Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Изучить историю возникновения франчайзинга
Дать определение и сформулировать сущность франчайзинга
Рассмотреть виды франчайзинга и дать их характеристику
Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
Рассмотреть проблемы франчайзинга в России и возможные пути решения
Выяснить, перспективен ли франчайзинг в России
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 6
1.1 История франчайзинга 6
1.2 Сущность франчайзинга 12
1.3 Виды франчайзинга 13
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга 18
1.4.1. Для франчайзера: 19
1.4.2. Для франчайзи: 20
2 ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 24
2.1 Зарождение франчайзинга в России 24
2.2 Проблемы франчайзинга в России и пути их решения 25
2.3 Перспективы франчайзинга в России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.
К сожалению,
далеко не все отечественные
Социально-психологические проблемы
К ним можно отнести:
Особое
место среди проблем
Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга.
Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.
Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.
Развитие
правового обеспечения
Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.
Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами.
В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
Важнейшим
социально-психологическим
Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.
Решение
образовательных проблем
Организационно-правовые проблемы
Основные
проблемы франчайзинга в России в
настоящее время
В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)9, где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.
Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:
Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.
Пути решения проблем франчайзинга в России
Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.
Ими необходимо достичь следующих целей:
Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.
В нормативных
актах, регулирующих право интеллектуальной
собственности и
Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.
Это обусловлено тремя причинами:
Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.
Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.
Образование как механизм разрешения социально-психологических проблем
Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.
Эта система должна иметь два направления:
Эти два направления должны дополнять друг друга.
Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.
Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.
Узкое направление
связано с развитием
Это направление
можно рассматривать как
Организационно
обучение и консультирование могут
проводиться в учебно-
Создание
и развитие франчайзинга требует
определенных предпосылок: экономических,
правовых, культурных, этических. Естественно
возникает вопрос: имеются ли в
настоящее время ускорения