Рис.1. Направления государственной
политики на рынке труда22
При рассмотрении задач регулирования
рынка труда на региональном уровне, следует
заметить, что основные направления этого
регулирования определены на общегосударственном,
или макроуровне.
Во-первых, регулирование рынка
труда и здесь не может не входить в число
основных приоритетов всей региональной
политики, но должно осуществляться, и
это понятно, в рамках своей компетенции
при установленном Конституцией Российской
Федерации порядке разграничения полномочий
между федеральными и местными органами.
Во-вторых, в регионах субъектами регулирования
выступают теперь не высшие, а муниципальные
органы законодательной и исполнительной
власти. В-третьих, поскольку региональный
уровень регулирования в иерархии занимает
среднее положение между макро-и микроуровнями,
то устанавливаемые ими правила регулирования
не только взаимосвязаны с ними в порядке
соподчинения, но идет противоречивый
процесс взаимодействия этих уровней
по корректировке предпринимаемых мер
при столкновении интересов. В усилении
процессов регионализации просматривается
и другая сторона, нежелательная для развития
рынка труда.
В конце 90-х годов одновременно
с регионализацией происходит «размывание»
централизованных основ национального
рынка и становится реальным фактом изолированность
основ региональных. Ослабляется действие
принципа федерализма в регулировании.
Происходит ломка вертикальной связи
в управлении рыночными процессами. Это
является своего рода следствием усиления
неравномерности социально-экономического
уровня развития регионов. В случае успешного
решения этих проблем политика занятости
на российском рынке труда может постепенно
трансформироваться в форму, свойственную
высокоразвитым странам23.
Состав элементов регулирования
рынка труда на уровне регионов уже, чем
на общегосударственном уровне. Часть
названных выше направлений регулирования
осуществляется преимущественно властями
федерального уровня: такова в основном
демографическая политика, многие аспекты
внешнеэкономической политики (курс рубля,
уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной
степени на федеральном уровне регулируются
основные направления финанасово-кредитной
политики. Принципиально по сравнению
с федеральным уровнем регионы могут регулировать
доходы, трансфертные платежи и через
уровень жизни – уровень предложения
рабочей силы в регионе; могут регулировать
демографическое качество населения,
миграционные процессы. На региональном
уровне в интересах рынка труда осуществляются
программы жилищного, транспортного и
производственного строительства, государственных
закупок продукции предприятий всех форм
собственности; целевое предоставление
предприятиям дотаций, кредитов и налоговых
льгот (региональные налоги), направленных
на поддержание и развитие производства
(и рабочих мест) в приоритетных отраслях.
На региональном уровне во многих случаях
более эффективны, чем на общегосударственном,
меры поддержки фермерства, индивидуального
и малого бизнеса. Подобно тому, как на
федеральном уровне проблемы рынка труда
должны стать наивысшими приоритетами
наравне с ведущими направлениями реформ,
региональное регулирование должно не
просто учитывать интересы рынка труда,
а сделать их равными с другими приоритетами
региональной политики.
В число задач данного блока
на региональном уровне входят информационное
обеспечение, повышение эффективности
трудоустройства, в том числе за счет развития
временных и общественных работ, развитие
систем подготовки и переподготовки рабочей
силы, совершенствование социальной поддержки
безработных, самой структуры органов
регулирования. Региональный уровень
регулирования рынка труда в отличие от
государственного устанавливает местные
специфические особенности.
Несмотря на различное социально-экономическое
положение и состояние региональных рынков
труда сохраняется множество проблем
в обеспечении занятости. К ним относятся24:
- недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его
трудового вклада;
- снижение трудового потенциала
квалифицированных кадров за счет сокращения
производства в оборонно-промышленном,
аграрном коплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
- продолжающееся падение спроса
на рабочую силу, дисбаланс между спросом
и предложением рабочей силы на рынке
труда области;
- медленное наращивание новых
рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
- недостаточность инвестиций
в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы,
серьезными недостатками в механизме
ценообразования;
- система государственного,
профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей
нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении
квалификации персонала;
- недостаточность рынка жилья
и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
- недостаточен контроль государственных
органов за соблюдением отдельными работодателями
норм трудового законодательства о режиме,
охране и оплате труда;
- трудоустройство отдельных
социально-демографических групп населения
остается чрезвычайно сложным;
- усиление дифференциации локальных
рынков труда.
Объективная реальность, таким
образом, обязывает пересмотреть не только
основные позиции в регулировании рынка
труда, но и найти такие решения, которые
позволили бы привести в действие формы
экономической активности в сфере занятости:
- предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности населения предпочтительнее
с точки зрения развитости и регулирования
рынка труда;
- наемный труд, как рыночная
категория, касается преобладающей части населения, которая на сегодня,
в основном, и является объектом регионального регулирования;
- безработица – это промежуточная
форма экономической активности, выражающаяся
в активном поиске и готовности работать
и требующая от государственного регулирования
самого пристального внимания и организации.
