Перспективный расчет уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести экономико-статистический анализ занятости населения России, построение перспектив на будущее.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятия трудовые ресурсы, занятость и безработица;
- проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
- раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
- провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и система показателей занятости населения 5
1.1 Трудовые ресурсы и занятость 5
1.2 Статистический анализ безработицы 9
2. Характеристика занятости в России 12
3. Статистический анализ занятости населения 15
3.1 Анализ динамики уровня безработицы 15
3.2 Анализ структуры занятости населения 24
3.2.1 Анализ структуры занятых 24
3.2.2 Анализ структуры безработных 27
3.3 Корреляционно-регрессионный анализ 31
3.3.2 Регрессионный анализ 36
4. Перспективный расчет уровня безработицы 38
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсГотстатистика - копия.docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

 

Δy = yi – y0,

 

где y0 – базисный уровень.

Абсолютный прирост выражает абсолютную скорость роста. Используя данные таблицы 1, рассчитаем абсолютный прирост по цепной и базисной системе. Результаты представим в таблице 4:

 

Таблица 4 – Абсолютный прирост  по цепной и базисной системе

№ год y ΔyЦ ΔyБ

1 1998 9,21 – –

2 1999 9,45 0,24 0,24

3 2000 9,61 0,16 0,40

4 2001 11,89 2,28 2,68

5 2002 13,34 1,45 4,13

6 2003 12,81 -0,53 3,60

7 2004 10,57 -2,24 1,36

8 2005 9,00 -1,57 -0,21

9 2006 7,99 -1,01 -1,22

10 2007 8,68 0,69 -0,53

11 2008 7,45 -1,23 -1,76

12 2009 7,55 0,10 -1,66

Сумма  117,55 -1,66 

Ср. зн.  9,80  

 

Анализ цепных показателей: Абсолютный прирост по цепной системе показывает на сколько единиц изменился уровень безработицы в текущем году по сравнению с предыдущим годом. Его значения были положительными в период 2000 – 2003 гг., а также в 2008 и 2010 гг. Это говорит о том, что в данные периоды уровень безработицы увеличивался. В остальные периоды уровень абсолютной прирост по цепной системе меньше нуля, это говорит о том что безработица в эти периоды времени снижалась.

Анализ базисных показателей: абсолютный прирост по базисной системе показывает, на сколько единиц изменился уровень  безработицы в текущем году по сравнению с базовым 1999 годом. В 2000 – 2005 годы эта величина была больше нуля, что говорит о том, что  в данном периоде безработица  выросла и опустилась ниже базового уровня 1999 года лишь в 2006 году. Однако затем  ее снижение продолжалось и выше базисного  уровня она больше не поднималась, а  чем также говорят базисные значении абсолютного прироста в период 2006 – 2010 гг.

Относительная скорость изменения  уровня явления, то есть интенсивность  роста, выражается коэффициентами роста  и прироста, а также темпами роста и прироста.

1. Коэффициент роста – это отношение двух уровней ряда динамики. Он показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше базисного. Коэффициент роста может быть исчислен с переменной и постоянной базой сравнения.

Если база меняется, то цепные коэффициенты роста исчисляются по формуле

 

 

где Kp – коэффициент роста.

Если база постоянная, то базисные коэффициенты роста исчисляются  по формуле

 

 

Если эти величины выразить в  процентах, то получим темп роста (Тр) по цепной и базисной системам. Темп роста показывает, на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня.

2. Коэффициенты прироста показывают  относительное увеличение (уменьшение) прироста. Коэффициенты прироста  рассчитываются делением абсолютного  прироста на базисный абсолютный  уровень или цепной

 

( по цепной системе)

(по базисной системе)

 

Если полученные величины выразить в процентах, то получим темпы  прироста (Тпр) по цепной и базисной системам.

