Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ деятельности существующих внебюджетных фондов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность внебюджетных фондов, выделить их основные черты;
- рассмотреть виды внебюджетных фондов;
- выявить состав внебюджетных фондов в России и выделить основные задачи их деятельности;
- проанализировать перспективы развития внебюджетных фондов РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения 5
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация и источники формирования 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации 17
2.2 Фонд социального страхования РФ 21
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования 25
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1. Особенности функционирования внебюджетных фондов в РФ 28
3.2. Фонд пенсионного страхования 31
3.3. Фонд социального страхования 37
3.4. Фонд медицинского страхования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
СОДЕРЖАНИЕ
Переход России к рыночным отношениям привели к децентрализации и ослаблению значения государства в экономике страны, одним из проявлений чего стало реформирование государственной системы финансирования. Это касается и внебюджетных фондов. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды. Однако множественность внебюджетных фондов создавала определенные финансовые неудобства и требовала дополнительных расходов на управление ими.
Советская
хозяйственная система аккумули
Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
Постепенно из бюджета выделяются внебюджетные фонды, среди которых ведущую роль играют социальные фонды.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что создание внебюджетных фондов позволяет государству более эффективно использовать свои финансовые ресурсы. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Целью курсовой работы является анализ деятельности существующих внебюджетных фондов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность внебюджетных фондов, выделить их основные черты;
- рассмотреть виды внебюджетных фондов;
- выявить состав внебюджетных фондов в России и выделить основные задачи их деятельности;
- проанализировать перспективы развития внебюджетных фондов РФ.
Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды.
Предмет исследования - специфика внебюджетных фондов в РФ и их роль в решении социальных задач.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких авторов, как Мысляева И.Н., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Курочкина В.В., Романовский М.В., Врублевская А.В., Ковалев В.В., Куликов Н.И. и др.
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.
Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования. В России составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т. д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета [8, с.262].
Внебюджетные
фонды – это целевые централизо
В зависимости от зоны действия в образовании внебюджетных фондов могут участвовать:
- субъекты экономической деятельности (федеральные социальные и экономические внебюджетные фонды);
- субъекты экономической деятельности, зарегистрированные или проживающие на определенной территории (территориальные внебюджетные фонды);
- субъекты, занимающиеся определенным видом экономической деятельности (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды).
Целевой характер образования внебюджетных фондов обусловливает направления их использования. Это могут быть социальные задачи (пенсионное и социальное обеспечение и т.п.), общеэкономические задачи (воспроизводство минерально-сырьевой базы, дорожное строительство и т.п.), отраслевые и межотраслевые задачи (развитие науки и техники, инновационные разработки и т.п.).
По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.
Средствами внебюджетных фондов управляют специально создаваемые государственные и негосударственные (некоммерческие организации) институты либо органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством.
В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера [7, с.31].
Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами [8, с.263]:
- необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
- необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
- необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.
Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.
Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита [9, с.359].
В России начиная с 1992 г. действовало более двух десятков внебюджетных фондов. Возникновение в России в 90-е гг. специальных внебюджетных фондов было явлением относительно новым. До этого внебюджетных фондов как таковых не было.
В 90-е гг CC века внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления – федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце CC века 90-х гг, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.
При помощи внебюджетных фондов государство решает важнейшие экономические и социальные задачи:
- социальную защиту населения;
- повышение жизненного уровня населения;
- сохранение и улучшение здоровья населения;
- оказание социальных услуг населению.
Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей, в том числе [8, с.263]:
- проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;
- бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;
- доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лип;
Информация о работе Перспективы развития внебюджетных фондов в РФ