Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:20, лекция

Краткое описание

Модель чистой монополии отвечает следующим классификационным признакам:
В отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия «фирма» и «отрасль» равнозначны.
Для характеристики монополии большое значение имеет трактовка отрасли как таковой. Так, отраслью можно считать производство строго одного вида продукта, а можно рассматривать отрасль как сферу производства множества схожих продуктов, являющихся заменителями.
При трактовке отрасли важно иметь в виду и географические масштабы рынка. Чем географически шире рынок, тем труднее одной компании стать монополистом. На узком локальном рынке даже малый бизнес может быть монопольным.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsia_10 (1).doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

На рис. 6 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС–MR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой MR, между Q* и Q2.

Мы также можем показать алгебраически, что объем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль π равна разности между доходом и издержками, которые представляют собой функцию  от Q:

π(Q) = TR(Q) – TC(Q).

По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю (т. е. ∆π/∆Q = 0). Тогда

∆π /∆Q = ∆TR/∆Q – ∆TC/∆Q = 0.

Но ∆TR/∆Q является предельным доходом, a ∆TC/∆Q — предельными издержками, и поэтому условием максимизации прибыли является

MR – МС = 0 или MR = МС.

Поскольку для монополиста предельный доход меньше цены (MR<P), то в точке равновесия предельные издержки меньше цены (MC<P). Таким образом, при монополии не выполняется условие аллокативной эффективности, то есть ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом.

Точка равновесия фирмы определяет равновесный объем производства и равновесную цену. На рисунке 7 равновесный, то есть максимизирующий прибыль объем  выпуска обозначен буквой QE. Что касается равновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностей спроса. Кривая спроса показывает, какую цену  потребители готовы заплатить за данное количество продукта предложенное на рынке. Фирме нет смысла назначать цену ниже P, поскольку потребители готовы заплатить больше. Фирма не может назначить цену выше PE, поскольку потребители готовы заплатить больше. Фирма не может назначить  PE, так как рынок не примет столько товаров по более высокой  цене. Следовательно, цена PE будет равновесной ценой, максимизирующей прибыль монополиста.

 

Рис. 7. Прибыль фирмы-монополиста.

Прибыль и потери фирмы-монополиста

Если при равновесном объеме производства цена монополии оказывается выше средних издержек, то положительная разница между ними составит среднюю прибыль фирмы. Умножив эту прибыль на количество выпущенной продукции, получим общий объем монопольной прибыли.

На рисунке 7 средняя прибыль монополии представлена вертикальным отрезком KL, а общая прибыль – площадью прямоугольника KLMPE.

Монопольное положение на рынке не означает, что фирма обязательно и в любом случае получает прибыль. Монополия, как и конкурентная фирма, может нести экономические убытки.

Так, если при равновесном объеме производства равновесная цена будет ниже средних издержек, но при этом превышает средние переменные издержки,  фирма может в перспективе получать прибыль, минимизируя убытки увеличением выпуска продукции.

Это может произойти, если кривая АС проходит выше кривой спроса, а кривая AVC - частично ниже кривой спроса. Такой случай изображен на рисунке 8.

Рис. 8 Минимизация убытков фирмы-монополиста

Вертикальный отрезок MN иллюстрирует среднюю операционную прибыль, а прямоугольник PEMNS – общую прибыль от производства. Верхний прямоугольник KLMPe соответствует величине экономических убытков и равен части постоянных издержек, которые не могут быть компенсированы столь низкой ценой.

Если кривая спроса на продукцию монополии лежит ниже не только кривой AC, но и кривой средних переменных издержек (AVC), равновесная цена монополии никогда не сможет побудить фирму к производству (рис. 9).

Рис. 9. Точка закрытия производства в краткосрочном периоде

Производство будет прекращено, а фирма монополист понесет убытки в размере постоянных издережек ( на рис. 9 площадь прямоугольника KLNPE).

 

Прибыль и объем производства монополии в долгосрочном периоде

Отличие между краткосрочном и долгосрочном периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, поскольку существуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, т. к. иначе ее прибыль снизится. Поэтому и в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек (long run aserage cost - LRAC).

 

  1. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

 

Монополистической конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для которой характерны следующие классификационные признаки:

1) на отраслевом рынке  присутствует большое множество  фирм. В этом данная модель схожа с совершенной конкуренцией;

2) как и при совершенной  конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок объем продукции, столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением, что фирма не может влиять на рыночную цену при помощи этого фактора;

3) в отрасли практически  нет барьеров для притока других  капиталов. Новые фирмы могут  свободно начать оперировать  в этой сфере, равно как существующие фирмы могут легко и свободно покинуть ее;

4) принципиально отличается  от ситуации совершенной конкуренции природа продукта. Для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара реализовать некоторый контроль над ценами;

5) в силу вышеназванных  особенностей кривая спроса на  продукцию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли в целом).

Краткосрочный период. В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы во многом аналогично поведению монополии. Предельный доход фирмы не равен цене, поскольку у фирмы есть некоторый контроль над ценой. Фирма может повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него. Чтобы продать больше своего продукта, фирма должна понизить на него цену, поэтому кривая ее предельного дохода лежит ниже кривой спроса. В условиях монополистической конкуренции фирма выбирает комбинацию объема производства и цены, которая максимизирует ее прибыль. Точка равновесия фирмы определяется пересечением кривых МС и MR, т. е. условие МС =MR есть условие максимизации прибыли (рис. 10).

 

Рис. 10. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Поскольку цена выше предельных издержек (Р>МС), в обществе не достигается аллокативная эффективность.

Если спрос на продукцию фирмы очень низок, фирма может нести убытки. Если при этом цена равновесия фирмы покрывает средние переменные издержки, фирма может минимизировать потери, продолжая функционировать и производя продукцию в объеме, при котором МС = MR (рис. 11).

Рис.11. Минимизация убытков монополистически конкурентной фирмы

Если же спрос совсем мая и цена равновесия не покрывает даже средних переменных издержек, фирма прекращает производить.

Долгосрочный период. Поведение монополистически конкурентной фирмы отличается от поведения монополии в долгосрочном периоде. Поскольку отсутствуют барьеры на вхождение в отрасль, при наличии экономической прибыли новые фирмы будут открывать здесь свое производство. По мере вхождения новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода. Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а, следовательно, прекратится приток в отрасль новых капиталов и новых фирм. Все фирмы отрасли будут теперь получать только нормальную прибыль, поскольку цена равновесия установилась на уровне средних издержек (рис 12 ). Точка Е на рисунке 12 – точка долгосрочного равновесия фирмы при монополистической конкуренции.

Рис. 12. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Обратим внимание, что точка равновесия не соответствует наименьшей величине средних долгосрочных издержек, поскольку кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции. Поэтому цена не равна минимальному уровню долгосрочных средних издержек, а значит, при монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность.

  1. Общественные издержки монопольной

власти

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис. 13 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рс и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рс и количества Qc к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

 

 

Рис. 13. Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm но купили бы его по цене Рс также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc — Qm) по цене Рс, Общая прибыль производителя, следовательно, составит А — С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки — это общественные издержки такой неэффективности.

Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего «лобби» и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т. е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

 

 

 


Информация о работе Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции