Осударственное регулирование рынка несовершенной конкуренции и его варианты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции.
Задачи исследования:
1. Определить понятие рынка и его видов.
2. Исследовать специфику и виды рынка несовершенной конкуренции.
3. Выявить необходимость государственного регулирования рынка.
4. Проанализировать особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции

Содержание

Введение
1. Сущностные особенности рынка несовершенной конкуренции
1.1 Понятие рынка и его видов
1.2 Специфика и виды рынка несовершенной конкуренции
2. Возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
2.1 Необходимость государственного регулирования рынка
2.2 Особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

 

Особое внимание ГРЭ уделяет  денежному обращению. Основное направление  регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

 

Состояние платежного баланса  является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия  на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной  экономической интеграции.

 

Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

 

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных  исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

 

Объекты ГРЭ различаются  в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические  уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги) ; хозяйства  в целом; глобальный (социальные отношения, экология) ; наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы) .

 

Цели ГРЭ

 

Самой главной целью ГРЭ  является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего  строя внутри страны и за рубежом  Куликов Л.М. Основы экономической  теории. - М.: Юрайт. - 2010. - С. 124.. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т.е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

 

2.2 Особенности государственного  регулирования рынка несовершенной  конкуренции

Главным идеологом активного  вмешательства государства в  экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения Экономическая теория. Учебник / Отв. ред. Лобачёва Е.Н. - М.: Гардарики, 2009. - С. 190.. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

 

Противники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической  теории. Они исходят из постулата  о тенденции капиталистической  экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен - лучшие механизмы установления экономического равновесия Экономическая  теория. Учебник / Отв. ред. Лобачёва Е.Н. - М.: Гардарики, 2009. - С. 190.. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. “Восстание” против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

 

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

 

 

Проводить регулирование  рынка несовершенной конкуренции  государство может двумя основными  способами. Первый - установление налогов  на производство. Второй - использование  фиксированных цен (чаще - ценовых  потолков). Но оба этих метода не всегда бывают эффективными с экономической  точки зрения, а иногда вообще приводят к противоположному от требуемого результату. Давайте подробнее рассмотрим оба этих варианта.

 

Начнем с налогов. Этот метод не является экономически действенным, поскольку чаще всего налоговое  бремя ложится на покупателей. Для  примера рассмотрим введение потоварного налога, который официально оплачивает продавец.

 

Первоначально равновесие находилось в точке, где цена равнялась P*, а  количество составляло Q*. После введения налога в размере T за каждую единицу  товара кривая предложения сдвинулась вверх на T единиц.

 

Следовательно, новое равновесие стало характеризоваться тремя  величинами: Q', P', P”. А общая сумма  налога, поступающая в госбюджет, будет равняться площади прямоугольника P'ABP”. Стоит обратить внимание, что  часть «налогового бремени» возлагается  на покупателя. Получается, что введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объёма рынка, а также приводит к повышению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижению цены, фактически получаемой продавцами.

 

На рынках несовершенной  конкуренции государство при  установлении ценового потолка обычно задаёт цену, ниже равновесной. В этом случае мы получаем ситуацию дефицита товаров, разницу между имеющимся  и требуемым количеством товаров  государство может покрыть за счет доплаты производителям из налоговых поступлений (что и происходит в Московском метрополитене) Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики. - М.: Олма Пресс, 2009. - С. 149..

 

Также возможна другая ситуация. Пусть правительство установило ценовой потолок ниже равновесной  цены, а производители имеют нелегальную  возможность продавать свой товар  по более высокой цене на черном рынке (в случае разоблачения санкции  применяются только к продавцам).

 

Тогда линия предложения  принимает положение S'. Разница P”-P' является компенсацией за риск разоблачения. Вертикальная разница S'-S определяет строгость  санкций за нарушение дисциплины цен. В результате весь товар уходит на черный рынок, а его цена оказывается  даже выше равновесной (до вмешательства  государства).

 

Как мы видим, эти два метода регулирования рынков несовершенной  конкуренции не являются идеальными, но все же с их помощью можно  достичь некоторых результатов.

