Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 22:39, курсовая работа
Классическая школа, или Классическая политическая экономия (англ. classical political economy) — направление экономической мысли, где основными положениями были:
- принцип экономической свободы, или принцип экономического либерализма, понимаемый как право человека преследовать свои интересы, где это право ограничивается лишь аналогичными правами других людей;
- принцип невмешательства государства в экономические процессы, вытекающий из первого;
- положение о способности рыночной экономики к саморегулированию посредством механизма совершенной конкуренции;
- положение о том, что главным фактором увеличения богатства нации является накопление капитала.
Введение……………………………………………..……….…..3
Исторические условия возникновения классической школы политической экономии………………...…………………....5
Экономические учения Дж. Ст. Милля……………………..9
Предмет и метод изучения политической экономии…..9
Основные аспекты экономического учения Милля….10
1.Теория производства и распределения…………………10
2. Теория стоимости, цены и денег.………..……………..14
3. Экономическая роль государства……………..………..16
4. Экономический прогресс и социальные перспективы..19
Заключение……………………………………………………...23
Список литературы………………….………………………….25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РИНХ)»
Кафедра Экономической теории
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему: «Политэкономические и реформаторские идей Дж.Ст. Милля» (№14)
Выполнил студент: Перебейносова М. С.
Факультета финансового
группы 516
номер зачетной книжки 12149
Научный руководитель:
Родионова Н. Д.
Ученая степень, звание
к.э.н. доцент.
План
Введение……………………………………………..………
1.Теория
производства и распределения……
2. Теория стоимости, цены и денег.………..……………..14
3. Экономическая роль государства……………..………..16
4. Экономический
прогресс и социальные
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………….………………………….
Рецензия…………………………………………………………
Введение.
Классическая школа, или Классическая политическая экономия (англ. classical political economy) — направление экономической мысли, где основными положениями были:
- принцип экономической свободы,
- принцип невмешательства
- положение о способности
- положение о том, что главным
фактором увеличения богатства
нации является накопление
Школа активно развивалась в конце 17 века — 30-х годах 19 века.
Основателем направления является Адам Смит. Он изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Давид Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В числе его последователей был Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский мыслитель и экономист. Экономисты были близкими друзьями и влияние этой дружбы просматривается в работах Дж. Милля.
Его творчеством представлен
Главный его труд был «Основы политической экономии», изданный в 1848 году и состоящий из пяти книг. В 1860 в приложении к «Современнику» появилась эта работа, переведенная на русский язык Чернышевским Николаем Гавриловичем.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение реформаторской концепции Джона Стюарта Милля и ее значения для завершения классической политической экономии.
Задача проанализировать некоторые труды Джона Стюарта Милля:
- Теория производства и распределения;
- Теория стоимости, цены и денег;
- Экономическая роль государства;
- Экономический прогресс и социальные перспективы;
Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. В XVI в. в Англии в недрах феодального строя начинают развиваться новые, капиталистические отношения. Постепенно, с развитием мануфактур, происходит подчинение торгового капитала промышленному. Одновременно меркантилизм, изучивший проблемы обращения, уступает место классической школе, перенесшей исследования на сферу производства. Великие экономисты – классики Ф. Смит, Д. Риккардо, Дж. Ст. Милль заложили фундамент политической экономии и оказали огромное влияние на основные направления дальнейшего развития экономической науки. Джон Стюарт Милль (1806-1873)- один из завершителей классической политической экономии и « признанный авторитет в научных кругах, чьи исследования выходят за пределы технической экономики»1
Дж. Ст. Милль родился в Лондоне в семье Джеймса и Гаррит Милль2 Его отец Джеймс Милль – экономист, ближайший друг Д. Рикардо - уделял большое внимание воспитанию детей, особенно Джону Стюарту Миллю. Джон был гениальным ребенком. В три года он умел читать и писать. В восемь лет он сам стал обучать своих братьев и сестер. В 10 лет Джон Милль делал обзор всемирной истории и греческой и латинской литературы, а в 13проходит с отцом курс политической экономии. Отец читает ему лекцию, они детально обсуждают вопросы, сын пишет рефераты. Джон Милль позже рассказывал: « Поскольку я постепенно участвовал в научной работе отца, я был знакомым с самым близким из его друзей, Давидом Рикардо. Своим благожелательным участием, своей добротой и снисходительностью он очень привлекал к себе молодых людей. После того как я стал заниматься политической экономией. Он приглашал меня к себе и во время совместных прогулок беседовал со мной о проблемах этой науки»3
В 1822 г. Милль опубликовал свои первые работы по политической экономии - две небольшие статьи о теории стоимости. Он мечтал о политической карьере, но отец решил иначе. В следующем году Джон занял место Ост-Индской компании и начал восхождение по служебной лестнице. В это же время он приобщился к деятельности политического кружка молодых, радикально настроенных интеллектов, издававших свой собственный журнал « Вестминстер ревью». Радикальный кружок, в который вступил Милль, стремился к большему: к подлинному расширению народного представительства в парламенте. Идейным вдохновителем был философ и проповедник Иеремия Бентамам. Вскоре Милль понимает слабость идейных позиций представителей политического кружка, и узкая трактовка Бентама человеческого блага (в его понятии человек строго рассчитывает «издержки» и «удовольствия» от всякого рода поступка) стал для Милля неприемлемой.
