Особенности франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Изучить историю возникновения франчайзинга
Дать определение и сформулировать сущность франчайзинга
Рассмотреть виды франчайзинга и дать их характеристику
Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
Рассмотреть проблемы франчайзинга в России и возможные пути решения
Выяснить, перспективен ли франчайзинг в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 6
1.1 История франчайзинга 6
1.2 Сущность франчайзинга 12
1.3 Виды франчайзинга 13
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга 18
1.4.1. Для франчайзера: 19
1.4.2. Для франчайзи: 20
2 ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 24
2.1 Зарождение франчайзинга в России 24
2.2 Проблемы франчайзинга в России и пути их решения 25
2.3 Перспективы франчайзинга в России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая НЕ УДАЛЯТЬ.docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Если  взвесить все плюсы и минусы нынешней российской экономики как сферы  приложения предпринимательской энергии, интеллекта и капитала, то итог может  показаться отрицательным.

Рассмотрим  экономику сегодняшней России глазами  потенциальных франчайзеров и франчайзи. Сделать это непросто, поэтому обратимся к объективным данным, характеризующим базовые компоненты экономического потенциала России как сферы предпринимательской деятельности. Территория России составляет 17,075 млн. кв. км. Население России – 141 927 296 человек. Россия располагает почти всеми природными ресурсами, необходимыми для дальнейшего развития. Например, разведанные запасы газа составляют 35%, запасы лесных ресурсов 45% и т. д.

Франчайзинг как система организации и развития малого бизнеса в России представлена весьма слабо, несмотря на то что в последние годы появилось достаточно публикаций, описывающих попытки российских фирм использовать франчайзинг. Существо данного метода, его преимущества и ограничения еще слабо понимаются и плохо используются отечественными бизнесменами.10

По данным Российской ассоциации развития франчайзинга на вторую половину 2005 г. в России насчитывалось 180 франшиз-компаний, привлекающих предпринимателей для расширения бизнеса под своей  маркой. Из них примерно 80 работают достаточно активно и профессионально. В основном это предприятия быстрого питания, розничная торговля и сектор услуг. По данным журнала «Деньги», если через год после начала работы закрываются почти половина обычных  фирм, то из тех, что использовали франчайзинг, таких только 3%. Через пять лет выживших без франчайзинга остается, лишь менее 25%, а с франчайзингом — 92%.

В России франчайзинг развивается преимущественно в крупных городах. По мнению В. Паркова, эксперта Российской ассоциации развития франчайзинга, многие наши бизнесмены не считают для себя обязательным выполнять условия контракта. Нередко франчайзи после года работы под известной маркой расторгает контракт, продолжая фактически работать по той же технологии. Естественно, это наносит ущерб владельцу марки. Необходим закон, который защищал бы франчайзера от недобросовестных франчайзи или, как минимум, принятие кодекса поведения сторон во франчайзинге, который содержал бы этические нормы, принятые всем бизнес-сообществом.

В настоящее  время российское законодательство о предпринимательстве еще не представляет собой стройную и всеохватывающую  систему. В то же время основные законы, составляющие каркас законодательной системы, уже приняты и позволяют предпринимателям действовать и развивать свое дело. Важнейший из этих законов – Гражданский кодекс, который в любом государстве стоит в центре законодательного регулирования экономических отношений.

Таким образом, можно констатировать, что гражданское  законодательство России служит базой  для дальнейшего развития законодательства, и одновременно является законодательством  прямого действия. Разумеется, проблемы законодательного регулирования экономической деятельности должны обязательно дополняться рядом более специальных законов, детально регламентирующих отдельные стороны и аспекты хозяйствования. В первую очередь, это акты, определяющие:

    • Порядок создания и статус хозяйствующих субъектов;
    • права собственников;
    • условия хозяйственной деятельности;
    • порядок разрешения споров и защиты нарушены прав;
    • систему и порядок взимания налогов.

В каждой из названных групп в настоящее время уже действуют основополагающие законы. И хотя они не охватывают всего правового пространства, но тем не менее создают необходимую базу для практической работы предпринимателей и государства, регулирующего экономические процессы.