Таким образом, необходимо подчеркнуть
приоритетные направления регулирования
рынка труда. В первую очередь, - это трудоустройство
незанятых граждан, во-вторых, их подготовка
или переподготовка к современным видам
деятельности и, в-третьих, материальная
поддержка безработных и нетрудоспособных
граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современную эпоху занятость
стала одной из острых социально-экономических
проблем, волнующих и государство, и общество,
и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием
ее острота не только не ослабевает, но,
наоборот, все более нарастает. Одни государства
решают эту проблему более или менее успешно,
другие же испытывают в ее решении значительные
трудности. Чем больше людей занято общественно
полезной и эффективной работой, тем больше
в стране валовой внутренний продукт (при
прочих равных условиях). Наличие высокой
и растущей безработицы не позволяет произвести
потенциально возможный ВВП (выпуск продукции
при полной и эффективной занятости), что
создает значительные трудности для государства
в решении социальных проблем. В особенно
тяжелом положении оказываются лица, длительное
время не работающие и не имеющие источников
существования, кроме пособий, выделяемых
в соответствии с теми или иными государственными
программами. Это толкает их на поиск жизненных
средств незаконным способом, усиливает
криминальную ситуацию и другие негативные
явления в обществе.
Обеспечение занятости всего
трудоспособного населения является одной
из важных задач любого государства и
Правительства. Для решения этой задачи
государство принимает соответствующий
закон о занятости и разрабатывает комплекс
мер, содействующих его реализации, иначе
говоря, проводит определенную политику
занятости.
Политика занятости — это совокупность
мер прямого и косвенного воздействия
на социально-экономическое развитие
общества в целом и каждого его члена в
отдельности и мероприятий, направленных
на улучшение распределения рабочей силы
и поддержание эффективной занятости.
Политика занятости государства
должна решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение потребности
в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;
во-вторых, обеспечение рабочими
местами трудоспособного населения как условие нормального
существования людей.
Существуют два основных варианта
выбора средств политики занятости: активный
и пассивный. Отсюда различают государственную
активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости
(активная политика на рынке труда) - это:
совокупность правовых, организационных
и экономических мер, проводимых государством
с целью снижения уровня безработицы мероприятия,
связанные с предупреждением и профилактикой
увольнений работников для сохранения
рабочих мест; обучение, переподготовка
и повышение квалификации лиц, ищущих
работу; активный поиск и подбор рабочих
мест; финансирование создания новых рабочих
мест; организация новых рабочих мест
через систему общественных работ.
Пассивная политика занятости
(пассивная политика на рынке труда) обеспечивает
в основном сглаживание негативных последствий
безработицы: выплату гарантированного
государством пособия по безработице,
а по истечении срока его выплаты - социального
пособия, а также выплату доплат на иждивенцев
и другие меры помощи. Пассивная политика
предусматривает предоставление услуг
по подбору рабочего места через государственную
службу занятости. Часто применяют термин
- умеренно пассивная политика, которая
также предусматривает материальную поддержку
безработных, но более разнообразные,
чем в первом варианте, услуги по подбору
рабочих мест.
Политика занятости рассматривается
в узком и широком понимании. В узком понимании
политика занятости направлена на максимальное
вовлечение экономически активного населения
в трудовую деятельность. В этом случае
объектом государственного воздействия
является безработное население, а целью
политики – минимизация безработицы и
смягчение ее последствий. В широком понимании
политика занятости представляет собой
относительно самостоятельную часть социально-экономической
политики, направленную на: расширение
возможностей занятости посредством содействия
созданию достойных рабочих мест; формирование
рабочей силы определенного качества
в соответствии с требованиями и перспективами
развития экономики; рациональное распределение
и перераспределение рабочей силы по отраслям
и регионам; эффективное использование
рабочей силы. Объектом политики занятости
в этом случае является все трудоспособное
население, а целью – реализация права
не только на свободно избранную и полную,
но и продуктивную занятость, сопряженную
с высоким уровнем социальной защиты граждан.
Политика занятости – органическая
часть экономической политики. Она не
может осуществляться изолированно в
отрыве от структурной и инвестиционной
политики, политики доходов, кадровой
политики и политики в области трудовых
отношений, которые и определяют, в конечном
счете, характер модели рыночной экономики.
Вместе с тем политика занятости должна
активно влиять на выбор курса социально-экономических
преобразований.
Таким образом, политика занятости
как важнейшая составляющая социальной
политики должна быть сфокусирована на
проведении мер, способствующих формированию
условий для более полного использования
потенциала трудовой и деловой активности
граждан, противодействующих обеднению
населения и массовой безработице, стимулирующих
продуктивное поведение личности в конкурентной
рыночной среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Павленков В.А., Рынок труда.
Занятость. Безработица: Учебник для вузов.
– М: Московский государственный университет., 2013. – 367 с.
Плакся В.И., Безработица: теория и современная российская практика. –М: российская академия государственной службы,
2010. -381с.
Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Экономика труда: Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М., 2012. - 400с.
Экономическая теория: Учебник
для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.Д.Камаева.-М.:ВЛАДОС., 2011.- 640с.
Экономическая теория: Учебник/под
ред. В.И.Ведяпина, А.И.Добрынена, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасеивича.-М.:ИНФРА-М, 2012.-672с.
История экономических учений (современный этап) :Учебник/ А.Г. Худокормов; – М.: Инфра-М, 2009.-733с.
Тарасенко М. вопросы, от которых
государство не вправе отмахнуться //Человек и труд.
2013. № 1.
Корнеев В. Наличие вакансий
не панацея от безработицы. // Человек и труд. 2013. № 3.
Власова В.М. Стабилизация занятости
в условиях рынка. - С-Пб.: Питер. - 2012. - 186 с.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - С-Пб.: Питер, 2011. - 480 с.
Ефимова Е.Г. Экономическая
теория в схемах, таблицах, графиках и
формулах. - М.: Флинта, 2010. - 156 с.