Крушение авторитета вызвало в душе Милля сильное потрясение. Вспоминая этот период, Милль писал в своей « Автобиографии» : « Я был в подавленном душевном состоянии… состоянии, в котором, как мне кажется, обычно пребывают методисты, когда их впервые постигает «сознание греха». В этом душевном состоянии мне хотелось задать самому себе вопрос « Предположим, что все цели твоей жизни осуществлены, что все изменения в учреждениях и воззрениях, которых ты добиваешься, могут быть реализованы в это самое мгновение: доставит ли это тебе полную радость и счастье?» И неумолимая совесть отчетливо сказала: « Нет!» Сердце во мне оборвалось, и основание, на котором покоилась моя жизнь, рухнуло».4
Путь
Милля к душевному
В 1830 г. Милль встречает жену лондонского бизнесмена, мать двоих детей Гарриет Тэйлор. После 20-летнего ожидания, когда она станет вдовой, он жениться на ней.
Периодом между 1836-1848 гг. оказался самым плодотворным для научной, теоретической деятельности Милля. За этот период он написал и опубликовал работы: « Об определении политической экономии и надлежащим ей методе исследования» (1836), «Бентам»(1838), «Система логики»(1843), «Очерки по некоторым нерешенным проблемам политической экономии» (1844), «Принципы политической экономии с некоторыми ее приложениями к социальной философии» (1848), « Угнетение женщин» (1869) и др.
Позднее Милль оставляет работу в Ост-Индском компании и выдвигает свою кандидатуру в парламент. К этому времени Милль получил репутацию эксперта в области социальных наук и философии. Его выступления в парламенте становились достоянием общественности. Последние свои годы Милль провел во Франции, продолжая до конца своих дней работать. Умер он в мае 1873 года.
2.Экономические учения Милля.
Как видно уже из книг I пятикнижия, Дж. Ст. Милль принял рикардианский взгляд на предмет политической экономии, выдвинув на первый план «законы производства» и «законы распределения». Причем в последней главе книги III автор «Основ..» почти повторяет своих предшественников по «школе», указывая, что « в экономическом развитии нельзя не считаться с возможностями сельского хозяйства».
В области методологии
В то же время специфичным для методологии автора «Основ..» является противопоставление законов производства и законов распределения. Первые, как он полагает, неизменны и заданы техническими условиями, т.е наподобие «физических истин» они имеют характер, «свойственный естественным наукам», « в них нет ничего, зависящего от воли». А вторые, поскольку им управляет «человеческая интуиция», таковы, «какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века и в разных странах»5. Именно законы распределения, на которые влияют «законы и обычаи данного общества», предопределяют персональное распределение собственности посредством распределения доходов между «тремя основными классами общества». Из этой методологической посылки формирования законов распределения человеческими решениями Дж. Ст. Милль разрабатывает затем собственные рекомендации социального реформирования общества.
Другой новый метод в
В теории производства Дж. Милль во многом повторяет Адама Смита и Давида Риккардо. Главный объект анализа - три фактора производства (труд, капитал и земля), каждый из которых возрастает в соответствии со своими специфическими закономерностями.
Милль считал, что производство образуют труд и объекты, к которым он прилагается. Труд бывает умственный и физический. Труд направлен либо на изготовление конечного продукта потребления, либо на создание продукта, являющегося вспомогательным в других производственных процессах. Последний тип труда называется косвенным трудом. К нему относится производство сырья, создание средств существования рабочих, создание инструментов, транспортировка, распределение, труд изобретателей. Хотя производство и невозможно без труда, труд не всегда порождает производство. Тем не менее, такой труд также является полезным. По этому признаку труд делится на производительный и непроизводительный.
Производительным можно
Капиталом Милль называет накопленный запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений и существующий «путём его постоянного воспроизводства». Сами сбережения понимаются как «воздержание от текущего потребления ради будущих благ». Поэтому сбережения растут вместе с нормой процента. Функция капитала в производстве состоит в том, что он обеспечивает необходимые для производственной деятельности здания, охрану, орудия и материалы, а также питание и иные средства существования для работников во время производственного процесса. Все, что предназначается для обеспечения производительного труда разнообразными условиями – все это и есть капитал. Запасы превращаются в капитал благодаря выбору, который делает капиталист, когда он распределяет доход между непроизводительным и производительным потреблением.
Информация о работе Политэкономические и реформаторские идей Дж.Ст. Милля