Осударственное регулирование рынка несовершенной конкуренции и его варианты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции.
Задачи исследования:
1. Определить понятие рынка и его видов.
2. Исследовать специфику и виды рынка несовершенной конкуренции.
3. Выявить необходимость государственного регулирования рынка.
4. Проанализировать особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции

Содержание

Введение
1. Сущностные особенности рынка несовершенной конкуренции
1.1 Понятие рынка и его видов
1.2 Специфика и виды рынка несовершенной конкуренции
2. Возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
2.1 Необходимость государственного регулирования рынка
2.2 Особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

 

1. Монополистическая конкуренция.

 

Большинство производителей, производящие похожие, но различные  с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической  конкуренции Робинсон Дж. Экономическая  теория несовершенной конкуренции. - М.: прогресс, 2008. - С.94..

 

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

 

На рынках монополистической  конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих  внутренних поставок, а на восемь менее 50%.

 

Вход на рынок монополистической  конкуренции достаточно свободен и  определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной  конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

 

Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят  степень монополизации рынка.

 

2. Олигополия.

 

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько  крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую  часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с  другой - монополистической конкуренции  Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: прогресс, 2008. - С.95..

 

Фирмы получают высокую прибыль  потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению  в отрасль препятствует практически  те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необходимая новой фирме  для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

 

Олигополистический рынок  характеризуется взаимозависимостью - взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил свое внимание основоположник теории олигополии - французский экономист К. Курно: т.к. на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.

 

В зависимости от типа продукции  различают чистую олигополию и дифференцированную.

 

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный  продукт: алюминий, цемент, продукция  химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определят  и единую цену на них.

 

Олигополия, производящая разнообразную  продукцию одного функционального  назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров  потребительного назначения, это - автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

 

3. Монополия.

 

Во-первых, монополию можно  рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную  корпорацию, которая занимает ведущее  положение в определенной сфере  национального хозяйства Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной  конкуренции. - М.: прогресс, 2008. - С.97.. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями: “General Motors”, “Nike”, “Reebok”, “Coca-Cola”, “Sprite” и др.

 

Но есть и другая трактовка  понятия «монополия» - это экономическое  поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

 

Обращаясь к монополии  как виду экономической структуры  рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который  дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия  на рынке определенного товара.

 

Монополия предполагает, что  в отрасли имеется только один производитель, который полностью  контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно  отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства  на реализацию учебников и т.п.

 

Фирма-монополист обычно имеет  более высокую прибыль, что, естесственно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие:

 

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное  производство с низкими издержками  достигается в условиях крупного  производства, обусловленного монополизацией  рынка. Такую монополию часто  называют «естественной монополией»,  т.е. отраслью, в которой долгосрочные  средние издержки минимальны, если  только одна фирма обслуживает  весь рынок. Новым конкурентам  чрезвычайно трудно войти в  такую отрасль, т.к. это требует  крупных капиталовложений.

 

2. Исключительные права.  В ряде стран Европы, Америки  и в России правительство предоставляет  фирмам статус единственного  продавца (транспортные услуги, связь,  газоснабжение). Но взамен на эти  привелегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения.

 

3. Патенты и лицензии. Правительство  гарантирует патентную защиту  новым продуктам и производственным  технологиям, что обеспечивает  производителям монопольные позиции  на рынке и на определенный  промежуток времени гарантирует  их исключительные права.

 

4. Собственность на важнейшие  виды сырья. Некоторые компании  являются монополистами благодаря  безраздельному владению источниками  производственного ресурса, необходимого  для производства монополизированного  продукта. Так, «Aluminum company of America» является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания “ИНКО” контролировала около 90% известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией «Де Бирс» Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: прогресс, 2008. - С.99..

 

Выводы по первой главе

 

1. Под рынком в современной  экономической теории подразумевается  совокупность экономических отношений  между субъектами рынка по  поводу движения товаров и  денег, которые основываются на  взаимном согласии, эквивалентности  и конкуренции. Принято выделять  следующие виды рынков: рынок  совершенной конкуренции, рынок  несовершенной конкуренции, рынок  монополистической конкуренции.

 

2. Под несовершенной конкуренцией  понимается рынок, при котором  не выполняется хотя бы одно  из условий чистой конкуренции.  На рынке несовершенной конкуренции  существует в определенной мере  рыночная власть одного из  субъектов рынка и отсутствует  свобода выражения экономических  отношений, свойственная условиям  совершенной конкуренции.

 

2. Возможности и способы  государственного регулирования  рынка несовершенной конкуренции

2.1 Необходимость государственного  регулирования рынка

регулирование рынок несовершенная  конкуренция

 

Государственное регулирование  экономики (ГРЭ) в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям Бузгалин А.В., Радаев В.В. Учебное пособие: Экономика переходного периода. - М.: МГУ, 2006. - С. 41..

 

По мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушение  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  государственной экономической  политики (ГЭП) .

 

Объективная возможность  ГРЭ появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные  задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

 

Объекты и цели ГРЭ

 

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - М.: Юрайт. - 2009. - С. 131..

 

Основные объекты ГРЭ  это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура  хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный  баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические  связи.

 

Суть государственной  антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления-рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ-притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

 

В области отраслевой и  территориальной структуры ГРЭ  также играет значительную роль. Здесь  при помощи финансовых стимулов и  государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам. В одном случае поддержка  оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в  состоянии затяжного кризиса; в  другом случае поощряется развитие новых  отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным  структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности  и конкурентоспособности. Но также  могут приниматься меры и по притармаживанию чрезмерной концентрации производства.

 

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и  возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам  по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический  цикл и структуру Макконел К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика - в 2 т.: Пер. с англ. - М.: Кнорус, 2008. - С. 157..

 

Регулирование занятости - это  поддержание нормального с точки  зрения рыночной экономики соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это  должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом  и предложением не должно вести к  чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Информация о работе Осударственное регулирование рынка несовершенной конкуренции и его варианты