Понятие и виды денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Как любая экономическая категория, деньги - категория историческая. Во-первых, появились они на определенном этапе исторического развития, когда в них возникла объективная необходимость. Во-вторых, историческая природа денег состоит в том, что они развиваются по мере развития общественного производства: меняются их формы и виды, способы выполнения денежных функций.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды денег.
1.1 Сущность денег………………………………………………...3-9
1.2 Виды и основные функции денег……...................................9-17
1.3 Понятие денежного обращения……………………………..17-19
Глава 2. Денежная система Кыргызской Республики
2.1 Эволюция денежной системы Кыргызской Республики….19-25
2.2 Проблемы функционирования и перспективы развития денежной системы Кыргызской Республики…………………………………………25-29
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа азиза.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Кыргызстан  стал второй страной СНГ после России, утвердившей собственную национальную валюту после распада Советского Союза. Первоначально один сом равнялся 25 центам США, однако инфляция постепенно снизила стоимость валюты. Сегодня 1 доллар США равен примерно 47,3855 сомам.

 Банки в Кыргызстане работают с 9.00-9.30 до 17.00-17.30 с понедельника по пятницу, выходной — суббота и воскресенье.

Валюту можно  обменять в офисах банков, в пунктах  обмена валюты (работают обычно круглосуточно) и во многих магазинах. К обмену принимаются не только американские доллары и евро, но также и английские фунты стерлингов, российские рубли, казахские тенге, узбекские сумы, китайские юани и другие виды валют. Обменивать валюту предпочтительнее в столице: в провинции курс несколько ниже. При обмене долларов США рекомендуется иметь на руках купюры нового образца. Курс на старые банкноты заметно ниже везде, даже в государственных банковских учреждениях Кыргызстана.

 

   

 

Банкноты  образца 1993 года (первый выпуск)  

Первые банкноты достоинством 1, 5, 20 сом и 1, 10, 50 тыйын, выполняющие функцию разменных монет, были выпущены весной 1993 года.  

Номинал 

Дата  выпуска в обращение 

Размер, мм 

Цвет 

тыйыны 

10.05.1993 

90 х 70 

красный 

10 

10.05.1993 

90 х 70 

зеленый 

50 

10.05.1993 

90 х 70 

синий 

Сомы 

10.05.1993 

140 х 70 

красный 

10.05.1993 

140 х 70 

зеленый 

20 

10.05.1993 

140 х 70 

синий 


 

Банкноты  образца 1994-1995 годов (второй выпуск)  

В 1994-1995 гг. последовала вторая эмиссия денежных знаков. В обращение были выпущены так называемые банкноты "периода становления доверия населения к национальной валюте", более надежно защищенные от подделки,

чем банкноты первого  выпуска.   

Банкноты образца 1993 года были постепенно изъяты из обращения  и заменены купюрам 1, 5, 10, 20, 50, 100 сом образца 1994-1995 гг.  

Номинал 

(сом) 

Дата  выпуска в обращение 

Размер, мм 

Цвет 

11.04.1994 

135 х 65 

коричнево-желтый 

11.04.1994 

135 х 65 

сине-желтый 

10 

28.01.1994 

135 х 65 

зелено-желтый 

20 

11.04.1994 

135 х 65 

охристый 

50 

29.08.1994 

135 х 65 

красно-фиолетовый 

100 

20.03.1995 

135 х 65 

желто-серый 


 

Банкноты  образца 1997, 2000, 2002, 2004, 2005 годов (третий выпуск)  

С 1997 года начался третий этап введения национальной валюты. В  обращение постепенно вводились модифицированные банкноты достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100 сомов с улучшенными защитными элементами по сравнению с банкнотами предыдущего выпуска. В 2000 году в обращение были выпущены банкноты высоких номиналов – 200, 500, 1000 сомов.    

Номинал 

(сом) 

Дата  выпуска в обращение 

Размер, мм 

Цвет 

07.02.2000 

120 х 60 

коричнево-зеленый 

17.12.1997 

135 х 65 

синий 

10 

17.12.1997 

135 х 65 

зеленый 

20 

15.08.2002 

135 х 65 

охристый 

50 

15.08.2002 

145 х 70 

фиолетово-розовый 

100 

15.08.2002 

150 х 72 

зелено-фиолетовый 

200 

28.08.2000 

155 х 74 

желтый 

02.08.2004 

500 

28.08.2000 

160 х 76 

темно-розовый 

01.11.2005 

1000 

28.08.2000 

165х78 

серо-зеленый 


      

Банкноты  образца 2009-2010 годов (четвертый выпуск)  

Четвертую серию банкнот  национальной валюты открыла банкнота номиналом 5 000 сом, выпущенная в обращение в 2009 году. Затем постепенно в обращение были введены модифицированные банкноты 20, 50, 100 и 200, 500, 1000 сомов. 

Банкноты четвертой  серии имеют оригинальный дизайн и улучшенные защитные элементы.  

