Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за
экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность
предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более
общими задачами развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.
Российское
предпринимательство
В результате пореформенного учредительского бума к началу ХХ века предпринимательстве Российской империи ведущую роль стали играть АО и паевые фирмы предпринимательской деятельности. АО и паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции
(включая также
базовые отрасли
В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,
направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития
предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли,
общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.
Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и
обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное
функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
Рост числа малых предприятий и их распределение по отраслям экономики в 1996—2002 гг. приведено в табл. 1.
Отрасль |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Всего |
841,7 |
861,1 |
868,0 |
890,6 |
879,3 |
843,0 |
882,3 |
Промышленность |
131,9 |
134,8 |
136,1 |
136,2 |
134,2 |
125,1 |
121,0 |
Сельское хоз-во |
10,9 |
11,9 |
13,8 |
13,5 |
14,4 |
13,4 |
15,6 |
Строительство |
138,0 |
142,1 |
137,5 |
135,9 |
126,8 |
121,9 |
113,0 |
Транспорт |
17,5 |
18,6 |
18,6 |
21,0 |
19,5 |
18,8 |
20,2 |
Связь |
2,9 |
2,7 |
3,2 |
4,8 |
3,7 |
3,7 |
3,9 |
Торговля и общественное питание |
359,3 |
372,8 |
386,1 |
399,7 |
407,5 |
388,1 |
422,4 |
Торговля произв. Технической продукцией |
14,6 |
14,3 |
13,2 |
14,6 |
13,9 |
15,9 |
27,9 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
6,1 |
6,4 |
5,2 |
5,2 |
5,6 |
6,4 |
6,5 |
Операции с недвижимостью |
3,9 |
4,6 |
5,9 |
8,4 |
11,1 |
14,2 |
20,3 |
Деятельность по обеспечению функционирования рынка |
35,9 |
36,0 |
35,2 |
36,7 |
35,7 |
34,7 |
38,8 |
ЖКХ |
2,8 |
3,9 |
5,1 |
5,4 |
5,1 |
5,2 |
3,1 |
Бытовое обслуживание |
10,2 |
11,3 |
9,2 |
9,2 |
9,6 |
9,4 |
9,8 |
Здравоохранение и соц. обеспечение |
11,0 |
15,4 |
17,2 |
17,9 |
18,5 |
17,4 |
19,0 |
Образование |
6,6 |
7,0 |
6,7 |
6,5 |
5,5 |
5,0 |
3,4 |
Культура |
6,5 |
7,9 |
8,1 |
7,8 |
8,4 |
7,9 |
8,1 |
Наука |
46,7 |
43,9 |
38,8 |
37,1 |
30,9 |
28,5 |
22,7 |
Финансы, кредит |
10,8 |
7,8 |
7,5 |
6,6 |
5,9 |
5,6 |
5,0 |
Другие |
26,1 |
19,7 |
20,6 |
24,1 |
23,0 |
21,8 |
21,6 |
Как видно из таблицы, на конец, 2002 г. в России число малых предприятий составило 882,3 тыс. Практически их общее число в 1996—2002 гг. оставалось примерно на одном уровне, незначительно отклоняясь в ту и другую сторону (в конце 1999 г. в стране было максимальное число малых предприятий - 890,6 тыс.). Число малых предприятий в промышленности из года в год снижалось. Так, если максимальное их число было в конце 1999 г. - 136,2 тыс., то к концу 2002 г. оно снизилось до 121,0 тыс. Доля промышленных предприятий в общем числе малых предприятий на этот период сократилась с 15,7 до 13,7%. Такая же тенденция прослеживается и в строительстве. Здесь в 1996-2002 гг. число малых предприятий снизилось с 138 до 113 тыс., а их доля сократилась с 16,4 до 12,8%. Отметим такой негативный факт, как уменьшение более чем в 2 раза (с 46,7 до 22,7 тыс.) числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (в процентном отношении с 5,5 до 2,6%).
Отрасли экономики, где за указанный период наблюдался существенный рост числа малых предприятий, это — торговля и общественное питание (с 359,3 до 422,4 тыс.), оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения (с 14,6 до 27,9 тыс.), операции с недвижимым имуществом (с 3,9 до 20,3) и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (с 11,0 до 19 тыс.). Соответственно возрос и удельный вес этих отраслей в общем числе малых предприятий России.
Если обратиться к статистике по индивидуальным предпринимателям, прошедшим регистрацию (перерегистрацию), их насчитывается по данным на 1 января:
2006 г. – 2672,4 тыс. чел.
2007 г. – 2988, 3 тыс. чел.
2008 г. – 3434,2 тыс. чел.
Отсюда следует, что
1. Для современной экономики характерна сложная комбинация производств, различных по масштабу — крупных, средних и мелких. В последние годы выявился небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, оказанием услуг, в торговле.
2. Предпринимательство различают по видам и формам
собственности. По виду (или назначению)
предпринимательская деятельность делится
на производственную, торговую, посредническую,
консультационную, финансовую и др. Все
они могут функционировать раздельно
или вместе (например, торгово-посредническая
деятельность, производственно-торговая
и т. п.). Формами собственности являются
частная, государственная, муниципальная,
а также собственность общественных объединений
(организаций).
3. Важнейшим видом предпринимательской
деятельности является производственная,
где осуществляется основная фаза воспроизводственного
цикла — производство продукции и услуг.
К этому виду предпринимательства относятся
инновационная, научно-техническая деятельность,
непосредственно производство продукции.
Важнейший этап производственной деятельности
— приобретение или аренда факторов производства,
к которым относятся основные и оборотные
производственные фонды, рабочая сила
и информация.
4. Основное содержание коммерческого
предпринимательства составляют операции
и сделки по купле-продаже, другими словами,
перепродажа товаров и услуг. Полем деятельности
коммерческого предпринимательства служат
товарные и торговые организации.
5. Сферой деятельности
финансового (финансово-
Особенность финансовой деятельности
состоит в том, что она тесно связана с
производственной и коммерческой деятельностью,
хотя может быть и самостоятельной — банковское,
страховое дело и др. Основное поле деятельности
финансового предпринимательства — коммерческие
банки и фондовые биржи.
6. В последние
десятилетия в промышленно
7. В промышленно развитых странах вложения
средств в интеллектуальный капитал в
форме консультационных услуг считаются
не менее эффективными, нежели вложения
в новое оборудование или передовую технологию.
8. Консалтинговые услуги чаще всего предоставляются
в виде консультационных проектов и включают
три основных этапа: выявление проблем
(диагностика), разработка решений (проекта)
и осуществление решений (проекта). Наиболее
распространены три метода консультирования
— экспертное, процессное и обучающее.
На практике, как правило, применяется
комбинация всех трех методов.
9. Для предложения различных видов проектов работникам консалтинговых фирм рекомендуется проводить презентации — публичные выступления. По ходу выполнения консультационного проекта может возникнуть необходимость проведения занятий с персоналом клиента. Управленческое консультирование принесет положительные результаты, если консультанты будут компетентно обслуживать клиентов, а клиенты не менее компетентно станут использовать рекомендации консультантов.
10. Для формирования предпринимательства нужны определенные экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий — предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объем денежных средств, который они могут истратить на эти покупки, и др.
11. Малый бизнес
в современной России по ряду п
График 1. Количество малых предприятий в России, 1991-2000 (в тысячах)
Источник: данные Госкомстата.
Информация о работе Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России