Политика занятости в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы, определяется хотя бы тем, что любое правительство оказывается перед не решаемой в принципе проблемой одновременного обуздания и безработицы, и инфляции, реализуя методы антиинфляционной политики и ставя задачу роста ВВП. И тогда оно должно находить социально приемлемый компромисс, способы и средства социальной защиты. А государственная политика занятости является составной частью социальной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Безработица, причины возникновения безработицы
и ее последствия………………………………………………………...5
1.1. Общие сведения о безработице и её виды……………………………….....5
1.2. Причины возникновения безработицы………………………………….…..9
Глава 2. Политика занятости в развитой рыночной экономике………..……..16
2.1. Политика занятости в современном мире…………………………………16
2.2. Модели политики занятости……………………………..…………………20
Глава 3. Политика занятости в современной России………………………….22
3.1. Особенности государственной политики занятости……...………………22
3.2. Методы оценки эффективности государственной политики занятости...23
3.3. Возможные пути решения проблем безработицы в современной
России………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Politika_zanyatosti_v_razvitoy_rynochnoy_ekonomik.docx

— 79.78 Кб (Скачать файл)

Деградация структуры занятости и оскудение человеческого капитала является, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.

 

2.2. Модели политики  занятости

 

К настоящему времени сформировались и выделились отдельные модели государственной политики занятости со своими национальными или региональными особенностями.

Американская модель - создание рабочих мест с низкой производительностью и низкой оплатой. В итоге - формальное сокращение безработицы и появление обширного слоя «новых бедных».

Скандинавская (шведская) модель - обеспечение всеобщей занятости с помощью создания рабочих мест в государственном секторе. Предлагаются средние, удовлетворительные условия труда и оплаты.

Европейская модель - сокращение числа занятых при повышении производительности труда и росте доходов работающего населения. Одновременно действует дорогостоящая система пособий для возрастающей численности безработных.

Японская модель - характеризуется наличием системы пожизненного найма и зависимостью уровня зарплаты от стажа работы, возраста, состава семьи. Трудовые ресурсы Японии отличаются высокой мобильностью, гибкостью и многоукладностью.

Таким образом, модель представляет собой некую теоретическую абстрактную конструкцию, а сущностную реальность, учитывающую социально-экономические и демографические особенности страны, ее регионов. Ее основной целевой установкой необходимо определить неуклонное повышение качества рабочей силы на рынке труда как наиболее эффективного средства социальной защиты людей от безработицы, в основе которого лежит стратегия самореализации работника. Она должна быть основана на двух принципах: “Работа вместо безработицы” и “Финансирование труда, а не пособий по безработице”.

Таким образом, речь идет об активной политике занятости и ее приоритетных направлениях. Их несколько:

  • совершенствование всех звеньев системы профессионального образования (профессиональные училища, техникумы, вузы, учебные центры дополнительного образования) и их ориентация на потребности работодателей и изменение спроса и предложений на рынке труда;

  • организация на всех уровнях управления постоянного мониторинга рынка труда с целью корректировки объемов и профилей подготовки специалистов и рабочих. Данные мониторинга должны стать базой для разработки реального прогноза потребности в подготовке квалифицированных кадров и специалистов как на долгосрочный, так и на краткосрочный периоды;

  • определение на законодательном уровне объемов выделяемых работодателями средств на подготовку и повышение квалификации кадров, в том числе на упреждающую переподготовку высвобождаемых работников (по примеру Франции, где на эти цели каждое предприятие обязано выделять не менее 1,5 процента от фонда оплаты труда);

  • сохранение эффективно работающих и открытие новых рабочих мест, поддержка, стимулирование предпринимательской деятельности населения посредством упрощенного учета и освобождения от части налогов в первые 2-3 года после открытия собственного дела;

  • трудоустройство незащищенных слоев населения (молодежь, инвалиды, женщины с детьми, мигранты, лица, уволенные из Вооруженных Сил, и др.) на основе целевых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 
3.1. Особенности государственной  политики занятости  

Политика занятости – органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестиционной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-экономических преобразований.

Государственное регулирование направленности стратегии социально-экономического развития и занятости пока практически не осуществляется. В результате процессы реструктуризации занятости в ходе реформирования экономики протекают весьма противоречиво, низка их социальная и экономическая эффективность.

Основное направление корректировки социально-экономической стратегии реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания и сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения.

Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны среднесрочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспечению эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно – на макро-, мезо- и микроуровнях.

К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся:

- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

- разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов различного типа в условиях обвального спада производства и разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;

- стимулирование вложений в человека, накопления «человеческого капитала» (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального мастерства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.

 

 

3.2. Методы оценки  эффективности государственной  политики 

занятости

 

Основу для формирования методологических подходов к оценке государственной политики занятости составляет определение целей и задач  необходимых преобразований на рынке труда. В условиях плановой системы управления трудом государство выступало в качестве единственного субъекта политики занятости. В рыночной экономике большая часть рабочих мест создается в негосударственном секторе. Прямое влияние на состояние занятости со стороны правительства ограничено. Государственная политика занятости превращается в политику содействия занятости

Методы проведения государственной политики содействия занятости можно разделить на две группы: методы регулирования, направленные на снижение уровня циклической безработицы и методы, направленные на снижение естественного уровня безработицы.

Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк  (1)

где СЭПЗ — эффективность политики занятости в течение календарного периода;

ЧПСУ — численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода;

ЧБк — численность безработных на конец календарного периода

Таким образом, показатель социальной эффективности политики занятости безразмерен и имеет однозначную трактовку. Умножение фактического уровня безработицы в регионе на увеличенный на единицу показатель социальной эффективности политики занятости позволит определить тот уровень безработицы, который был бы зафиксирован в регионе, если бы органы службы занятости вообще не снимали безработных с учета. Чем больше значение рассчитанного по формуле (1) показателя, тем выше социальная эффективность политики занятости.

Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.

Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.

В-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.

Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта.

 

 

3.3. Возможные пути  решения проблем безработицы 

в современной России

 

На современном этапе безработица находит своё объяснение в деформации и инерционности рынка труда. Безработные люди и свободные места  постоянно существуют и возникают, но требуется определённое время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами16.  

Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически все отрасли, как производства, так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы, выступают также удлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу17.

Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденную праздность другой ее части. Верно и обратное  утверждение, т.е. рост безработицы обрекает занятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд.

Наличие на рынке труда неконкурентных, способствующих устойчивому характеру отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня, порождают устойчивый уровень безработицы. К таким факторам можно отнести деятельность правительства, которое в законодательном порядке может воздействовать на интересы предпринимателей и работников и регулировать условия и уровень оплаты труда18.

Другим фактором, порождающим устойчивую безработицу, является деятельность профсоюзов. Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов работников, на повышение уровня оплаты их труда. Они добиваются превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям на рынке труда, увеличению численности безработных.   

Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости19.

С одной стороны, - это проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

С другой стороны,  -  изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы20.

В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным.

Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице.

Трудоустройством экономически активных  и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем21.

 

 


 


Информация о работе Политика занятости в современной России