Номинал 

(сом) 

Дата  выпуска в обращение 

Размер, мм 

Цвет 

20  

01.07.2009 

120 х 58 

красный 

50  

01.07.2009 

126 х 61 

оранжевый 

100  

01.07.2009 

132 х 63 

синий 

200 

01.12.2010 

138 х 66 

желтый 

500 

01.12.2010 

144 х 68 

фиолетовый 

1000 

01.12.2010 

150 х 71 

серый  

5 000 

02.03.2009 

156 х 73 

зеленый 


Номинал 

10 тыйын 

50 тыйын 

1 сом 

3 сом 

5 сом 

Диаметр, мм 

15 

17 

19 

21 

23 

Вес, г 

1,3 

1,8 

2,5 

3,2 

4,2 

Дата выпуска

01.01.2008 


 

Монеты  образца 2008-2009 годов  

В 2008-2009 гг. в обращение  введены циркуляционные монеты номиналами 10, 50 тыйын и 1, 3, 5, 10 сом.

2.2 Проблемы функционирования и перспективы развития денежной системы Кыргызской Республики

В условиях затяжного перехода  от  плановой  к  рыночной  системе  реформа не дала значительных результатов, произошло институциональное формирование экономики, и  имеющийся  экономический  рост  еще  пока

недостаточно  устойчив. Но время показывает, что  путь  выбран  правильный  и  для  закрепления  достигнутых  успехов необходимо  дальше совершенствовать  стратегию  развития  финансовой системы, определить приоритеты развития, цели и задачи.



В  основе  модели  экономического  развития Кыргызстана лежит экспортный спрос, и с этой  целью  республика  первой  из  стран  СНГ вступила  в  ВТО.  Однако  эконометрические исследования показывают, что членство в ВТО не оказывает существенного влияния на динамику  внешнеторговых  вливаний.  Неудачи  в развитии  экспортного  потенциала  привели  к увеличению  внешнего  долга  за  счет неэффективного  использования  внешней  помощи. Внешняя помощь была в основном направлена на  поддержание  национальной  валюты (100 млн.  долл.  США  ежегодно),  на  создание инфраструктур  для  вывоза  сырья  и  на  содер-жание  неэффективного  госаппарата.

 Как  отмечает  в  работе “Поствашингтонский  консенсус”  лауреат  Нобелевской   премии Дж. Стиглиц, “…набор   рекомендаций,  предлагаемый  мировыми  финансовыми  институтами для   стран  с  переходной  экономикой,  нельзя считать  ни  необходимым,  ни  достаточным  как для финансовой стабилизации, так и для долгосрочного  развития.  Эти  рекомендации  могут дезориентировать и оставить без ответа важные фундаментальные  и  жизненные  вопросы.  Для работы  финансовых  рынков  нужно  нечто большее, чем только низкая инфляция; для этого  необходимо  действенное  финансовое  регулирование, меры по поддержке конкуренции и по  стимулированию  внедрения  технологий  и усилению  транспарентности  рынков. Финансовая система должна постоянно контролировать использование  средств,  обеспечивая  их  производительную работу”.

