Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:32, курсовая работа
Социальная политика направлена: на реализацию программ занятости, на оказание помощи малоимущим слоям и многодетным семьям; на обеспечение устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия, медицинского обслуживания, социального страхования и культуры; на регулирование доходов и обеспечение социальной защиты. Некоторые экономисты выделяют следующие три направления социальной политики: обеспечение государством регулирования социальной политики; поддержка беднейших слоев населения и формирование системы социальной защиты; регулирование доходов населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.
Введение
1.1 Сущность, критерии распределения и структура доходов.
2.1 Неравномерность распределения доходов
2.2 Уровень и динамика получения доходов
2.3 Причины дифференциации доходов
Заключение
Список источников
По основным видам занятости трудовые доходы населения могут быть классифицированы следующим образом:
Эти виды доходов могут получаться отдельно или в любых комбинациях.
Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы. Денежные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.
Доход, учитывающий все виды денежных и натуральных поступлений, называют также совокупным доходом.
Совокупный доход домашних хозяйств создается за счет участия членов домашнего хозяйства в производственной деятельности, включая вторичную занятость, самозанятость (включая индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, ведение личного подсобного хозяйства), доходов от собственности, а также текущих трансфертов в денежной и натуральной форме. Доходы от личных подсобных хозяйств также должны учитываться не только по стоимости реализованной продукции в натуральной форме, идущей на личное потребление.
Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуральной форме), и вычислением выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений. Реально располагаемый доход – это располагаемый доход, скорректированный в соответствии с уровнем инфляции. В отдельных случаях выделяют скорректированный располагаемый доход как доход, исчисляемый после добавления социальных трансфертов в натуральной форме.
В последнее время используется также термин «располагаемые ресурсы домашнего хозяйства». Они исчисляются как сумма валовых доходов домашних хозяйств, включающая наряду с денежными средствами условно исчисленную стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов, а также привлеченных накопленных ранее средств, сумм и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашних хозяйств в течение учетного периода обследования).
В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). В более поздних редакциях СНС эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.
Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты – это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.
Выделяются также: среднемесячная начисленная заработанная плата (номинальная) работающих в отраслях экономики, которая определяется делением начисленного фонда заработной платы на среднесписочную численность работников, и реальная начисленная заработанная плата, исчисляемая путем деления номинальной заработной платы текущего периода без учета налогов и других удержаний на индекс потребительских цен.
Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.
Теперь охарактеризуем отдельные виды денежных доходов населения:
Кроме оплаты труда, доходы рабочих и служащих от предприятий и оорганизаций, включает:
К выплатам социального характера относятся, в частности страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников, за счет средств предприятия; выходное пособие при прекращении трудового договора, суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом; материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д. При этом исчисляются надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, выплачиваемые за счет средств предприятия.
Прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработанной платы и выплатам социального характера, включают в себя командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработанной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т.п.
Наконец, неучитываемые доходы, латентно получаемые в рамках неформальной и теневой экономики. Для оценки размеров таких доходов на макроуровне применяется ряд методов дооценки по косвенным данным.
Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Этот баланс представляется в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.
Баланс составляет как на федеральном, так и на местном уровнях. На федеральном уровне баланс строится самостоятельно и имеет расхождение суммой.
Территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств.
Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.
Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.
Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.
Детальные дифференцированные
балансы доходов населения
Уровень дохода домашнего хозяйства, его среднедушевой доход связаны с демографическими характеристиками, размером и структурой, что находит свое отражение в числе кормильцев, детей, взрослых иждивенцев, пенсионеров. Результаты проведенных исследований подтверждают наличие тесной связи между денежным душевым доходом и типом домохозяйства, т.е. характеристиками его членов по полу, возрасту, статусу занятости. В этой связи структура дохода должна исследоваться в зависимости от нагрузки иждивенцев и числа кормильцев в доходных группах.
2.Неравномерность распределения доходов.
Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах. Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его положением, имуществом и трудом и всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.
Несмотря на разнообразие взглядов на проблему неравенства доходов, все же глубоких и обстоятельных исследований по этой теме не производилось. Мнение, что отношения распределения полностью определяются отношениями, регулирующими производство, принадлежит К. Марксу. Он связывал формирование и распределение доходов с воспроизводственным процессом и эксплуатацией наемных рабочих владельцами средств производства. Маркс отмечал, что бедность и неравенство изначально присущи капиталистическому строю.
Анализом проблемы неравенства занимался А. Пигу. В работе «Экономическая теория благосостояния» он сформулировал принцип достижения максимума благ для наибольшего количества человек. Наибольший уровень благосостояния Пигу предлагал достичь проведением политики равномерного распределения доходов. Его заслуга состоит в рассмотрении положительных и отрицательных моментов регулирования доходов. Так, политика перераспределения таит в себе опасность негативного воздействия на накопление капитала и экономическую активность. Результат политики доходов – общие удовлетворение бедных категорий общества возрастает в большей степени, чем снижение общего удовлетворения богатых. В качестве главного метода регулирования доходов Пигу называл налоговое воздействие.
Видное место в развитии теории распределения доходов занимает концепция В. Парето. Он выявил зависимость между уровнем дохода и числом получающих его лиц. Согласно данному «закону Парето», распределение доходов низкого уровня может быть подвержено колебаниям, а высокого уровня – вполне стабильно.
Если численность людей с доходами, равными или больше величины Х, составляет N, то соотношение можно записать в виде уравнения: N=A:X-m или lg N=lgA-m:lgX, где А и m – параметры уравнения
Причиной данного закона Парето называл естественную неравномерность распределения способностей граждан. Причем при росте общей суммы доходов в больших темпах, чем увеличение численности людей, вполне вероятно снижение дифференциации населения по уровню дохода.