Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Данную цель можно достичь путем решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
- Изучение и анализ общетеоретических основ предпринимательства, как экономической категории;
- Рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
- Освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Ретроспективный анализ роли предпринимательства с точки зрения различных экономических школ……………………………………..………….5
1.2 Сущность и функции предпринимательства как метода хозяйствования в рыночной экономике...…………………………………………………………..10

2. Предпринимательская деятельность в зарубежных странах
2.1 Особенности предпринимательства в странах с классической рыночной экономикой (на примере экономики США, Германии и Франции…………………………………………)…..…………..………………15
2.2 Роль предпринимательства в экономике развивающихся стран (на примере экономики Стран Африки)…………………………………….……...18

3. Особенности становления предпринимательской деятельности в российской экономике
3.1 Оценка роли предпринимательства в становлении российской экономики ………………………………………………………………….…………………24
3.2 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике и пути их решения…………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………..……….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 76.60 Кб (Скачать файл)

На этом основании можно  выделить несколько характерных  черт и особенностей предпринимательской  деятельности:

- Самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

- Инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

- Деятельность рисковая;

- Процесс, направленный на извлечение прибыли законным путем;

- Деятельность, осуществляемая лицами (физическими или юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, то есть это деятельность, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами.

Главная цель предпринимательской  деятельности – получение прибыли, представляющей разницу между ценой, которую покупатель платит за соответствующие  товары (услуги), и затратами на удовлетворение предъявляемого спроса, то есть превышение выручки о реализации товаров  (услуг) над расходами на их производство. Предприниматель стремится получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определенных общественных потребностей. «В случае успеха в своей деятельности предприниматель получает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи несет убытки, поэтому знания, опыт, умения идти на разумный риск – очень важны для любой фирмы и предприятия».[6] Но получить прибыль предприятие может только в случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности.

Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности  и притом по такой цене, которая  удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие  выдерживает определенный уровень  издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия  и одновременно – результат его  деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения  и не получает прибыль от своей  производственной деятельности, то оно  вынуждено уйти из экономической  сферы, признать себя банкротом либо добровольно, либо по требованию кредиторов.

Функции предпринимательской  деятельности

Общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена  ролью предпринимательских организаций  и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка. Предпринимательская  деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и доведение их до конкретных потребителей, что и предопределяет ее общеэкономическую  функцию.

Ресурсная функция. Предпринимательская  деятельность предполагает эффективное  использование как воспроизводимых так и ограниченных ресурсов. Это трудовые ресурсы, земля, природные ресурсы, средства производства, научные достижения.

Творческо-поисковая функция. Это инновационная функция, связанная  не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для  достижения целей.

Социальная функция. Проявляется  в возможности каждого дееспособного  гражданина быть собственником дела. Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные фонды, в то же время данная функция обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Организаторская функция. Проявляется  в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления. Организаторская функция  особенно четко проявляется в  быстром развитии малого и среднего предпринимательства.

Виды предпринимательской  деятельности

С учетом направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов  выделяют следующие виды предпринимательской  деятельности:

1. Производственное предпринимательство.  Это процесс производства конкретных  товаров, осуществления работ,  оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям). Производственное предпринимательство  может быть промышленным строительным, сельскохозяйственных и др.

2. Коммерческое предпринимательство.  Это деятельность на товарной  стадии оборота капитала, которая  охватывает обмен, распределение  и потребление продукции (услуг). Определяющую роль здесь играют  товарно-денежные и торгово-обменные  операции и сделки по купле-продаже  товаров.

3. Финансовое предпринимательство.  Это деятельность предпринимателей  на денежной стадии оборота  капитала, когда объектом сделок  выступают специфические виды  товара – наличные и безналичные  деньги, валюта, ценные бумаги.

4. Консультационное предпринимательство.  Сущность данного вида предпринимательства  заключается в том, что определенные  лица – консультанты, являющиеся  квалифицированными специалистами  в какой-либо области, дают  на платной основе советы и  рекомендации другим предпринимателям  или гражданам по вопросам  своей компетентности.

Таким образом, предпринимательство  – это новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении  собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать  их в конкретные предпринимательские  проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует не может в конце концов добиться успеха. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

 

 

2. Предпринимательская  деятельность в зарубежных странах.

2.1 Особенности  предпринимательства в странах  с классической рыночной экономикой (на примере экономики США, Германии и Франции).

Предпринимательство в США.

Оно начало стремительно развиваться со времен Великой Депрессии, благодаря чему уровень его развития неизменно растет. Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало социальную значимость предпринимательства.

В США предпринимательство  всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.

Именно предприниматели  превратили экономику США в экономику с ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,4 % в 2004 году) создаётся в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остаётся 20,6 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9 % ВВП, а промышленность даёт менее 20 % ВВП.

Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов  по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре  производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся  определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %.

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается  в заметном снижении в экономике  удельного веса сырьевых отраслей и  сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остаётся важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники

Предпринимательство в Германии.

Малое предпринимательство  в Германии является одним из важнейших  секторов экономики. Правительство  осуществляет поддержку малого предпринимательства  как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные  программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.

Правительство Германии предоставляет  льготы для получения кредита  для развития малого предпринимательства  для следующих объектов:

- Предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок;

- Предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране;

- Малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;

- Предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;

- Малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства.

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального  баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция  социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована  Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

Данная модель представляет собой компромисс между экономическим  ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное  распределение социальных благ в  обществе. Социальное партнерство между  профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального  страхования и структурные реформы  на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

В последнее время Германия испытывает определённые трудности  в реализации модели социально-рыночного  хозяйствования. Высокий уровень  социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании.

Второй особенностью экономического пути развития Германии является так  называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью  банков в экономике страны. Банки  являются в Германии крупными акционерами  промышленных компаний и компаний сферы  услуг, поэтому они активно вмешиваются  в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми  странами мира здесь очень большую  долю в производстве ВВП составляет промышленность — основное направление  специализации ФРГ в мировой  экономике.

В Германии, в силу исторически  обусловленных причин, наблюдается  неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока  Германии остается проблемой, требующей  времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Предпринимательство во Франции.

Традиционная особенность  французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически  важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а  индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных  предприятий). Велика доля в экономике  иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля — 20 %, сфера услуг — 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике  и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Существенную часть ВВП  даёт промышленное производство — 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих  мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция  располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей  и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых  рейтингах, по выплавке стали находится  на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое  место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в  Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в  мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Информация о работе Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики