Понятие конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы выяснить, что такое конкуренция и какова рыночная власть в современной экономике.
Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Дать понятие конкуренции;
2. Рассмотреть виды и функции конкуренции;
3. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
4. Проанализировать рыночную власть в современной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………2
Глава I. Понятие конкуренции……………..…………..………………………...3
§1Функции конкуренции…………………………………………………………3
§2Виды конкуренции………………………………………………….…………5
§3Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………6
Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России…………………………………………………………………...……..…17
§1Конкурентная среда в Российской Федерации………………………..….....17
§2«Газпром» как пример естественной монополии в РФ………………….….18
§3Антимонопольное регулирование экономики РФ ………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………...……………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Сараева.docx

— 577.37 Кб (Скачать файл)

Однако, выпуская объем QА, прибыль фирмы может ровняться нулю, т.е. фирма может не получать прибыль, если средние затраты возрастут до уровня АС1 так, что точки А1 и А2 совпадут (рис. 1.3, (б)).

в)


б)


а)



Рис. 1.3 Поведение отдельной фирмы на рынке МК

Если средние затраты возрастут  еще больше до уровня АС2, то при объеме QА у фирмы будут убытки, равные площади заштрихованного прямоугольника АСАА2А1РА (рис. 1.3 (в)).

Формирование монопольного рынка  характерно для отраслей, где конкуренция  затруднена вследствие их технологических  особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Позитивные  явления монополистической  конкуренции: 

  • Дифференциация товара помогает наиболее полно удовлетворять   потребности покупателей;
  • Происходит постоянное совершенствование товара, повышается его качество;
  • Реклама предоставляет потребителю необходимую информацию о цене, качестве товара, способе его использования.

Негативные  явления монополистической  конкуренции:

  • Недоиспользование ресурсов для производства товаров;
  • Общество тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в товаре одного типа (расходы на рекламу часто составляют более 50% его цены);
  • Информация, предоставленная в рекламе, часто бывает необъективной;
  • Значительные расходы на рекламу – барьер на пути вхождения в отрасль. 

Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных  фирм, т.е. несколько  продавцов противостоят множеству  покупателей. Олигополия относится к несовершенному виду.

Основные  характеристики олигополии:

  1. Незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь;
  2. Большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов;
  3. Схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров.

Виды олигополий:

  • однородная - несколько предприятий производят однородную

продукцию (не отличающаяся разнообразием);

  • неоднородная - несколько предприятий производят

неоднородную  продукцию (отличающаяся широким разнообразием).

  • олигополия доминирования — на рынке работает крупная

фирма, удельный вес которой в общих объёмах  производства продукции составляет 60% и более, поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм, которые делят между собой оставшийся рынок. 

  • дуополия — когда на рынке работает только два производителя

или продавца данной продукции.

Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные  вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции  фирма в состоянии контролировать два  основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции  или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени  завысить цену.

Выделяют  две разновидности олигополии:

  1. Олигополия, основанная на соглашении;
  2. Олигополия доминирующей фирмы.

Соглашение предполагает согласование политики между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют:

  • Открытое соглашение (картель);
  • Тайное соглашение.

Картель - форма монополии, при которой ее участники сохраняют производственную самостоятельность, но договариваются между собой о ценах, разделе рынка с целью получения монопольной прибыли. 

Во многих странах картели запрещены  законом, однако фирмы часто поддаются  искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут  быть громадными.

Тайное соглашение – негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, позволяющая фирмам максимизировать прибыль.

Наиболее  типичной формой тайного соглашения является лидерство в ценах.

  Лидерство в ценах – существование доминирующей фирмы при олигополии, которое проявляется в изменении цены и следовании других фирм ее примеру.

Лидерство доминирующей фирмы возможно при условии, что:

  • Ценовой лидер превосходит всех по экономической мощи (технической оснащенности);
  • Его предельные издержки ниже предельных издержек конкурентов.

P


Q

AVC

Q1

Q2

D1

MR1

MR2

D2

P*

Обеспечивает достаточным объемом сбыта продукции остальные фирмы. 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.4 Поведение отдельной фирмы  в условиях олигополии

Формирование олигополии характерно для отраслей химической промышленности, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности.

Оценка  олигополии (традиционная точка зрения):

Олигополия – частный случай монополии, следовательно, она действует  аналогично. Тайный сговор может привести к ситуации чистой монополии.

Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта:

Олигополии необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Только крупные  фирмы способны финансировать дорогостоящие  НИОКР.

Чистая монополия - это рынок, на котором  один продавец противостоит множеству  покупателей. Но даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает их наличия  за рубежом.

Основные  характеристики олигополии:

  1. Единственная фирма-гигант;
  2. Уникальность продукции;
  3. Непреодолимые барьеры;
  4. Полная информация.

Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой  – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

Цель  монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой  и объемом производства на монополизированном рынке.

Чистая монополия возможна в условиях существования единственного продавца, отсутствия реальных альтернатив, уникальности выпускаемого продукта и существования входных и выходных барьеров в отрасли.