 

Наследством советского периода  является наличие в законодательстве России многочисленных положений, позволяющих  различным инстанциям вмешиваться  в процесс ценообразования. Как  известно, в советском законодательстве существовало понятие «государственная дисциплина цен», т.е. государство как  владелец подавляющего массива собственности  устанавливало цены на производимые товары и услуги. Перепродажа товаров, произведенных в государственном  секторе, рассматривалась как «спекуляция», что влекло за собой уголовную  либо административную ответственность. В конце 1991 г. одним из первых шагов  реформаторского Правительства  стала либерализация цен и  правил торговли - указ «Об отмене ограничений  на заработную плату и на прирост  средств, направляемых на потребление» и указ «О мерах по либерализации  цен» предусматривали снятие ограничений как на повышение заработной платы, так и на цены предприятий Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики. - М.: Олма Пресс, 2009. - С. 149..

 

Однако государственное  регулирование цен было сохранено  практически на все виды энергоносителей, услуги связи и транспорта, коммунальные услуги, а также многие потребительские  товары - хлеб, молокопродукты, сахар, соль, растительное масло, водку и спирт, спички, лекарственные препараты  и т.п. Затем, в течение 1992 - 1994 г. это  перечень сокращался, и приобрел конечный вид в Указе Президента от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

 

В Постановлением Правительства N239 (с последующими изменениями) был  установлен список товаров, на которые  органы федеральной исполнительной власти могут регулировать цены (например, цены на нефть, газ, электро- и теплоэнергию, на грузоперевозки, на услуги связи и услуги систем водоснабжения и канализаций). При этом органам исполнительной власти субъектов федерации было запрещено применять регулирование цен путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг (п.7 Постановления) Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики. - М.: Олма Пресс, 2009. - С. 152..

 

Казалось бы, система регулирования  цен в РФ была близка к оптимальной - цены регулировались либо на продукцию  естественных монополистов, либо на крайне ограниченную номенклатуру товаров  первой необходимости. Однако на практике происходило иное. Во многом это  было вызвано не только произволом региональных властей , но и крайней запутанностью законодательной и нормативной базы. До сих пор действует советский вариант Кодекса об административно - процессуальных нарушениях, ставящий своей задачей «охрану общественного строя СССР» - т.е. уже 10 лет несуществующего государства. В этом Кодексе предусмотрены штрафы и конфискация товара, перепродаваемого «по ценам, превышающим государственные розничные цены», а также в случае «спекуляции».Региональные власти и милиция активно пользуются этими положениями для поборов с предпринимателей.

 

Несовершенными можно  назвать и меры по регулированию  цен на алкогольную продукцию  и лекарственные препараты. Регулирование  цен на алкогольную продукцию  крепостью выше 28% осуществляется в  соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 8 февраля 1996 г. N 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности», который  в фискальных целях предусматривает  установление минимальных цен на ликероводочные изделия. Право устанавливать  эти цены передано Минэкономики по согласованию с Минсельхозпродом РФ. Таким образом возникает пространство для произвола Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики. - М.: Олма Пресс, 2009. - С. 153..

 

Еще более прискорбную  ситуацию можно наблюдать имеем  на лекарственном рынке. В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 29 марта 1999 г. N 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» необходимо не только согласовывать цену с Минэкономики и Минзравом, но и региональным властям дается право устанавливать предельные торговые надбавки на лекарственные препараты. Причем размер этой предельной надбавки никак не нормирован. В постановлении речь идет о лекарственных препаратах в соответствии с неким перечнем «жизненно необходимых лекарств», однако он включает в себя сотни лекарственных препаратов, не говоря об их фармацевтических аналогах, и тем самым является практически всеобъемлющим.

 

Ст. 424 п. 1 ГК РФ устанавливает, что государственное регулирование  цен применяется только в установленных  законом случае. Таким образом, все иные предписания субъектам предпринимательской активности, не согласованные с законодательством, выполнятся не могут. Однако законодательство, как это видно из предыдущего, практически не регулирует вопросы цен, все решения устанавливаются нормативными документами.

 

Без государственного регулирования  рынков несовершенной конкуренции  жизнь современных обществ немыслима  также, как она немыслима без монополий, олигополий и монополистической конкуренции. Государственное регулирование - очень непростая задача, и в Российском законодательстве еще предостаточно пробелов в этой области. Но все же разрешение этой задачи необходимо для нормального функционирования экономики и стабильного развития общества.

 

Выводы по второй главе

 

1. Государственное регулирование  рынка представляет собой активное  вмешательство государственных  органов в структуру функционирования  рынка, воздействуя на развитие  производства в общественно нужном  направлении, а также для решения  возникающих социальных проблем.  Необходимость данного момента  возникает при несовершенстве  отдельных рынков, которое проявляется  в нестабильности, частичном учете  затрат и полученных результатов,  не единственности равновесия.

Информация о работе Осударственное регулирование рынка несовершенной конкуренции и его варианты