Отношения собственности в юридическом и экономическом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключалась в исследовании отношений собственности в юридическом и экономическом аспекте и путей реформирования в российской экономике. Данная цель предопределила конкретные задачи исследования, которые могут быть сведены к следующему:
- изучение экономической/ философской и юридической литературы по данному кругу проблем и обобщение содержащихся в ней выводов с позиций цели, стоящей перед автором;
- анализ экономического и юридического содержания отношений собственности;
- выявление места отношений собственности в экономической системе общества;
- рассмотрение теоремы Коуза и исходящего из неё экономического смысла собственности;
- раскрытие форм собственности и хозяйствования в экономики России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 8
1.1 Понятие, сущность и роль собственности в системе общественных отношений 8
1.2 Виды и специфика отношений собственности 14
2 ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 20
2.1 Классификация форм собственности 20
2.2. Характеристика основных типов и форм собственности 26
3. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРИВАТИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ПУТИ 35
3.1. Развитие отношений собственности 35
3.2 Особенности приватизации в России 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Собственность.doc

— 589.50 Кб (Скачать файл)

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических  целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения. [34, с. 229]

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995 г. следующим образом. (Таблица 3) [44]

Таблица 3 - Доля предприятий в государственном и частном секторах экономики России

 

Госсектор, %

Частный сектор, %

Легкая промышленность

41

59

Пищевая промышленность

43

57

Строительство

52

48

Промышленность стройматериалов

41

59

Автотранспорт и авто ремонт

52

48

Торговля оптовая

45

55

Торговля розничная

33

67

Общепит

44

56

Бытовое обслуживание

35

65

Прочее

68

32

В среднем по России

49, 5

50, 5


 

Пятидесяти процентный рубеж частной  собственности по количеству предприятий  был преодолен в середине 1995 г.

5. Форсирование развития фондового  рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка,

К 1997 г. сложилась ситуация, которая  может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом. [32, с. 89]

К 2001 г. в собственности  РФ по всему народному хозяйству  насчитывалось 13 786 государственных  унитарных предприятий и 23 099 учреждений. Государство также являлось акционером 3 316 хозяйственных обществ с разной долей своего участия. Оно составляло 100% для 382 из этих обществ, свыше 50% - для 470, от 25 до 50% -для 1601, менее 25% - для 863. Также в федеральной собственности находились объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2: часть из них (214 млн м2) была передана в коммерческое пользование, а другая (123 млн м2) -в некоммерческое[45].

Это внушительное хозяйство  оказывалось по существу безнадзорным. Исправить положение была призвана принятая 9 сентября 1999 г. постановлением правительства «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ». Деятельность государственных унитарных предприятий, равно как и система управления ими, оценены в этом документе как совершенно неэффективные. Основная идея Концепции - переход к основательной регламентации деятельности названных предприятий и надзирающих за ними «представителей государственных интересов» (избираемых по конкурсу). При этом основная тяжесть такой работы возлагалась на отраслевые органы исполнительной власти, ответственных и за подбор «представителей». [25, с. 156]

Развил и конкретизировал  основные положения Концепции принятый в декабре 2001 г. федеральный закон  «О приватизации государственного и муниципального имущества» (вступивший в силу 26 апреля 2002 г.). Законом проведено строгое разграничение полномочий между законодательным собранием, правительством и президентом в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Госдума получила контроль над естественными монополиями - Газпромом, РАО «ЕЭС России», транспортными системами МПС, приватизация которых теперь становилась возможной только с ее ведения. Правительству оставлено планирование и общее руководство процессом приватизации. Президенту предоставлено право формировать и утверждать перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определять возможность их приватизации.

В соответствии с новым  законом назначение директоров государственных унитарных предприятий (ГУПов) осуществляется на основе заключенных с ними контрактов. В целях пресечения действий менеджеров, противоречащих интересам собственников, вводятся плановые задания на прибыль, выручку от реализации товаров и услуг и на отчисления в госбюджет.

Закон о приватизации 2001 г., по мнению ряда экспертов, имеет  и существенные недостатки. В частности, в нем отсутствуют нормы, предписывающие включение в план приватизации сведений о стоимости федерального имущества (прогноз начальной цены пакетов акций), которое предполагается приватизировать. Поэтому такой план не может дать представление о стоимости федеральной собственности, подлежащей приватизации, и, следовательно, не позволяет оценить эффективность приватизационных сделок. Кроме того, в законе не определен порядок рассмотрения Государственной думой утвержденного правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и отчета правительства о результатах приватизации [9]. По мнению директора Института проблем глобализации М. Г. Делягина, новый закон дает правительству еще больше свободы, чем прежде, позволяя определять формы и методы приватизации вплоть до их непосредственного индивидуального назначения для отдельных предприятий, а также отменять существовавшие до принятия закона указы бывшего и нынешнего президентов[27, с. 118].

В 2002 г. правительство РФ приняло ряд нормативных актов, конкретизирующих методы и процедуры приватизации, предусмотренные законом 2001г [45] 11 октября 2002 года был принят федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации.

Таким образом, начиная с 1998 г. в собственность государства вернулось 8 тыс. предприятий. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения «возвратилось» 39 тыс. организаций и предприятий.

В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах её преобразования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной  собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе  экономических отношений, не могут  быть изолированными друг от друга. Преодолевая  свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут  возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Перемены на уровне микроэкономики выразились в падении роли и значения частной собственности.

В социально-экономической  литературе широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной  общественной  формы  или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.

Формы собственности представляют собой различные комбинации признаков (правомочий). Я рассмотрела их, начиная с самых простых и заканчивая самыми сложными.

Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах-от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг.

Собственность, как экономическое отношение, начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Характерной чертой периода  перехода от административно-командной  системы к рыночной экономической системе является формирование многоукладной экономики, в которой присутствую разнообразные формы собственности на средства производства - это частная трудовая, частная капиталистическая, частная корпоративная, кооперативная, коллективная (или народная, собственность трудовых коллективов), государственная (федеральная, республиканская, местная или коммунальная). В рыночной системе подавляющей является частная капиталистическая и частная корпоративная формы собственности. Характеристика форм собственности:

Частная собственность - это закрепление прав контроля экономических  ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Использование  частной собственности является одним из базовых элементов смешанной  экономической системы, значительная часть капитала находится в частном владении. Сегодня прослеживается тенденция сокращения удельного веса капитала частных владельцев и увеличение доли корпоративных частных капиталов. Частная собственность имеет множество разновидностей: индивидуальная или семейная собственность, паевая неакционерная собственность, акционерная собственность.

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная  собственность, обычно делится на общегосударственную собственность и коммунальную или муниципальную собственность.

Приватизация крупных  предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными  государственными программами, и с  большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.  Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

Информация о работе Отношения собственности в юридическом и экономическом аспекте