Используя исходные данные, рассчитаем коэффициента и темпы роста и  прироста, а абсолютное значение одного процента прироста. Результаты приведем в таблице 5:

 

Таблица 5 – Расчет коэффициентов  роста и прироста, а также темпов роста и прироста

1 1999 9,21 - - - - - - - -

2 2000 9,45 1,026 102,6 0,026 2,6 1,026 102,6 0,026 2,6

3 2001 9,61 1,017 101,7 0,017 1,7 1,043 104,3 0,043 4,3

4 2002 11,89 1,237 123,7 0,237 23,7 1,291 129,1 0,291 29,1

5 2003 13,34 1,122 112,2 0,122 12,2 1,448 144,8 0,448 44,8

6 2004 12,81 0,960 96,0 -0,040 -4,0 1,391 139,1 0,391 39,1

7 2005 10,57 0,825 82,5 -0,175 -17,5 1,148 114,8 0,148 14,8

8 2006 9,00 0,851 85,1 -0,149 -14,9 0,977 97,7 -0,023 -2,3

9 2007 7,99 0,888 88,8 -0,112 -11,2 0,868 86,8 -0,132 -13,2

10 2008 8,68 1,086 108,6 0,086 8,6 0,942 94,2 -0,058 -5,8

11 2009 7,45 0,858 85,8 -0,142 -14,2 0,809 80,9 -0,191 -19,1

12 2010 7,55 1,013 101,3 0,013 1,3 0,820 82,0 -0,180 -18,0

Сумма  117,55        

 

Анализ цепных показателей: Рассматривая цепные показатели роста мы видим, что они были больше нуля в период 1999 – 2002, а также в 2007 и 2009 гг. Это говорит о том, что в эти года уровень безработицы возрастал. Наибольший прирост наблюдался в 2001 году и составил 23,7% к 2002 году. Значения остальных коэффициентов роста, меньшие единицы говорят о снижения уровня безработицы. Наибольшие снижение наблюдалось в 2004 году, в котором уровень безработицы составил 82,5% от уровня 2003года.

Анализ базисных показателей: Рассматривая базисные показатели роста мы видим, что в период 1999 – 2004 гг. значение коэффициента роста было больше единицы, что говорит о том, что уровень безработицы был больше базового уровня, причем максимальный прирост составил 44,8% от уровня 1998 года. Во второй период 2005 – 2009 гг. коэффициент роста стал меньше единицы, что свидетельствовало о снижении уровня безработицы ниже базового уровня, причем наибольшее снижение было в 2009 году, когда уровень безработицы составил 80,9% от уровня 1999 года.

Средний коэффициент роста определяют на основе средней геометрической

 

 

где К – средний коэффициент роста;

К1, К2, Кm – коэффициенты роста (по цепной системе);

m – число коэффициентов роста.

Рассчитаем средние коэффициенты роста и прироста, для исходных данных

 

 

Так как произведение К1ּК2ּ…ּК11 = y12/y1 то средний коэффициент роста также можно определить по формуле

 

 

Средний темп роста представляет собой  средний коэффициент роста, выраженный в процентах

 

Тр = Кр ּ100% = 0,982ּ100% = 98,2%

Средний темп роста показывает, что  уменьшение уровня безработицы в  среднем за 12 лет составило 98,2% от предыдущего года.

Средний коэффициент прироста будет  равен:

 

Кпр = Кр – 1 = 0,982 – 1 = – 0,018

 

Средний темп прироста представляет собой средний коэффициент прироста, выраженный в процентах:

 

Тр = Крּ100% = – 0,018ּ100%= – 1,8%

 

То есть в среднем за 12 лет  безработица в России уменьшалась  на 1,8% в год.

При анализе рядов динамики необходимо определить общую тенденцию развития. На развитие явления во времени могут  оказывать влияние различные  факторы, одни из них могут формировать  в рядах динамики определенную тенденцию  в развитии, другие – оказывать  кратковременное воздействие. Поэтому  необходимо определить общую тенденцию  развития.

3.2 Анализ  структуры занятости населения

3.2.1 Анализ структуры занятых

Анализ структуры занятого населения  начнем с рассмотрения половой структуры  занятого населения, а также структуры  с точки зрения места проживания.

Ниже, в таблице 8 показаны соответствующие  данные для 2009 года.

занятость безработица население

 

Таблица 8 – Структура занятого населения в 2009 году

2009

Занятые, всего 67279

из них: мужчины, тыс. чел. 34186

доля  в ЭАН, % 50,81

женщины, тыс. чел. 33093

доля  в ЭАН, % 49,19

проживают в городе 51592

доля  в ЭАН, % 76,68

проживают в селе 15687

доля  в ЭАН, % 23,32

 

Изобразим данные на диаграммах (Рисунок 4)

 

Рисунок 4 – Структура занятого населения

 

Из первого рисунка наглядно видно, что доля занятых мужчин немного  больше доли занятых женщин. Из второго  рисунка мы видим, как велика доля городского населения в общей  сумме занятых, что вполне очевидно, учитывая, что численность городского населения также значительно выше.

