Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 22:39, курсовая работа
Классическая школа, или Классическая политическая экономия (англ. classical political economy) — направление экономической мысли, где основными положениями были:
- принцип экономической свободы, или принцип экономического либерализма, понимаемый как право человека преследовать свои интересы, где это право ограничивается лишь аналогичными правами других людей;
- принцип невмешательства государства в экономические процессы, вытекающий из первого;
- положение о способности рыночной экономики к саморегулированию посредством механизма совершенной конкуренции;
- положение о том, что главным фактором увеличения богатства нации является накопление капитала.
Введение……………………………………………..……….…..3
Исторические условия возникновения классической школы политической экономии………………...…………………....5
Экономические учения Дж. Ст. Милля……………………..9
Предмет и метод изучения политической экономии…..9
Основные аспекты экономического учения Милля….10
1.Теория производства и распределения…………………10
2. Теория стоимости, цены и денег.………..……………..14
3. Экономическая роль государства……………..………..16
4. Экономический прогресс и социальные перспективы..19
Заключение……………………………………………………...23
Список литературы………………….………………………….25
Идеи активизации участия
Экономический прогресс, согласно Миллю,
связан с научно-техническим
Эволюция капитала у Милля близка к теории Риккардо. Норма прибыли уменьшается, достигая постепенно минимума, который все еще побуждает осуществлять накопления и производительно использовать накопленные средства. Движение к минимуму можно замедлить ростом экспорта и вывозом капитала. Этим удаляется часть избыточного капитала, понижающая прибыль; причём капитал не теряется, а используется для создания новых рынков и ввоза дешёвых товаров. Устранение части капитала, повысив прибыли и норму процента, даёт новый импульс к накоплению. Он полагает также, что тенденция нормы прибыли к понижению ослабляет аргументацию против роста государственных расходов.
Конечным итогом рассматриваемого движения является состоянием застоя, когда прекращается борьба за экономическую преуспевание. К состоянию застоя, однако, Милль относится положительно, если он достигается при высоком уровне производства.
По его мнению, наилучшим существованием для людей является такое состояние общества, когда никто не беден, никто не стремится стать богаче и «нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперёд». При таком застое ничуть не уменьшится простор для роста всех форм духовной культуры, для морального и социального прогресса, состоящего в обеспечении «для всех людей полной независимости и свободы действия, кроме запрета на причинение вреда другим людям».
Милль выступает против обычной критики частной собственности, считающей несправедливым право человека на вещи, им не созданные. Например, рабочие на фабрике создают весь продукт, но большая его часть принадлежит другому. «Ответ на это возражение состоит в том, что труд на фабрике является всего-навсего одним из условий, которые необходимо объединить для производства товара. Работу нельзя выполнять ни без материалов и оборудования, ни без сделанного заранее запаса средств к существованию для снабжения рабочих во время производства. Все эти вещи являются плодами предшествующего труда. Если бы рабочие имели эти вещи, им не было бы необходимости делить продукт с кем-нибудь, но, поскольку этих вещей у рабочих нет, им следует отдать некоторый эквивалент тем людям, которые располагают этими вещами, - как за предшествующий труд, тик и за бережливость, благодаря которой продукт этого предшествующего труда... сохранен для производительного использования». Из сферы частной собственности, однако, должна быть исключена земля (поскольку она не является продуктом труда).
Поддерживая принцип «каждому по труду», Милль с подозрением относился к социалистическим планам переустройства общественной жизни. Он опасался (и, как оказалось, справедливо), что социализм несовместим с индивидуальной свободой каждого отдельного гражданина. «Идеалом и общественного устройства, и практической морали было бы обеспечение для всех людей полной независимости и свободы действий, без каких-либо ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям».
Таким образом, Милль был скорее либералом, чем социалистом. Возникающие острые социальные противоречия он приписывал не частной собственности на средства производства, как это делают социалисты, а злоупотреблениями частной собственностью. Злоупотребления следует устранить, а частную собственность оставить, по крайней мере, до тех пор, пока она создаёт значительные возможности для экономического роста.
Заключение.
Методологическую основу
Выводы по трудам Джона Стюарта Милля следующие:
Главный вывод - решение практических
проблем требует «
Завершающий этап развития классической политической экономии
приходится на вторую половину 19 века. Это период обобщения лучших достижений классической школы, представителем которой является Джон Стюарт Милль. В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории».
Список литературы.
Экномист, 2005
Политика, 1922
1994
Рецензия
на курсовую работу по кафедре Экономической теории
студента Перебейносова М.С.
факультет финансовый, 1 курса, 516 группы
номер зачетной книжки 12149
на тему «Политэкономические и реформаторские идеи Дж.Ст. Милля (№14)
Рецензент_____________________
1 Самуэльсон П. Указ. соч. Т. 2. С.397.
2 Биографические сведения приводятся по вступительной статье А Г. Милейковского и Ю.Б Кочеврина в кн.: Милль Дж. Ст. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. В 3т. Т.1.: пер. с англ./ под общ. Ред. А.Г Милейковского. М.: Прогресс, 1980. С.7-74
3 J. St. Mill. Autobiography. L., 1944, p. 38.
4 Mill.J.S. Autobiography/ ed. by. J. Stillinger. Boston, 1969. P.80, 81
5 См.: Милль Дж. Ст. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. В 3-х т. М.: Прогресс, 1980-1981. Т.I.С.337, 338.
6 Блауг М. Указ. соч. С. 192
7 Милль Дж. Ст. Указ. соч. С.366.
8 Там же. С. 376.
Информация о работе Политэкономические и реформаторские идей Дж.Ст. Милля