Понятие дохода и источники его формирования, виды доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы справедливого распределения доходов всегда во все времена стояла перед обществом. Вопросы дифференциации доходов и сейчас не менее важны. После кризиса, обусловленного распадом Советского Союза, перестройки экономики с рыночной структурой, Россия вступила в период экономического роста. Но этот рост не слишком существенно повысил уровень жизни большинства населения. Наоборот, увеличивается разница в доходах богатых и бедных. В отдельных регионах, правда, разница за последнее время несколько снизилась.

Вложенные файлы: 1 файл

Неравенство доходов.docx

— 780.76 Кб (Скачать файл)

В основе этого механизма лежат три элемента:

  1. разделение функций работодателей и государства;
  2. прогрессивное налогообложение личных доходов;
  3. система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» возможностей.

Смысл первого из этих элементов очевиден – работодателей не интересует социальная справедливость. Они озабочены уровнем доходности фирм и потому стремятся платить людям только за фактический результат их труда – за вклад в успех фирмы. Государство же имеет дело с народом «в целом» и решать проблемы стимулирования роста производительности и качестве труда отдельного работника не может. Зато, в отличие от конкретных фирм, государство всегда крайне озабочено поддержанием по всей стране социального мира и политической стабильности.

Ради предотвращения социальных взрывов, вызванных озлобленностью всевозрастающего числа граждан, живущих в нищете, государство старается обеспечить всем своим подданным приемлемые условия существования и смягчить различия в доходах [13, с. 93].

Основные направления регулирования доходов:

- установление минимального размера оплаты  труда;

- оплата труда в бюджетной сфере и госслужащих;

- обеспечение законодательной базы в области регулирования доходов;

- налоговая политика;

- антиинфляционная политика и политика занятости;

- система социальных гарантий и социальная защита;

- районное регулирование заработной платы.

Рассмотрим их более подробно.

1) Минимальный размер оплаты труда.

Минимальная заработная плата (МРОТ) является социальной нормой , это низшая граница стоимости наипростейшего труда в нормальных условиях. Минимальная заработная плата устанавливается законами РФ и действует на всей территории, регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №232-ФЗ.

При определении МРОТ государство руководствуется следующими критериями:

- потребности  трудящихся и их семей;

- общий уровень заработной платы  в стране;

- стоимость жизни и изменения в ней;

- пособия по социальному обеспечению;

- сравнительный уровень жизни  других социальных групп;

- экономические факторы, включая  требования экономического развития, уровень производительности труда  и желательность достижения и  поддержания высокого уровня  занятости.

На рисунке 13 представлен график динамики МРОТ в России в период с 2007 по 2012 год [16].

 

 

Рисунок 13 - Динамика изменения МРОТ в России

 

2) Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере.

Бюджетная сфера представляет собой совокупность организаций, деятельность которых финансируется полностью или частично из бюджетных ресурсов. В России к организациям бюджетной сферы относятся государственные и муниципальные учреждения, деятельность которых финансируется из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На рисунке 14 представлена гистограмма распределения доходов в государственной и негосударственной сферах по итогам 2013 г., где по горизонтали показан доход, а по вертикали - процент работников с данным доходом.

 

Рисунок 14 - Распределение доходов в государственной и негосударственной сферах

 

Для бюджетных работников существует 2 основных формы оплаты труда:

- повременная (простая повременная; повременно-премиальная);

- сдельная (прямая сдельная; сдельно-премиальная).

Отдельные правила оплаты труда некоторых категорий работников бюджетной сферы. Например, государственные служащие в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы РФ" получают должностной оклад, надбавки за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет и премии по результатам работы. По особым правилам оплачиваются также судьи и прокуроры.

На данный момент существует ряд проблем в оплате труда работников бюджетной сферы в отдельных регионах [12, с.190].

Наблюдается нехватка учителей в школах, врачей в государственных поликлиниках, научных сотрудников. Персонал этих учреждений вынужден работать на нескольких ставках, также после достижения пенсионного возраста.

