Отношения собственности в юридическом и экономическом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключалась в исследовании отношений собственности в юридическом и экономическом аспекте и путей реформирования в российской экономике. Данная цель предопределила конкретные задачи исследования, которые могут быть сведены к следующему:
- изучение экономической/ философской и юридической литературы по данному кругу проблем и обобщение содержащихся в ней выводов с позиций цели, стоящей перед автором;
- анализ экономического и юридического содержания отношений собственности;
- выявление места отношений собственности в экономической системе общества;
- рассмотрение теоремы Коуза и исходящего из неё экономического смысла собственности;
- раскрытие форм собственности и хозяйствования в экономики России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 8
1.1 Понятие, сущность и роль собственности в системе общественных отношений 8
1.2 Виды и специфика отношений собственности 14
2 ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 20
2.1 Классификация форм собственности 20
2.2. Характеристика основных типов и форм собственности 26
3. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРИВАТИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ПУТИ 35
3.1. Развитие отношений собственности 35
3.2 Особенности приватизации в России 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Собственность.doc

— 589.50 Кб (Скачать файл)

Экономические, социальные вопросы развития отношений собственности  рассматриваются преимущественно  на примере основного капитала – недвижимости, которая составляет наиболее активную и продуктивную часть совокупного капитала. Лишь постановочно рассматриваются нами проблемы формирования отношений собственности в сфере воспроизводства и использования природных богатств и не затрагиваются многообразные движения финансовых ресурсов.

Приватизация (от лат. privatus - частный) – передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Основная форма приватизации – аренда имущества на длительный срок частными лицами или компаниями, распродажа определённой доли акций. [7, с. 103]

Разгосударствление экономики  – снижение роли государства в  управлении экономическими объектами  при одновременной приватизации части государственной собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям, развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными.

Иными словами, любое  разгосударствление, происходящее в бывших социалистических странах, с их тотальным господством государственной собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. В ином случае приватизация сведётся к юридическому оформлению раздачи бывшей государственно-номенклатурной собственности в руки отдельных представителей бывшей номенклатуры без всяких положительных последствий для экономики в целом, прежде всего для повышения эффективности народного хозяйства.

Возрождение различных форм частной  собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане. [12, с.69]

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. [7, с. 119]

В России приватизация началась в  октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

Второй этап – ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.[45]

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

  • 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
  • Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия. [34, с. 114]

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. (Высшее образование). [34, с. 115]

Приватизация может  иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества  на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят  от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах. [35, с. 128]В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики.

Цель приватизации заключалась  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы. Именно в ходе процессов  трансформации отношений собственности  в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При участии государства  в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.

3.2 Особенности приватизации  в России

 

В России приватизация проводилась  двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием  в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

    1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
    2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
    3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа  приватизации в России произошел  передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности  социальной структуры, сложившейся  в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный  курс проведения способствовали возникновению  определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось  создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной  собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие  возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто  проводилась без должного представления  о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто  прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет  сделать следующие выводы:

- срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;

- отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;

- если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;

- приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;

- предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;

- значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой. [7, с. 115]

Значительный интерес  представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано  большое количество случаев перепродажи  предприятий, массовая скупка акций  перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился передел собственности.

Основными направлениями  дальнейшей трансформации собственности  является постепенное сокращение числа  мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность  все же сохранит свою значимость и  функцию опорного звена всей хозяйственной  цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путем увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений "новых" собственников  со "старыми" управленцами могут способствовать жесткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев. [34, с.107]

В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?

1. Директивность. Решение  о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

Информация о работе Отношения собственности в юридическом и экономическом аспекте