Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:32, курсовая работа
Социальная политика направлена: на реализацию программ занятости, на оказание помощи малоимущим слоям и многодетным семьям; на обеспечение устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия, медицинского обслуживания, социального страхования и культуры; на регулирование доходов и обеспечение социальной защиты. Некоторые экономисты выделяют следующие три направления социальной политики: обеспечение государством регулирования социальной политики; поддержка беднейших слоев населения и формирование системы социальной защиты; регулирование доходов населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.
Введение
1.1 Сущность, критерии распределения и структура доходов.
2.1 Неравномерность распределения доходов
2.2 Уровень и динамика получения доходов
2.3 Причины дифференциации доходов
Заключение
Список источников
2.1 УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА ПОЛУЧАЕМЫХ ДОХОДОВ.
Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход – это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то получим располагаемый доход, который можно использовать на потребление и сбережение. Реальный доход – это то количество благ и услуг, которое можно купить по действующим ценам на располагаемый доход в определенный период.
Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей (различных выплат из общественных фондов). К последним относятся выплаты Пенсионного фонда, из фондов социального страхования и социальной защиты, выплаты пособий по безработице и пр.
В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами доходов. Если трансфертные платежи играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых доходов – стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговая политика, если она придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходы должны быть меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала.
Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.
Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений1. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структура налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя2.
В области политики доходов существует социальный подход и рыночный подход.
Социальный подход исходит из того, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». Существует несколько подходов к оценке проблемы бедности: определяются потребности, необходимые для сохранения жизни; учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными условиями развития данного общества; определяется минимум физических и общественных потребностей; используются опросы населения. К бедным или малообеспеченным относят те группы населения, доходы которых по не зависящих от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. В некоторых странах «порог бедности» составляет 40-60 % от уровня среднего дохода взрослого человека. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10%. К малообеспеченным принадлежат такие социально уязвимые слои населения, как молодежь, женщины, имеющие детей, пенсионеры, лица, занятые на низкооплачиваемой работе или работающие неполный рабочий день. Экономические, правовые и организационные меры государства в отношении этих категорий граждан, особенно находящихся за чертой бедности, направлены на обеспечение их прожиточного минимума.
В Республике Беларусь проводится большая работа по созданию адресной системы социальной защиты: упорядочение льгот, надбавок, доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий и организаций; уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, реформы оплаты труда, регулярный пересмотр минимальной заработной платы, совершенствование оплаты труда, определение отнесения граждан к малоимущим группам населения, разработки механизма выявления учета малоимущих граждан, находящихся по объективным причинам за чертой бедности и т.д.
В литературе выделяют следующие причины неравенства доходов:
Все эти причины присутствуют в переходный период в РБ. Однако наряду с ними действуют и специфические факторы углубления неравенства, такие, как неоправданно низкая цена труда на начальном этапе рыночных реформ, неотрегулированность правового поля реформ, позволяющие относительно небольшой группе присваивать большие теневые доходы. Правительством предусматривается обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, введения эффективного контроля над реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам.
Какова оптимальная степень неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет. В литературе приводятся аргументы «за» и «против» усиления неравенства. Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и дохода.
В заключение сформулируем основные выводы, которые следуют из приведенного выше анализа.
Во-первых, сегодня социально-
Во-вторых, причиной возникновения и углубления этих диспропорций является явно прочный механизм распределительных отношений на всех этажах экономики: отраслевом, региональном и индивидуальном. Без глубокого реформирования этих распределительных отношений невозможно эффективное решение задачи повышения темпов экономического роста.
В-третьих, порождаемые
существующими распределительны
В-четвертых, одним из решающих направлений ликвидации избыточного неравенства и сокращения бедности является перекладывание налоговой нагрузки на богатых, особенно, когда они используют богатство и капиталы не для роста производства.
В-пятых, важнейшей составляющей этой проблемы является строгий и полный учет этого богатства и его адекватное налогообложение.
В переходный период к
Индексация – это корректировка доходов населения исходя из роста цен на товары и услуги и снижения товарного обеспечения денег.
Компенсация означает возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом.
Адаптация – это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы) по мере роста стоимости жизни.
Социальная политика –
Социальная политика
Важным направлением социальной политики государства является формирование и распределение доходов населения. Оно осуществляется следующими способами:
Список использованной литературы:
Под редакцией М.И.Плотницкого, 2005г.- М «книжный дом».
1 Указ. работа Булатова А.С., с.535.
2 См.: Кураков А.П. Российская экономика: состояние и перспективы. – М., 1998, с.73.
1 См.: Указ. работа Булатова А.С., с.535.
2 См.: Торлопов В. Основные модели социального государства. // Человек и труд. – 1998. - №6. – с.4.
1См.: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Том 1. – СПб.: «Экономическая школа», 1996, с.242.
1 См.: Указ. работа Фишера С., Дорнбуша Р., Шмалензи Р., с 374
2 Там же, с. 208.