Пришло время, когда необходимо оценить пройденный  путь  и  усилить  роль  государственного вмешательства в  экономику для  того, чтобы искоренить искажения, мешающие раскрыться  созидательным  силам  свободного рынка,  государство  всегда  более  эффективно выполняет  экономические функции,  чем  рынки. Это особенно касается финансового сектора, в частности развития рынка кредитов. Предоставление  займов  стимулирует  экономическую активность, позволяет заемщику или пот-реблять  больше  при  отсутствии  займа  или вложить  средства  в  более  производительные активы.  В  условиях  переходной  экономики кредит  обязательно  должен  участвовать в материальном производстве или потреблении товаров и услуг,  а затем после нескольких  циклов может быть  использован в сугубо финансовых  целях.  Государство должно  регулировать финансовые рынки с целью: обеспечения инвесторов  адекватной  информацией,  достижения устойчивости всей финансовой системы и  контроля над проведением денежно-кредитной политики. Обеспечение финансовой  устойчивости  должно противостоять  ситуации финансовой паники,  поэтому  должны  существовать  ограничения на разрешенную деятельность финансовых посредников. Конкуренцию в финансовой среде  необходимо  регулировать  законодательными  нормативами  и  сдерживать  рост  процентных  ставок. Используя  политику  низких  процентных  ставок  по  кредитам,  правительство искусственно  снижает  процентные  ставки  ниже уровня, установленного законом денежного спроса  и  предложения.  Это  позволяет  сократить  затраты  бизнеса на процентные  выплаты и  тем  самым  распределить  часть  налоговых средств  среди  предприятий  народного  хозяйства Кыргызстана. Снижение процентных ставок  приводит  к  росту  спроса  на  деньги,  пре-вышая  предложение  денег.  При  этих  обстоятельствах  кредитно-финансовые  учреждения осуществляют функцию “рационирования кредита”, предоставляя свои финансовые средства ведущим  отраслям  на  их  усмотрение,  но,  конечно же, с учетом риска. Экономическая  активность  наблюдается  в “реальной” экономике, тогда как выдача кредитов  и  выплаты  по  ним  происходят  в  рамках “финансовой”  экономики.  Сильная  экономика, как правило, поднимает оценки  активов и увеличивает  объемы  поступающих  доходов  населения для определения их кредитоспособности. В  этом  случае монетаризм  стал  основной  доктриной,  направляющей  экономическую  политику. Таким образом, Национальный банк должен влиять на экономическую активность, контролируя  процентные  ставки  и  объемы  денежной массы.  В республике  многие  предприятия-монополисты работают  убыточно, внутренние административные расходы очень высоки, и отсутствует стремление улучшить  эффективность деятельности  путем вне-дрения новых стратегий менеджмента (например,  Кыргызтелеком,  КыргызГаз,  Энергосистема и т.д.).  Другой  проблемой является,  как следствие вышесказанного,  разъедающая устои государства коррупция. Валютный рынок достаточно свободен, но необходимо  грамотно  ослаблять  сом, это позволит кыргызстанской экономике быть более конкурентоспособной. Сильный  сом  приведет к росту цен на кыргызстанские товары  за границей (в России и Казахстане), где они не бу-дут пользоваться  спросом.  Кроме этого,  за счет  уменьшения  продаж  кыргызстанских  товаров за  рубежом и на  внутреннем  рынке сократится количество рабочих мест. Финансово-бюджетную политику  необходимо направить в русло экономики предложения,  при  которой  снижение  налогов  окажет стимулирующее  воздействие  на  экономическую  активность, дефицит  бюджета  может быть  сокращен  за  счет  снижения  государст-венных расходов. Мы живем не по средствам, и  необходимо  урезать  расходы,  особенно  на административно-управленческие  нужды,  гос-аппарата и парламента. КФУ является  одной из  главных слабостей кыргызстанской  денежной системы. Это обусловлено недостаточностью сбережений из-за низкого уровня доходов населения. Ведущая роль в финансовой системе принадлежит банковскому сектору. Основные проблемы, которые переживает  банковский сектор Кыргызстана, следующие: -  низкий  уровень  капитализации  и финансовой устойчивости; - неспособность  банков  исполнять  надлежащим  образом  роль финансовых  посредников,  кредитовать  реальный  сектор  экономики,  трансформируя  краткосрочные  сбережения в долгосрочные;

 - неразвитость  системы корпоративного управления,  затрудняющая  выявление  реальных собственников;

-  низкое  качество  финансового  менеджмента,  менеджмента  ресурсов  и  управления рисками

- необоснованная процентная политика;

- отсутствие  регулирования платежеспособности.

В  качестве  основных  перспектив развития  финансовой  системы Кыргызстана хотелось бы отметить следующие:

-  активная  работа  с  населением (возрождение  доверия к финансовой системе);

-  увеличение  капитализации  финансовой системы;

-  внедрение  систем риск-менеджмента; 

- развитие системы  страхования; 

-  модернизация  деятельности  микрофинансовых организаций;

- проектное  финансирование;

-усиление надзора  и рыночной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, с учетом  вышеизложенного можно дать следующее  определение денег - это особый товар  или иной общепризнанный материальный носитель, являющийся единственным всеобщим эквивалентом в процессе обмена товаров на рынке. Денежные средства появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений, в связи с общественным разделением труда.

Бесспорно, что стабилизация национальной валюты (сома) во многом зависит от процветания экономики и развития производства. Валютно-курсовая политика должна способствовать решению следующих задач:

1. Защита  от  иностранной конкуренции национального производства.

2. Стимулирование экспорта и тем самым способствовать улучшению платежного баланса и накоплению валютных резервов.

3. Иностранные  инвестиции: стимулировать приток  иностранного капитала.

В наше время  деньги для многих стали смыслом  жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги: «Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка».

 

Список  использованной литературы

  1. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики.- М.: РУДН, 2005.
  2. Чепурена М. Н., проф. Киселевой Е. А. Курс экономической теории. - Киров: АСА, 2001.
  3. Эдвин Д.Д. Микроэкономика. - Санкт-Пет.: Литера Плюс, 1996.
  4. С.С.Жукова. Деньги. Кредит. Банки: Учебно - метадический комплекс для студентов специальности «Финансы и кредит» - Тюмень-2003.
  5. . Грибов А.Ю. Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим. - М.: РИОР, 2006.
  6.   Дж.  Стиглиц.  Многообразнее инструменты, шире цели: Движение к Поствашингтонскому консенсусу.  Вопр. экон. – М., 1989. – №4. – С. 6.
  7.   Григорьев Л.М., Гурвич Е.Т. Финансовая система  и  экономическое  развитие //  Мировая экономика  и  международные  отношения. – 2002. – №7. – С. 62–75. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.
  8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.
  9. www.nbkr.kg
  10. www.google.ru

 


Информация о работе Понятие и виды денег