Далее проанализируем структуру занятого населения по возрасту.

Исходные данные для 2009 года даны в  таблице 9.

 

Таблица 9 – Возрастная структура  занятого населения в 2009 году.

Возраст, лет Доля в общем числе занятых, %

до 20 2,2

20-29 22,1

30-39 24,5

40-49 30,1

50-59 16,8

60-72 4,4

 

Для более наглядного представления  данных построим диаграмму

 

Рисунок 5 – Возрастная структура  занятого населения

 

Из диаграммы видно, что наибольшая доля занятых (30,1%) приходиться на возрастную группу 40 – 49 лет. На втором месте (24,5%) возрастная группа 30 – 39 лет, а на третьем - 20 – 29 лет (24,5%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 75% всего занятого населения.

Перейдем к последнему структурному делению занятых – по образованию. Данные по 2009 году выглядят следующим образом (Таблица 10).

 

Таблица 10 – Структура занятого населения по образованию

Образование Доля в общем числе занятых, %

высшее  профессиональное 23,3

неполное  высшее профессиональное 2

среднее профессиональное 26,5

начальное профессиональное 17,3

среднее (полное) общее 23,3

основное  общее 6,9

начальное общее, не имеют начального 0,7

 

Строим диаграмму

 

Рисунок 6 – Структура занятого населения по образованию

 

Анализируя структуру занятого населения по образованию мы видим, что большая часть имеет среднее профессиональное образование (34,6%), на втором месте среднее общее образование (30,4%), а на третьем – начальное профессиональное (22,6%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 85% всего занятого населения.

3.2.2 Анализ структуры безработных

Анализ структуры безработного населения будем проводить такими же этапами, как и анализ занятого.

Ниже, в таблице 11 показаны соответствующие  данные для 2009 года.

 

Таблица 11 – Структура занятого населения в 2009 году.

2009

Безработные, всего 5652

из них: мужчины, тыс. чел. 3002

доля  в ЭАН, % 53,11

женщины, тыс. чел. 2650

доля  в ЭАН, % 46,89

проживают в городе 3768

доля  в ЭАН, % 66,7

проживают в селе 1884

доля  в ЭАН, % 33,3

 

Изобразим данные на диаграммах (Рисунок 7).

Из первого рисунка наглядно видно половая структура безработного населения аналогична половой структуре  занятого населения: доля безработных  мужчин немного больше доли безработных  женщин.

Из второго рисунка мы видим, что доля городского населения в  общей сумме безработных заметно  больше аналогичному показателю для  занятого населения.

 

 

Рисунок 7 – Структура занятого населения

 

Анализируем структуру безработного населения по возрасту. Исходные данные для 2009 года даны в таблице 12.

 

Таблица 12 – Возрастная структура  безработного населения в 2009 году

Возраст, лет Доля в общем числе безработных, %

до 20 9,7

20-29 31,8

30-39 22,1

40-49 23,1

50-59 11

60-72 2,4

 

Для более наглядного представления  данных построим диаграмму

 

 

Рисунок 8 – Возрастная структура  безработного населения

 

Из диаграммы видно, что наибольшая доля безработных (31,2%) приходиться  на возрастную группу 20 – 29 лет. На втором месте (22,6%) возрастная группа 40 – 49 лет, а на третьем – 30 – 39 лет (21,7%). Эти  три группы являются основными и  в совокупности составляют более 75% всего занятого населения.

Перейдем к последнему структурному делению безработных – по образованию. Данные по 2009 году выглядят следующим  образом (Таблица 13).

 

Таблица 13 – Структура безработного населения по образованию

Образование Доля в общем числе занятых, %

высшее  профессиональное 10,6

неполное  высшее профессиональное 3,2

среднее профессиональное 19,9

начальное профессиональное 17,5

среднее (полное) общее 33,6

основное  общее 14

начальное общее, не имеют начального 1,4

 

Строим диаграмму

Рисунок 9 – Структура безработного населения по образованию

 

Анализируя структуру безработного населения по образованию мы видим, что большая часть имеет среднее общее образование (33,5%), на втором месте среднее профессиональное (19,9%), а на третьем – начальное профессиональное (17,5%). Эти три группы являются основными и в совокупности составляют более 70% всего безработного населения.

Информация о работе Перспективный расчет уровня безработицы