Среди этих законов следует, прежде всего, назвать  Закон РФ о предприятиях и предпринимательской  деятельности от 24.06.1992 N 3119-1., 11котором впервые полно и систематически определены понятия, формы и виды предпринимательской деятельности, субъекты предпринимательства, организационноправовые формы предприятий, гарантии предпринимательской деятельности и общий порядок ее осуществления, условия учреждения и прекращения деятельности предприятии.

Особую  группу законодательных актов составляют законы о собственности. Так, Закон о собственности в РСФСР от 24.06.1992 N 3119-1 12. закрепляет право частной собственности не только на предметы потребления, но и на средства производства, а также принцип равенства всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций. С позиции франчайзинга следует отметить, что впервые в российском законодательстве сделана попытка определить все объекты собственности, включая и объекты интеллектуальной собственности.

В развитие закона о собственности были приняты  Патентный закон РФ13, Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения14, Закон РФ об авторском и смежных правах15, Закон РФ о селекционных достижениях. Основополагающими законами считаются Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, принятый 22 марта 1991 г.16 и обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции. Важным элементом в правовом регулировании хозяйственной деятельности является законодательство о порядке разрешения споров.

Итак, во-первых, можно однозначно утверждать, что  для развития системы франчайзинга в нашей стране имеются объективные предпосылки. Во-вторых, в сфере российского бизнеса реально существует система франчайзинга «ДОКА-ПИЦЦА». В-третьих, для развития франчайзинга в России имеется блок основополагающих законов. Важнейший из них Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Для становления  нового класса предпринимателей в России франчайзинговые отношения имеют большое значение. Благодаря франчайзингу, совладельцами независимых предприятий или торговых точек могут стать отдельные люди со средним достатком или группа лиц.

На правах франчайзи работают и совместные предприятия, привлекательные для зарубежных инвесторов, т.к. позволяют им избежать риска, связанного с прямым вложением средств, - основные расходы и ответственность ложатся на франчайзи. Зарубежные фирмы с которыми будут заключены франшизные соглашения, смогут предоставлять франчайзи право продавать продукцию или оказывать услуги за свободно конвертируемую валюту, часть которой поступит в бюджет в виде платежей.

Российские  бизнесмены, которые интернационализировали свой бизнес на основные системы франчайзинга, могут использовать, как минимум, четыре метода:

  • Предоставить право заключения франшизных соглашений в какой-либо стране только обладателю специальной лицензии;
  • Создать отделение своей фирмы в другой стране с правом выступать в роли франчайзера;
  • Открыть дочернюю фирму в другой стране, имеющую право заключать соглашения с франчайзи;
  • Заключить прямое франшизное соглашение между франчайзером в одной стране и франчайзи – в другой;

До тех пор, пока не будет принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические аспекты  развития российского франчайзинга, сам процесс будет идти более  болезненно. Но не вызывает никаких  сомнений: появление широкой сети франчайзинга в России – вопрос только времени, причем ближайшего. И чем быстрее законодатель обратит внимание на этот процесс, тем лучше и проще будут развиваться и укрепляться франчайзинговые системы в нашей стране.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

В настоящее  время в России существуют проблемы которые требуют первоочередного решения:

  1. Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности.
  2. Отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
  3. Отсутствие правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения;
  4. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг»;

Тем самым решением данных проблем являются следующие меры:

Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров;

Обеспечение удобства применения законодательных  актов для участников франчайзинговой системы;

Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Для реализации поставленных целей необходимо создать  систему законодательных актов, в которую должны входить:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
  • Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
  • законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
  • Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.

В этой системе  необходимо разработать и принять  новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.

В Гражданский  кодекс РФ необходимо:

  • ввести понятие и определение франчайзинга;
  • сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
  • определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
  • ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:

  • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
  • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
  • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
  • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
  • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточный  нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости  от выбранной схемы работы будут  применять те или иные нормативные  документы и подбирать образцы  договоров.

В нормативных  актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность  за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.

Это обусловлено  тремя причинами:

  • практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
  • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
  • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных  торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.

Информация о работе Особенности франчайзинг в России