Понятие качество в разных формулировках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:00, доклад

Краткое описание

Каждый из нас постоянно применяет термин "качество" и думает, что смысл его достаточно понятен всем, но, как мы рассмотрим ниже, определить смысл этого термина так, чтобы его применение стало максимально полезным, совсем непросто.

Содержание

1. История развития понятия «качество» .
2. Понятие качество в понимании ученых 20 в.
3. Уровни качества .
4. Заключение .
5. Список используемой литературы .

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Квалиметрия.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

          Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                                       высшего профессионального образования

                 «Курская государственная сельскохозяйственная академия

                                             имени профессора И.И.Иванова»

 

 

 

                                                                                            Кафедра    СиОПП

                                             

 

                         Доклад 

 

   на тему:  «Понятие качество в разных формулировках»

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила : студентка 3 курса       

                                                                               группы СТ 105

                                                                               Бондарева А.В.

 

                                                                               Проверила : Сивак Е.Е.

 

 

 

 

                                             Курск - 2012

 

    Содержание

 

  1. История  развития понятия «качество» .
  2. Понятие качество  в понимании ученых 20 в.
  3. Уровни качества .
  4. Заключение .
  5. Список используемой литературы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  История  развития понятия «качество» .

  Каждый из  нас постоянно применяет термин "качество" и думает, что смысл его достаточно понятен всем, но, как мы рассмотрим ниже, определить смысл этого термина так, чтобы его применение стало максимально полезным, совсем непросто.

Понятие качество впервые было рассмотрено и введено 2500 лет назад Аристотелем, который давал три его трактовки:

  • Качество – это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом (качество как философская категория).
  • Качество – это один из существенных признаков, свойств и особенностей, характеризующих данный объект (качество как свойство продукции, например масса, цвет).
  • Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования по назначению.

       Немецкий философ Гегель рассматривал качество как философскую категорию, видя в ней начальную ступень познания вещей и становления мира. B Энциклопедии философских наук он писал: " качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная неопределенность..."; " нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть..."

       На протяжении истории развития науки не прекращались попытки найти всеобъемлющее определение понятию "качество", но все они сводились к пониманию качества как общности, определенности, целостности всех существующих признаков предмета, отличающих его от других предметов, а так как свойств любых предметов бесконечное множество, то все они являются разнокачественными.

  1. Понятие качество  в понимании ученых 20 в.

             Несмотря на то что требования  качества свойственны самой природе  человека, количественные показатели  качества и создание официальных  стандартов качества стали фактом  только в 20-м веке. Повышенный  интерес к качеству в последние  20 лет вызван требованиями рынка. Сегодня покупатели думают, что они знают, что такое качество и, при необходимости, конечно же, узнают о его наличии. Важно, что они ожидают, более того, требуют, чтобы качество было неотъемлемым атрибутом каждой приобретаемой вещи или услуги.

             Но ведь оценка каждого определенного  потребителя строго индивидуальна,  так же как и выдвигаемые  им требования; как же определить, что есть качество?

             Одной из причин довольно серьезного  расхождения во мнениях по  поводу качества является то, что само это понятие в зависимости от сферы применения должно наполняться разным содержанием. Когда мы говорим о качестве как о совокупности характеристик, то это объективно существующая, независимо от отношения к ней людей, комплексная характеристика любой потребительской стоимости, но о совокупности характеристик нельзя сказать, устраивает она нас или нет. Когда же мы говорим о качестве как об экономической категории, то это уже отношение людей к той или иной совокупности свойств потребительской стоимости. B этом случае качество - это потребительская оценка, характеризующая степень удовлетворения потребности в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которой с учетом этих условий наделили ее изготовители. Вот здесь как раз и уместны эпитеты "высокое", "низкое", "хорошее", "плохое". A совокупность характеристик не может быть плохой или хорошей, низкой или высокой - она просто объективно существует .

             Это одна из сторон понятия  "качество". Когда в этом  аспекте мы представляем качество конкретного объекта, то перечисляем все значения показателей, характеризующих те или иные его свойства, Такой подход к качеству соответствует определению, приведенному в МС ИСО 8402 (Система международных стандартов): " Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности".

            Для анализа вопроса: « что есть качество » , попробуем обратиться к мнениям крупнейших специалистов в этой области, внесших в 20-м веке наибольший вклад в развитие методов менеджмента качества.

             "Качество, если мы хотим управлять  им,- это соответствие требованиям" (Ф. Кросби).

             "Качество может быть определено  только в терминах конкретного  лица..." ( Э.Деминг).

             "Качество - это общая совокупность  характеристик продукции и услуги, относящихся к маркетингу, разработке, производству и техническому  обслуживанию, посредством которых продукция и услуга при своем использовании удовлетворит ожидания потребителя" (А. Фейгенбаум).

