общую идею необходимости борьбы с негативными проявлениями монополии, деформирующей рыночные отношения, препятствующими развитию конкуренции, а также некоторые технические приемы. Республике Беларусь необходима своя концепция, призванная не столько защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса. [17, c. 261-262]

Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями и межгосударственными  образованиями предполагает координацию и сближение национального законодательства прежде всего с законодательствами Российской Федерации, государств-участников Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, а затем – и со странами Европы. Кроме того, формируя национальное законодательство, необходимо учитывать процессы мировой экономической интеграции.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность связывают с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования. Поэтому антимонопольному регулированию в Республике Беларусь должна была предшествовать разработка законодательства о конкуренции. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты изучения монополии и монопольной власти позволяют заключить следующее:

  1. Монопольная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
  2. Содержание монопольной власти раскрывает широкий спектр процессов, связанных с ее появлением, формами проявления и регулирования, охватывает все фазы воспроизводства. Существенными признаками монопольной власти являются: обладание субъектом собственностью на факторы производства и исключительными правами, т.е. властью; единственность производителя, способного удовлетворить общий спрос потребителей конкретного товара; крупные размеры производства и капитала (высокий уровень их концентрации); господствующее положение в той или иной сфере деятельности, дающее возможность регулировать цены и объемы производства; присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.
  3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает фирма.
  4. В рыночной экономике отсутствуют единые критерии монополизации, но существуют различные подходы (количественные и качественные), принципы и методы их определения.
  5. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
  6. Уровень монополизации экономики Республики Беларусь все ещё остается значительным. Монополии в Беларуси характеризуются рядом особенностей, основными из которых являются крупные предприятия, оставшиеся в наследство от СССР и высокая степень вмешательства государства в производство,. В Республике Беларусь существует ряд особенностей, в связи с чем необходимо разрабатывать собственные программы и направления по борьбе и регулированию монопольных рынков.
  7. В ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Вабищевич С.С. Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности). / С.С.Вабищевич, И.А. Маньковский. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Молодёжное, 2008. – 416 с.
  2. Вечканов Г. С., Вечканова Г. С. Микроэкономика. Краткий курс. 2-е изд. – Издательский дом «Питер», 2009. – 272 с.
  3. Гальперин В. М.: Микроэкономика: учебное пособие для студ. высших уч. Заведений, обучающихся по экон. спец. и направлениям, 2 том/ В.М. Гальперин, С.М Игнатьев, В.И. Моргунов; под ред. В.М. Гальперина. – Санкт-Петербург «Экономикус». – 2008. – 505с.
  4. Герасименко В. В., Соснин В.К. Институциональные условия реструктуризации естественных монополий в России // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2008. – №2.– с.41-57
  5. Горохова Е. В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции//Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. Экономическая теория. 2009. – №5. – с. 15-17
  6. Закон РБ «О естественных монополиях». – Минск: НРПА РБ, 2003, №1.
  7. Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» – Минск: НРПА РБ, 2008, №14.
  8. Журавлёва Г.П., Смагина В.В. «Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования»/ Вольное экономическое общество России. Тамбовское региональное отделение. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 640 с.; ил.
  9. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - N 2. - С. 49-56
  10. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учеб. пособие. Ч.1 – М. : Проспект, КНОРУС, 2010. – 768 с.
  11. Константинов С. А. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего сельскохозяйственного образования / С.А. Константинов [и др.]; под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьёва, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 369 с., ил.
  12. Лемешевский И. М. Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская практика. Полный курс. Учебное пособие для студентов эконом. Специальностей вузов. – 4-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 672 с.
  13. Мацулевич, И.А. Конкурентные отношения на мировых рынках и тенденции их развития в Республике Беларусь / И.А. Мацулевич // Вестник БГЭУ. – 2005. - №6. – с. 10-17.
  14. Микроэкономика: Учеб. пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. Минск: Акад. упр. при Президенте Республики  Беларусь, 2006. – 389 с.
  15. Показатели монопольной власти // Теория организации промышленности. Режим доступа: http://io.economicus.ru/index.php?file=1-3. Дата доступа: 25.02.2013.
  16. Сакович А. Маргелов: Белорусской торговле нужна свободная конкуренция. Режим доступа: http://ekonomika.by/obzor-glavnoy-stranitsi/margelov-belorusskoy-torgovle-nuzhna-svobodnaya-konkurentsiya. Дата доступа: 04.04.2013.
  17. Санько Г. Г. Монополия и конкуренция. - Мн. : Бел. гос. экон. ун-т, 1999. – 302 с.
  18. Санько Г. Г. Государственно-частный монополизм: содержание, формы проявления, Ч.2 [Беларусь] // Вестник Белорусского государственного университета. 2003. № 3. С. 5 – 11
  19. Санько Г.Г. «Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике»/ Г.Г. Санько// Бел. эконом. журнал. – 1999. - №2. – с.100-111.
  20. Создадут ли в Беларуси антимонопольный комитет? Режим доступа: http://ekonomika.by/gosprogrammi/sozdadut-li-v-belarusi-antimonopolniy-komitet. Дата доступа: 23.03.2013.
  21. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-декабре 2012 г. Доступно по адресу: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2012_12.php. Дата доступа: 21.03.2013.
  22. Тополько А. Топ-30 самых прибыльных публичных компаний Беларуси. Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika-rb/top-30-samich-pribilnich-publichnich-kompaniy-belarusi. Дата доступа: 13.03.2013.
  23. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. М.: Издательский дом «Вильямс». 2005. – 544 с.
  24. Хиль, М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах – членах ЕврАзЭС / М. Хиль //Вестник ассоциации белорусских банков. – 2006. - №5. – с. 34-44.
  25. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005. – 685 с.
  26. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2008. – 844 с.
  27. Шимов. В. Н. Национальная экономика Беларуси : учебник / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск : БГЭУ, 2009. – 751 с.
  28. Grandars.ru. Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/indeks-herfindalya-hirshmana.html. Дата доступа: 15.02.2013.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Последствия монополизации конкурентной отрасли

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок А1 – Ущерб, приносимый монополией

Примечание – Источник [3, с. 98]

 

Таблица А2. Изменение в благосостоянии в результате монополизации конкурентной отрасли

Примечание – Источник [3, с. 100]

Область на рис. А1

При совершенной конкуренции

После монополизации

P1*ML

 

P1* P2*LK

 

 

KLE1

 

OCNQ2*

 

Q2*E2E1Q1*

 

 

 

 

 

E2NF

Излишек потребителя

 

»               »

 

 

»               »

 

Затраты производства

 

»               »

 

 

 

 

 

Излишек производителя (часть)

Излишек потребителя

 

Избыточная (монопольная) прибыль

 

Безвозвратные потери

 

Затраты производства

 

Альтернативная ценность ресурсов, высвобождаемых в результате монополизации

 

Безвозвратные потери


 

 

 


Информация о работе Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь