Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:59, курсовая работа
Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Дать понятие конкуренции;
2. Рассмотреть виды и функции конкуренции;
3. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
4. Проанализировать рыночную власть в современной экономике.
Введение………………………………………………………………...…………2
Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………………...3
§1Функции конкуренции…………………………………………………………3
§2Виды конкуренции………………………………………………….…………5
§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6
Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России…………………………………………………………………...……..…17
§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17
§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18
§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………...……………28
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………
§1Функции конкуренции…………………………………………………
§2Виды конкуренции…………………………………………………
§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6
Глава II. Конкуренция и рыночная власть
в современной экономике России………………………………………………………………
§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17
§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18
§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………...……………
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика представляет
собой сложнейший организм, состоящий
из огромного количества разнообразных
структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой
системы правовых норм бизнеса и объединяемых
единым понятием – рынок.
В условиях стремления каждой фирмы к
максимизации прибыли и расширению масштабов
хозяйственной деятельности фирмы выступают
по отношению друг к другу как конкуренты.
Таким образом, ключевым понятием, выражающим
сущность рыночных отношений, является
понятие конкуренция.
Рыночный характер экономических
отношений означает свободу выбора
для покупателя и продавца. Механизм
рынка действует через
Конкуренция возникла одновременно с
товарным производством, однако лишь при
капитализме она превратилась в
главный рычаг рыночного
Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Понятие конкуренции
§1 Функции конкуренции
Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает три фундаментальных вопроса: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить?
Конкуренция, как главная составляющая
рыночных отношений, одновременно имеет
и положительные и
Позитивное влияние конкуренции на экономику:
Негативное влияние конкуренции на экономику:
Содержание конкуренции
В современной рыночной экономике можно выделить следующие основные функции конкуренции:
§2 Виды конкуренции
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
По методам осуществления
По отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция базируется на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести:
Несовершенная конкуренция базируется на нарушении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести:
§3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
Взаимодействие между
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
Чистая конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Чистая монополия
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Рис. 1.1. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
Чистая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции.
Основные характеристики чистой конкуренции:
В условиях совершенной конкуренции цена для фирм складывается объективно (независимо от их воли и желания), так что каждая из фирм выступает как ценополучатель.
D=P=MR=AR
TR
Q
P
a
P0
Представим графически условия равновесия для отдельной фирмы в условиях СК (пересечение кривой предельного дохода MR с совокупной выручкой TR показывает равновесный объем производства Q при данной цене P). Линия цены будет параллельна оси абсцисс, что означает абсолютную эластичность спроса:
Рис. 1.1 Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях СК
Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).
Позитивные явления конкуренции:
Негативные явления конкуренции:
Монополистическая конкуренция - рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Монополистическая конкуренция является самым распространенным типом рынка и относится к несовершенному виду.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
Монополистическая конкуренция
Специфические черты монополистической конкуренции:
MC
MR
D
Q
P
Pe
Qe
Равновесие фирмы предполагает: MR=MC.
Рис. 1.2 Оптимальный выпуск в условиях МК
Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции:
На рис. 1.3 (а) изображена взаимная динамика затрат (АС, МС) и доходов (АR, МR) отдельной фирмы в условиях МК. Объем производства (QА) является оптимальным объемом для фирмы, так как обеспечивает максимум прибыли, равной площади заштрихованного прямоугольника РАА1А2АСА.