Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за

Вложенные файлы: 1 файл

макро изменен.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

3. Основные проблемы  и перспективы функционирования предприятий РФ.

Многие характерные особенности  становления малого предпринимательства  в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов табл. 2.

                                                                       Таблица 2

     Основные проблемы частного предпринимательства в России

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения  и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность  партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Недостаток информации, культуры, опыта

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение  к предпринимателям


 

Августовский кризис 1998 г. в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.

Наличие прослойки, пусть  очень маленькой, собственников-предпринимателей

обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда

предпринимателей малых  предприятий были выделены следующие проблемы:

- Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

- Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий,

особенно в производственной сфере;

- Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти

нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а

там где они приняты  реализация их происходит далеко не в  полной мере;

- Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена

информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в

организации практического  хозяйственного взаимодействия предпринимателей

различных регионов между  собой.

На состоявшейся, в  рамках Всероссийского экономического форума, научно-

практической конференции, Президент Российской ассоциации развития  малых

предприятий Александр  Иоффе отметил, что властям нужны  очень простые

инструменты – ум, воля, совесть. “Ни Министерство антимонопольной  политики и развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечные структуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеи совершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только на словах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть только тогда, когда его много, и только в этом случае он становится действенной силой экономики, важным социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет, что поддержка экономической инициативы граждан является важнейшим приоритетом. Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти, и обратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами и административными барьерами”. Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малым бизнесом председатель Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса Александр Попов:

- Жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодное лицензирование,

причем, на второй год  могут и не дать работать. А это  значит, что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянии их выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти препятствия создаются ради поборов. Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социального развития, - считает А.Попов, - вследствие применяемой системы транзитных счетов, не дает возможности малым предприятиям использовать перечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала. О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академии менеджмента и рынка Вениамин Каганов. "Чтобы принимались правильные решения чиновниками всех уровней, - считает  В. Каганов, -  их нужно вовлечь в систему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства". Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности. Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих  проблем к более частным, которые  непосредственно

затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.

Многие малые предприятия  угасают уже в самом начале своей деятельности.

Например, из 600 тысяч  новых предприятий, ежегодно возникающих  в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие  причины:

44% опрошенных главной  причиной называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого  опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах,

снабжении и производстве;

15% - отсутствие опыта  работы в отрасли;

1% - небрежность в ведении  дел;

1% - мошенничество или  бедствие;

6% - иные причины, с  которыми сталкиваются руководители  малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий  имеют

соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой  из всех выше названных является проблема, главным образом, представляющая отношения малого бизнеса и государства.

 

 

 

   Заключение.

 

В данной работе  охарактеризовано малое предпринимательство как вид хозяйственной деятельности во всем мире и в России в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых  фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и

исключительная  гибкость в предоставлении товаров  и услуг и высокая доля

оборотного  капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и отходы в производстве.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой.

Негативное  отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о  взаимоотношениях малого бизнеса и  государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Подводя итог, можно  сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от

его развития, от отношения общества и государства  к этой сфере экономики

зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

                                 

  1. Агеев А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991. 
  2. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. М., 1995.
  3. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. М., 2001.
  4. Бусыгин А.В. Предпринимательство - основной курс: Учеб. для студентов вузов. М., 1994.
  5. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. пособие. М., 1999.
  6. Карлоф Б. Деловая стратегия.  М., 1991. 
  7. Микроэкономика.Теория и российская практика: Учебник/Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. М.,2003.
  8. Курс предпринимательства: Учеб. для вузов. М., 1997.
  9. Самуэльсон П. Экономика.  М., 1993. Т.1. Гл. 3, 5.
  10. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  11. Рыбина Н.М. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России//Менеджмент в России и за рубежом.2001. №1.
  12. Фоминых А. Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход // Вопросы экономики. 2004. № 9.

 

 

Самара 2013


Информация о работе Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России