Различают несколько классификаций монополий:

  • Естественная;
  • Искусственная;
  • Случайная;
  • Административная.

Естественная монополия:

  • Формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства;
  • Возникает там, где конкуренция либо физически невозможна, либо экономически неэффективна (например, потребление энергии, газа, ж/д транспорт, связь);
  • Создается, когда одна фирма способна обеспечить более низкие издержки.

Искусственная монополия:

  • Возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

 

 

Случайная монополия:

  • Результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши;

Однако случайная монополия может перерасти в искусственную монополию, если движение экономики не будет подчиняться естественным законам рынка.

Административная  монополия:

  • Возникает в нерыночном хозяйстве (т.е. в плановой экономике);
  • Базируется на государственной форме собственности, «закрытая экономика» (ограждает себя от иностранных конкурентов).

Монопольная цена превышает величину предельного дохода и предельных издержек:

 

 

MC


MR

D

Q

P

Pm

Qm

Pe

Qe



 


 

 

 

 

Рис. 1.5 Прибыль фирмы-монополиста

Монопольная цена обеспечивает фирме-монополисту  получение сверхприбыли, которая  является стабильной величиной, до тех  пор, пока удается ограничивать вход в отрасль; пока существенно не изменится  спрос.

Оценка  монополии:

  • Потребители получают меньше продукции, чем в условиях совершенной конкуренции и платят более высокую цену, при этом общество несет потери;
  • У монополиста снижается стимул к техническому совершенствованию производства, улучшению качества продукции;
  • Монополия вызывает перераспределение богатства в свою пользу;
  • Полученная сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), изучать общественные потребности;
  • Монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии;
  • Монополист может разделить рынок на разные сектора, в зависимости от эластичности спроса, и назначить разным группам покупателей разные цены.

Таблица 1.1

Краткая (общая) характеристика рыночных структур

Характеристика

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Характер продукции

Стандартная

Дифференцированная

Стандартная или дифференцированная

Уникальная, нет близких заменителей

Условия вступления в рынок

Очень легкие

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Блокировано

Доступность экономической информации

Полная доступность

Некоторые ограничения

Существенные ограничения

 

Недоступна


Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но ограниченный

Ограниченный зависимостью от других, значительный при сговоре

Значительный

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д.

Производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов

Естественные монополии (РЖД)


 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава II. Конкуренция и рыночная власть в современной экономике России

§1 Конкурентная среда в Российской Федерации

Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада, которой  последовал за разрушением тоталитарной модели социализма и распадом Советского Союза. В этих условиях обеспечение развития конкуренции является одной из основных государственных задач. Конкурентная среда задает тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, для большинства отраслей служит главным внутренним стимулом развития. Поэтому поддержка здорового соперничества в деловой сере является важнейшей стратегической задачей государства.

В центре постоянного внимания остаются такие проблемные сферы, как рынки нефтепродуктов, продовольствия, сбытовой сектор электроэнергии. Здесь порой очень ярко проявляется слабость или даже отсутствие конкуренции. России нужна логичная, взвешенная государственная политика по поддержке конкуренции, с чёткими ориентирами и действующей системой оценки конкурентной среды, а также системой справедливых поощрений и неотвратимого наказания для тех участников рынка, которые нарушают соответствующие нормы и законы.

Анализ реального состояния  конкуренции в стране является базой  для принятия ответственных решений. Задача государства – обеспечение  реальных условий для ведения  честной конкурентной борьбы.

Важным инструментов, позволяющим  охарактеризовать конкурентную среду, является оценка состояния конкуренции  с точки зрения субъективного  восприятия хозяйствующих объектов. В качестве респондентов Росстат определил экспертное сообщество, включающее в себя предпренимателей-собственников и руководителей организаций.

Таблица 2.1

Оценка состояния конкурентной среды по результатам опроса респондентов, представляющих крупные и средние предприятия1

Наименование сферы деятельности

% от числа опрошенных, представляющих крупные и средние предприятия, указавших, что:

% от числа опрошенных, представляющих малые предприятия, указавших, что:

Состояние конкурентной среды улучшилось

Состояние конкурентной среды улучшилось

2011

2012

2011

2012

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

20

27

20

27

Обрабатывающие производства

22

23

22

23

Производства пищевых продуктов

26

35

26

35

Текстильное и швейное производство

22

19

22

19

Производство изделий из кожи и  производство обуви

31

13

31

13

Бумажное производство

25

23

25

23

Производство нефтепродуктов

20

21

20

21

Химическое производство

19

19

19

19

Металлургическое производство

21

27

21

27

Производство машин и оборудования

15

20

15

20

Производство электрооборудования

19

28

19

28

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

15

24

15

24

Производство транспортных средств

13

22

13

22

Производство пластмассовых изделий

21

27

21

27

Производство минеральных продуктов

21

28

21

28

Прочие производства

20

14

20

14

Информация о работе Понятие конкуренции