Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:20, лекция
Модель чистой монополии отвечает следующим классификационным признакам:
В отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия «фирма» и «отрасль» равнозначны.
Для характеристики монополии большое значение имеет трактовка отрасли как таковой. Так, отраслью можно считать производство строго одного вида продукта, а можно рассматривать отрасль как сферу производства множества схожих продуктов, являющихся заменителями.
При трактовке отрасли важно иметь в виду и географические масштабы рынка. Чем географически шире рынок, тем труднее одной компании стать монополистом. На узком локальном рынке даже малый бизнес может быть монопольным.
Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Модель чистой монополии отвечает следующим классификационным признакам:
В отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия «фирма» и «отрасль» равнозначны.
Для характеристики монополии большое значение имеет трактовка отрасли как таковой. Так, отраслью можно считать производство строго одного вида продукта, а можно рассматривать отрасль как сферу производства множества схожих продуктов, являющихся заменителями.
При трактовке отрасли важно иметь в виду и географические масштабы рынка. Чем географически шире рынок, тем труднее одной компании стать монополистом. На узком локальном рынке даже малый бизнес может быть монопольным.
2. Поскольку произведенная фирмой продукция представляет собой все предложение товаров отрасли, фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценами, или рыночной властью. Это означает, что фирма может поднять цены на свою продукцию и не потерять при этом спроса на нее. Такая фирма может считаться ценодателем в отличие от фирмы - ценополучателя при совершенной конкуренции.
3. Доступ в отрасль для всех прочих фирм блокирован. Это достигается как административно-правовыми, так и экономическими методами. Например, в качестве барьеров на пути «чужих» капиталов могут служить: патенты, государственные лицензии или франшизы, владение редким сырьевым ресурсом, большая капиталоемкость и экономия масштаба.
4. Продукт фирмы/отрасли не имеет близких заменителей и в некотором роде уникален. Наиболее типичным примером являются бриллианты. Продукт монопольной фирмы может быть не столь экзотичен, как бриллианты. Так, молочные продукты, продаваемые в отдаленной деревне единственным на всю округу владельцем коровы, также не имеют в данной деревне заменителей, а потому этот молочник будет монополистом.
Поскольку кривая спроса на продукт фирмы-монополиста есть одновременная кривая спроса отрасли, она имеет обычный для кривой спроса отрицательный наклон.
Исследуя поведение монополиста, сделаем следующие допущения:
- фирма стремится
- монополист-производитель
покупает ресурсы на
- фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т. е. всем потребителям продукция фирмы продается по одной и той же цене;
- фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Эта предпосылка не так далека от действительности, поскольку сегодня крупные фирмы обычно проводят широкомасштабные маркетинговые исследования и достаточно точно определяют спрос в целом и отдельные его сегменты.
Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль. Монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает объем выпуска, кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, которое ему диктует потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т. е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.
Таким образом, у монополиста нет своей кривой предложения, не зависимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.
Для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены, если он хочет, чтобы потребители были готовы купить всю произведенную продукцию.
Поскольку цена понижается не только на дополнительную единицу продукта, но и на каждую единицу выпуска, выручка от продажи (TR= PQ) будет прирастать во все убывающей пропорции. Предельный доход монополиста, в отличие от конкурентной фирмы, не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объемов производства. Кривая предельного дохода представляет собой нисходящую линию с отрицательным уклоном, расположенную ниже кривой спроса (рис. 1).
Рис. 1 Кривая спроса и кривая предельного дохода
Предельный доход непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупную выручку, и предельный доход положителен. При неэластичном спросе увеличение объема выпуска сокращает совокупную выручку, и предельный доход отрицательный. Если спрос имеет единичную эластичность по цене, увеличение величины спроса полностью компенсируется снижением цены. Совокупная выручка при этом не меняет своей величины, а предельный доход равен нулю. Данная зависимость продемонстрирована наглядно на рисунке 2.
Можно отметить, что монополист всегда оперирует только на эластичном участке спроса. Объем его производства никогда не выйдет за пределы, при которых спрос становится неэластичным, поскольку иначе его совокупный доход будет падать. Максимизируется совокупный доход (выручка) при таком объеме производства, когда предельный доход равен нулю, т. е. когда последняя произведенная единица продукта уже не может ничего добавить к общей выручке (рис. 3).
