Особенности франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Изучить историю возникновения франчайзинга
Дать определение и сформулировать сущность франчайзинга
Рассмотреть виды франчайзинга и дать их характеристику
Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
Рассмотреть проблемы франчайзинга в России и возможные пути решения
Выяснить, перспективен ли франчайзинг в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 6
1.1 История франчайзинга 6
1.2 Сущность франчайзинга 12
1.3 Виды франчайзинга 13
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга 18
1.4.1. Для франчайзера: 19
1.4.2. Для франчайзи: 20
2 ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 24
2.1 Зарождение франчайзинга в России 24
2.2 Проблемы франчайзинга в России и пути их решения 25
2.3 Перспективы франчайзинга в России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая НЕ УДАЛЯТЬ.docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.

К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели  обладают подобным капиталом. Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем: уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным; существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

Социально-психологические  проблемы

К ним  можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

Особое  место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно  связаны и оказывают серьезное  влияние друг на друга.

Так, экономические  проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь  организационно-правовых.

Отечественное законодательство практически не оперирует  понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.

Развитие  правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических  проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.

Социально-психологические  проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.

Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами.

В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для  нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических  и правовых воздействий, которые  сделают неэффективным несанкционированное  использование чужой интеллектуальной собственности.

Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в  этой области.

Решение образовательных проблем связано  с необходимостью создания сети учебных  и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

Организационно-правовые проблемы

Основные  проблемы франчайзинга в России в  настоящее время концентрируются  в области права. Это вызвано  тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

В современной  правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)9, где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.

Однако  самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:

  • "коммерческая концессия" значительно уже понятия "франчайзинг";
  • франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах.

Все это  затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.

Пути  решения проблем франчайзинга в  России

Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений  в законодательство.

Ими необходимо достичь следующих целей:

  1. Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров;
  2. Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы;
  3. Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Для реализации поставленных целей необходимо создать  систему законодательных актов, в которую должны входить:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
  • Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
  • законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
  • Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.

В этой системе  необходимо разработать и принять  новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.

В Гражданский  кодекс РФ необходимо:

  • ввести понятие и определение франчайзинга;
  • сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
  • определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
  • ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Все эти  изменения должны приблизить как  законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:

  • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
  • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
  • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
  • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
  • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточный  нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости  от выбранной схемы работы будут  применять те или иные нормативные  документы и подбирать образцы  договоров.

В нормативных  актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность  за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.

Это обусловлено  тремя причинами:

  • практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
  • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
  • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных  торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.

Образование как механизм разрешения социально-психологических  проблем 

Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную  систему, которая позволила бы значительно  расширить подготовку отечественных  предпринимателей в области франчайзинга.

Эта система  должна иметь два направления:

  • широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;
  • узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.

Эти два  направления должны дополнять друг друга.

Широкое образовательное направление в  области франчайзинга можно построить  на системе учебных центров, которые  должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить  обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.

Для более  глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет  смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.

Узкое направление  связано с развитием управленческого  консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.

Это направление  можно рассматривать как образовательное  с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное  направление.

Организационно  обучение и консультирование могут  проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов  либо при объединениях предпринимателей.

    1. Перспективы франчайзинга в России

Создание  и развитие франчайзинга требует  определенных предпосылок: экономических, правовых, культурных, этических. Естественно  возникает вопрос: имеются ли в  настоящее время ускорения системы  франчайзинга на российской почве столь  же «эффективными», какими стали в  свое время небезызвестные попытки  повсеместного возделывания кукурузы. Но реальность такова, что сейчас в  России идут одновременно разнонаправленные  процессы.

Информация о работе Особенности франчайзинг в России