Понятие конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Дать понятие конкуренции;
2. Рассмотреть виды и функции конкуренции;
3. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
4. Проанализировать рыночную власть в современной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………2
Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………………...3
§1Функции конкуренции…………………………………………………………3
§2Виды конкуренции………………………………………………….…………5
§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6
Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России…………………………………………………………………...……..…17
§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17
§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18
§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………...……………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Сараева.docx

— 577.37 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………...…………2

Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………………...3

§1Функции конкуренции…………………………………………………………3

§2Виды конкуренции………………………………………………….…………5

§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6

Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России…………………………………………………………………...……..…17

§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17

§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18

§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………...……………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием – рынок.  
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Таким образом, ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция.

Рыночный характер экономических  отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение  спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию  товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с  товарным производством, однако лишь при  капитализме она превратилась в  главный рычаг рыночного регулирования  общественного производства.

Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.

Исходя из поставленной цели, требуется  решить следующие задачи:

  1. Дать понятие конкуренции;
  2. Рассмотреть виды и функции конкуренции;
  3. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
  4. Проанализировать рыночную власть в современной экономике.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

Глава I. Понятие конкуренции

§1 Функции конкуренции 

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями  за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую  выгоду.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким  образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой  в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция  принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а  значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция  представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика  решает три фундаментальных вопроса: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить?

Конкуренция, как главная составляющая рыночных отношений, одновременно имеет  и положительные и отрицательные  стороны.

Позитивное  влияние конкуренции на экономику:

  1. Побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы;
  2. Способствует улучшению качества товаров, отсутствию неоправданного роста цен, росту эффективности экономики;
  3. Чутко реагирует на изменение спроса, ведет к снижению издержек производства, тормозит рост цен (в ряде случаев ведет к их снижению);

Негативное  влияние конкуренции на экономику:

  1. Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
  2. Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
  3. Ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе  ее функций.

В современной рыночной экономике  можно выделить следующие основные функции конкуренции:

  • Регулирующая (производство того, что пользуется спросом);
  • Аллокационная (направление ограниченных ресурсов в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос);
  • Инновационная (стимулирование внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг);
  • Адаптационная (рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности);
  • Распределительная (создание условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями; приводит к банкротству предприятий, чьи продукции и услуги не востребованы потребителем);
  • Контролирующая (препятствует возникновению монопольной власти на рынке; чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена);
  • Мотивационная (подразумевает собой то, что для предпринимателя конкуренция означает одновременно и шанс разбогатеть, и риск разориться).

§2 Виды конкуренции

Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

  1. По методам осуществления;
  2. По отраслевой принадлежности;
  3. По степени свободы.

По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и  неценовую. Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая  конкуренция основана на предложении  товаров более высокого качества, службы, на использовании методов  рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По  отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По  степени свободы подразделяют на совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция базируется на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести:

  • наличие множества независимых производителей и потребителей (возможность свободной торговли факторами производства);
  • самостоятельность субъектов хозяйствования;
  • однородность, сопоставимость продукции;
  • наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция базируется на нарушении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести:

  • раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство (ограниченная самостоятельность предприятий);
  • дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

§3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей  относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно  различаться для разных типов (моделей) рынка.

По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка: 

Конкуренция

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Рис. 1.1. Модели рынков совершенной  и несовершенной конкуренции

Чистая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции.

Основные  характеристики чистой конкуренции:

  1. На рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
  2. Стандартизированная продукция, однородность товаров;
  3. Свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, свободный вход и выход из отраслей;
  4. Наличие полной и доступной информации для участников обмена; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

В условиях совершенной конкуренции цена для фирм складывается объективно (независимо от их воли и желания), так что каждая из фирм выступает как ценополучатель.

D=P=MR=AR


TR

Q

P

a

P0

Представим графически условия  равновесия для отдельной фирмы в условиях СК (пересечение кривой предельного дохода MR с совокупной выручкой TR показывает равновесный объем производства Q при данной цене P). Линия цены будет параллельна оси абсцисс, что означает абсолютную эластичность спроса:


 

 

 

 

 

Рис. 1.1 Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях СК

Формирование рынка чистой конкуренции  характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся  отрасли, производящие продукцию массового  спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Позитивные  явления конкуренции:

  • снижение издержек;
  • быстрое внедрение НТП;
  • гибкое приспособление к спросу;
  • высокое качество продукции;
  • отсутствие завышенных цен.

Негативные  явления конкуренции:

  • разорение многих субъектов рыночной экономики;
  • анархия и кризис производства;
  • чрезмерная эксплуатация ресурсов;
  • неблагоприятное влияние на экологию.

Монополистическая конкуренция - рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Монополистическая конкуренция является самым распространенным типом рынка и относится к несовершенному виду.

Основные  характеристики монополистической  конкуренции:

  1. Относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. Эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  3. Сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Монополистическая конкуренция помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.

Специфические черты монополистической  конкуренции:

  • спрос и цена находятся под влиянием и конкуренции, и монопольной власти, которыми обладает каждая фирма;
  • Кривая спроса имеет отрицательный наклон, это означает, что фирма может влиять на цену;
  • Кривая предельного дохода MR лежит ниже кривой спроса, что объясняется действием факторов контроля над ценой;

MC


MR

D

Q

P

Pe

Qe

Равновесие фирмы предполагает: MR=MC.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2 Оптимальный выпуск в условиях МК

Поведение фирмы на рынке монополистической  конкуренции:

  • В течение краткосрочного периода фирма может получать прибыль и нести убытки;
  • В долгосрочном периоде фирма не может получать сверхприбыль в связи с отсутствием (незначительной величиной) входных и выходных барьеров;
  • Долгосрочной целью фирмы является безубыточность.

На рис. 1.3 (а) изображена взаимная динамика затрат (АС, МС) и доходов (АR, МR) отдельной фирмы в условиях МК. Объем производства (QА) является оптимальным объемом для фирмы, так как обеспечивает максимум прибыли, равной площади заштрихованного прямоугольника РАА1А2АСА.

Информация о работе Понятие конкуренции