             "B узком смысле качество означает  качество продукции. B широком смысле  качество - качество работы, услуги, информации, качество процесса, подразделения, качество сотрудников, включая рабочих, инженеров, менеджеров и исполнительную дирекцию, качество системы, целей..." (К. Исикава).

             "Качество как пригодность  к применению..." (Дж. Джуран).

             "Качество - это потери в обществе, вызванные продукцией после того, как она была поставлена... но не включающие потери, причинами которых являются внутренне присущие самой продукции функции и возможности" (Г. Тагути).

             "Существуют два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещей как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другой аспект - с тем, что мы думаем, чувствуем, ощущаем в отношении этой объективной реальности" (В. Шухарт).

             Довольно интересным с философской точки зрения является мнение Р. Пирсинга: « Качество является воображаемой характеристикой и утверждением, справедливость которого проверяется не процессами мышления, а поскольку определение является продуктом строго точного мышления, качество не может быть определено; но мы все же знаем, что такое качество! »

             Наглядно видно, что несмотря  на совпадения во взглядах, ученые  не пришли к единому варианту  термина "качество".

  1. Уровни качества .

             B целом мнения указанных ученых можно разделить на две группы:

- первый уровень  качества - производство такой продукции  или оказание таких услуг, чьи  измеряемые характеристики удовлетворяют  конкретным техническим требованиям,  имеющим численное значение;

- второй уровень  качества продукции или услуг не зависит от каких-либо измеряемых характеристик и определяется тем, насколько удовлетворены ожидания потребителя в отношении применения или использования этой продукции или услуги.

             Повторим, что в условиях рынка  качество связывают с потребностям. Следует отметить, что в международных стандартах ИСО серии 9000:2000 определение качества стало точнее и глубже (но и сложнее) по сравнению с МС ИСО 8402:1994, где качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик удовлетворяет требованиям. Знаменательно, что в этом определении, в отличие от всех предыдущих, отсутствует слово, обозначающее носителя качества. То есть оно является глубоко философским. Качество и требования в этом определении связаны непосредственно и это абсолютно справедливо, поскольку субъект, имеющий потребности, не всегда знает, какой объект, какое качество может удовлетворить эти потребности, а иногда его потребности, даже и несформулированные, удовлетворяет качество, которого субъект и представить себе не мог. Это соображение имеет глубокую практическую сущность: для потребителя главное, чтобы удовлетворялась потребность, а объект обязательным не является.

             Как свидетельствуют психологи,  все потребности человека можно  разделить на пять уровней: это потребность существования, обеспечения, общения и признания, и потребность самовыражения. На удовлетворение именно этих пяти потребностей направлены усилия каждого отдельного человека и всех организаций, выходящих на рынок. Другого двигателя у рынка нет!

             B конце 20-го века международные  стандарты ИСО серии 9000 обратили  внимание на то, что организация  обязана удовлетворять потребности  людей, которые выступают на  рынке в пяти различных ролях.  Это непосредственные потребители, поставщики организации, ее персонал, владельцы и, наконец, общество, имеющее собственные специфические потребности. Для удовлетворения потребностей всех сторон организация должна обладать определенными ресурсами - "ценностями организации". B основе этих ценностей лежат здания, сооружения, финансы. Выше идет оборудование, затем - человеческий фактор, информация и на самом верху - идеи. Таким образом, люди - носители определенных потребностей - выступают в пяти различных ролях по отношению к тому из них, кто в данной ситуации является производителем продукции и использует определенные ресурсы.

  1. Заключение

      На рынке все начинается с  одних и тех же потребностей  разных людей и "заканчивается" "удовлетворением" этих потребностей  с помощью ценностей организации, хотя удовлетворение никогда не бывает полным и, значит, рынок никогда не заканчивается. "Круг менеджмента качества" подчеркивает и тот факт, что проблема качества в жизни общества тесно связана с проблемой чувственного опыта человека и его взаимоотношений с окружающим миром.

           Задача организации по эффективному удовлетворению потребностей заинтересованных сторон является сложной оптимизационной задачей, включающей широкий спектр экономических, политических, технических и социальных составляющих. Подобные задачи решались в рамках различных отраслей науки и человеческой культуры задолго до появления МС ИСО серии 9000, поэтому можно сказать, что эти стандарты в определенном смысле - вершина, вобравшая в себя значительную часть мирового опыта. Очевидно, что эффективное применение МС ИСО серии 9000 возможно только с использованием всех составляющих этого опыта.

            Таким образом качество пронизывает все стороны экономики и является ключевым фактором социального устройства жизни и деятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Панов В.П. Что такое качество? - М.: Экономика, 1968. - 135с.
  2. Мишин В.М. Управление качеством . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. — 463 с.

Информация о работе Понятие качество в разных формулировках