Мероприятия, направленные на улучшение организации оплаты труда работников бюджетной сферы:

- Постановление Правительства РФ от 22.09.07 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

- принятие Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

В рекомендациях признано необходимым формировать системы оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровне на основе единых принципов:

- верховенства Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ;

- обеспечения зависимости заработной  платы каждого работника от  его квалификации, сложности выполняемой  работы, количества и качества  затраченного труда без ограничения  максимальным размером;

- самостоятельного установления  систем оплаты труда органами  государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях в пределах своих полномочий;

- обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.

3) Антиинфляционная политика

Значительное влияние на уровень жизни населения оказывает инфляция.

 

Инфляция - сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее всем странам мира. Инфляция также для России остается серьезной проблемой. Невозможно достичь процветания страны без снижения инфляции, так как инфляция подавляет развитие финансовых рынков, банковской системы. Серьезные результаты в борьбе с инфляцией достигнуты за годы реформ.

Можно сказать, что уровень инфляции в стране является наиболее эффективным индикаторов финансового состояния экономики и социального уровня жизни населения.

В настоящее время одним из самых важных направлений в реализации финансовой политики Российской Федерации является нахождение путей и средств для борьбы с инфляционными процессами.

Результаты и эффективность регулирования инфляции зависят не только от того, какие специфические мероприятия проводятся государством, но и от того, насколько совершенные используемые инструменты регулирования.  
Система мер, направленных на снижение уровня инфляции (далее – антиинфляционная политика) включает в себя следующие элементы: антиинфляционная политика, стратегия и государственное управление.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств, относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

Антиинфляционные меры. Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов, наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты [14, с.310].

4) Регулирование занятости населения.

Занятость напрямую связана с уровнем доходов. Регулирование занятости - это поддержание соотношения между  спросом и предложением на рабочую силу. Не должно быть чрезмерного роста заработной платы, что приведет к сокращению рабочих мест. Нежелательно резкое снижение занятости, что приведет к безработице, снижению налоговых поступлений, росту расхода на пособия.

Основные направления регулирования занятости:

- программы стимулирования занятости , повышения числа рабочих мест;

- социальные выплаты;

- содействие поиску работы;

-программы подготовки кадров.

Государство, осуществляя политику в области занятости, не может прямо воздействовать на найм рабочей силы, так как в рыночных условиях далеко не все предприятия находятся в собственности государства. Таким образом, экономические и, отчасти, административно-правовые методы являются основным связующим звеном в проведении государственной политики занятости, главная роль в которой отведена предприятиям.

Органы управления человеческими ресурсами в регионах основное внимание уделяют вопросам занятости, социальной политике, регулированию взаимоотношений работодателей и работополучателей на уровне региона.

Для проведения единой государственной политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, социальной защиты временно незанятых граждан в России действует служба занятости, которая координирует решение вопросов занятости. 

На основе результатов анализа разрабатывается программа улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы. Программа включает две группы мероприятий. К первой относятся действия, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Ко второй группе относятся меры, направленные на ограничение предложения рабочей силы и ее качественную адаптацию к изменившимся условиям: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости и регулирование продолжительности рабочего времени, т.е. применения гибких форм занятости [14, с.238].

5) Налоговая политика.

Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоги влияют на располагаемый доход населения. Регулирующая функция налогов состоит в следующем:

-определение величины налоговых ставок и их дифференциации;

- установление налоговых  льгот;

- определение системы налогообложения.

Существуют такие виды налогов как: налог на имущество, на прибыль, на наследство.

Важнейшая задача - определение оптимальной величины налога. Здесь необходимы такие методы как оценка ресурсов и расходов государства, учет поступлений в бюджет [12, с.125].

Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не нарушать равноправия граждан. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.

Информация о работе Понятие дохода и источники его формирования, виды доходов