Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:59, курсовая работа
Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Дать понятие конкуренции;
2. Рассмотреть виды и функции конкуренции;
3. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
4. Проанализировать рыночную власть в современной экономике.
Введение………………………………………………………………...…………2
Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………………...3
§1Функции конкуренции…………………………………………………………3
§2Виды конкуренции………………………………………………….…………5
§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6
Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России…………………………………………………………………...……..…17
§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17
§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18
§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………...……………28
Однако, выпуская объем QА, прибыль фирмы может ровняться нулю, т.е. фирма может не получать прибыль, если средние затраты возрастут до уровня АС1 так, что точки А1 и А2 совпадут (рис. 1.3, (б)).
в)
б)
а)
Рис. 1.3 Поведение отдельной фирмы на рынке МК
Если средние затраты
Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).
Позитивные
явления монополистической конкуренции:
Негативные явления монополистической конкуренции:
Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Олигополия относится к несовершенному виду.
Основные характеристики олигополии:
Виды олигополий:
продукцию (не отличающаяся разнообразием);
неоднородную продукцию (отличающаяся широким разнообразием).
фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более, поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм, которые делят между собой оставшийся рынок.
или продавца данной продукции.
Вступление в олигополистический рынок ограничено.
Нужны значительные капитальные вложения,
чтобы создать предприятие, способное противостоять
При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.
Выделяют две разновидности олигополии:
Соглашение предполагает согласование политики между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют:
Картель - форма монополии, при которой ее участники сохраняют производственную самостоятельность, но договариваются между собой о ценах, разделе рынка с целью получения монопольной прибыли.
Во многих странах картели запрещены законом, однако фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.
Тайное соглашение – негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, позволяющая фирмам максимизировать прибыль.
Наиболее типичной формой тайного соглашения является лидерство в ценах.
Лидерство в ценах – существование доминирующей фирмы при олигополии, которое проявляется в изменении цены и следовании других фирм ее примеру.
Лидерство доминирующей фирмы возможно при условии, что:
P
Q
AVC
Q1
Q2
D1
MR1
MR2
D2
P*
Обеспечивает достаточным объемом сбыта продукции остальные фирмы.
Рис. 1.4 Поведение отдельной фирмы в условиях олигополии
Формирование олигополии характерно для отраслей химической промышленности, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности.
Оценка олигополии (традиционная точка зрения):
Олигополия – частный случай монополии, следовательно, она действует аналогично. Тайный сговор может привести к ситуации чистой монополии.
Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта:
Олигополии необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Только крупные фирмы способны финансировать дорогостоящие НИОКР.
Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Но даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Основные характеристики олигополии:
Чистая монополия предполагает, что одна
фирма является единственным производителем
какой – либо продукции, не имеющей аналогов.
Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены
приобретать данную продукцию у фирмы –
Цель монополии – получение
Чистая монополия возможна в условиях существования единственного продавца, отсутствия реальных альтернатив, уникальности выпускаемого продукта и существования входных и выходных барьеров в отрасли.
Различают
несколько классификаций
Естественная монополия:
Искусственная монополия:
Случайная монополия:
Однако случайная монополия может перерасти в искусственную монополию, если движение экономики не будет подчиняться естественным законам рынка.
Административная монополия:
Монопольная цена превышает величину предельного дохода и предельных издержек:
MC
MR
D
Q
P
Pm
Qm
Pe
Qe
Рис. 1.5 Прибыль фирмы-монополиста
Монопольная цена обеспечивает фирме-монополисту получение сверхприбыли, которая является стабильной величиной, до тех пор, пока удается ограничивать вход в отрасль; пока существенно не изменится спрос.
Оценка монополии:
Таблица 1.1
Краткая (общая) характеристика рыночных структур
Характеристика |
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | ||
Число фирм |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна | ||
Характер продукции |
Стандартная |
Дифференцированная |
Стандартная или дифференцированная |
Уникальная, нет близких заменителей | ||
Условия вступления в рынок |
Очень легкие |
Сравнительно легкие |
Наличие существенных препятствий |
Блокировано | ||
Доступность экономической информации |
Полная доступность |
Некоторые ограничения |
Существенные ограничения |
| ||
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Некоторый, но ограниченный |
Ограниченный зависимостью от других, значительный при сговоре |
Значительный | ||
Примеры |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. |
Производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов |
Естественные монополии (РЖД) |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России
§1 Конкурентная среда в Российской Федерации
Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада, которой последовал за разрушением тоталитарной модели социализма и распадом Советского Союза. В этих условиях обеспечение развития конкуренции является одной из основных государственных задач. Конкурентная среда задает тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, для большинства отраслей служит главным внутренним стимулом развития. Поэтому поддержка здорового соперничества в деловой сере является важнейшей стратегической задачей государства.
В центре постоянного внимания остаются такие проблемные сферы, как рынки нефтепродуктов, продовольствия, сбытовой сектор электроэнергии. Здесь порой очень ярко проявляется слабость или даже отсутствие конкуренции. России нужна логичная, взвешенная государственная политика по поддержке конкуренции, с чёткими ориентирами и действующей системой оценки конкурентной среды, а также системой справедливых поощрений и неотвратимого наказания для тех участников рынка, которые нарушают соответствующие нормы и законы.
Анализ реального состояния конкуренции в стране является базой для принятия ответственных решений. Задача государства – обеспечение реальных условий для ведения честной конкурентной борьбы.
Важным инструментов, позволяющим охарактеризовать конкурентную среду, является оценка состояния конкуренции с точки зрения субъективного восприятия хозяйствующих объектов. В качестве респондентов Росстат определил экспертное сообщество, включающее в себя предпренимателей-собственников и руководителей организаций.
Таблица 2.1
Оценка состояния конкурентной среды по результатам опроса респондентов, представляющих крупные и средние предприятия1
Наименование сферы |
% от числа опрошенных, представляющих крупные и средние предприятия, указавших, что: |
% от числа опрошенных, представляющих малые предприятия, указавших, что: | |||
Состояние конкурентной среды улучшилось |
Состояние конкурентной среды улучшилось | ||||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | ||
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
20 |
27 |
20 |
27 | |
Обрабатывающие производства |
22 |
23 |
22 |
23 | |
Производства пищевых продуктов |
26 |
35 |
26 |
35 | |
Текстильное и швейное производство |
22 |
19 |
22 |
19 | |
Производство изделий из кожи и производство обуви |
31 |
13 |
31 |
13 | |
Бумажное производство |
25 |
23 |
25 |
23 | |
Производство нефтепродуктов |
20 |
21 |
20 |
21 | |
Химическое производство |
19 |
19 |
19 |
19 | |
Металлургическое производство |
21 |
27 |
21 |
27 | |
Производство машин и |
15 |
20 |
15 |
20 | |
Производство |
19 |
28 |
19 |
28 | |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
15 |
24 |
15 |
24 | |
Производство транспортных средств |
13 |
22 |
13 |
22 | |
Производство пластмассовых |
21 |
27 |
21 |
27 | |
Производство минеральных |
21 |
28 |
21 |
28 | |
Прочие производства |
20 |
14 |
20 |
14 |