Рис. 2. Предельный доход и эластичность спроса
Положение монополиста на рынке может быть интерпретировано алгебраически. Как известно, предельный доход фирмы является первой производной от функции совокупного дохода (TR(R)=PQ). Продифференцировав функцию совокупного дохода по Q, получим:
MR = dTR / dQ =d {Р (Q) Q} /dQ = P + QdP/ dQ.
В условиях совершенной конкуренции, когда фирма является ценополучателем, dP/ dQ = 0. В условиях монополии dP / dQ < 0, поскольку, как отмечалось выше, фирма вынуждена понижать цену при увеличении объема производства (и наоборот), поэтому ее предельный доход меньше цены.
Уравнение предельного дохода можно выразить также через эластичность спроса по цене.
MR = P + QdP/dQ = Р (1 +Q/P*dP/dQ) = Р = Р + P /E.
Так как Е – коэффициент ценовой эластичности спроса является величиной отрицательной, запись MR= Р + P/E означает, что MR < Р.
В точке равновесия предельный доход равен предельным издержкам, т. е. MR = МС. Следовательно, можно записать, что в точке равновесия
МС = Р + P/E или (Р - MС/)P = -1/Е. (1)
Данная формула представляет собой правило «большого пальца» для ценообразования любой фирмы с монопольной властью». Левая часть уравнения (Р - MС/)P выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком. Рассчитав эластичность спроса для фирмы, ее руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной. Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).
Рис. 4. Зависимость монопольной цены от эластичности спроса.
Показатели монопольной власти.
Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам (P=MС), для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки (P>MC). Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками, который мы ввели ранее как часть правила «большого пальца» при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
L= (Р —МС)/Р.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. По уравнению (1) мы знаем, что
L = (Р-МС) /Р = -1 /Е. (2)
Напомним, однако, что E теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.
Заметим, что монопольная
власть не гарантирует высокие
прибыли. Прибыль зависит от отношения
средних издержек к цене. Фирма
А может обладать большей
Смещение кривой спроса
На конкурентном рынке существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость отражена кривой предложения, которая, как мы видели в предыдущей лекции, совпадает с кривой издержек производства для отраслей в целом. Кривая предложения показывает, сколько будет производиться продукции по каждой цене.
В условиях монополизированного рынка кривая предложения отсутствует. Другими словами, нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства. Это показано на рис. 5а и 5b. На обоих частях рисунка кривой первоначального спроса D1 соответствуют кривая предельного дохода MR1, первоначальная монопольная цена P1 и объем производства Q1.
|
Рис. 5 b Изменение спроса при переменном объеме производства и постоянной цене |
На рис. 5а кривая спроса смещается вниз и поворачивается. Новые кривые спроса и предельного дохода обозначены D2 и MR2. Отметим, что MR2 пересекает кривую издержек в той же точке, что и MR1. В итоге объем производства продукции остается прежним. Цена, однако, снизится до Р2.
На рис. 5b кривая спроса поднимается вверх и поворачивается. Кривая нового предельного дохода MR2 пересекает кривую предельных издержек в точке, соответствующей большему объему производства, т. е. Q2 больше Q1. Но смещение кривой спроса таково, что цена остается прежней.
Изменение спроса обычно вызывает изменения как цены, так и объема выпуска продукции. Но особые случаи, приведенные на рис.5, показывают важное различие между монопольным и конкурентным предложением. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.
Решение монополиста относительно объема производства
Какое количество товара должен производить монополист? Как мы показали в предыдущей лекции, чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом — решение проблемы и для монополиста.
Рис. 6. Равновесие фирмы монополиста. Максимизация прибыли в условиях равновесия.
На рис. 6 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода MR и кривые средних и предельных издержек — АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
Как мы можем проверить, что Q* — объем производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции — Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис. 5, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1 он получил бы добавочную прибыль (MR –МС), т. е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1, вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой MR и кривой МС, между Q1 и Q*.
Информация о работе Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции