Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 18:59, курсовая работа
Объект исследования: Российская Федерация».
Цель работы – нормативного регулирования коллекторской деятельности, экономический аспект нормативного регулирования
Полученные результаты:
сформулированные рекомендации и предложения по повышению инновационной привлекательности коллекторской деятельности.
Эффективность рекомендаций – совершенствование законодательства в части надзора за коллекторской деятельностью
Благодаря распространению
информации об оказании коллекторских
услуг, как показывает опыт Центров
ЮСБ и их партнеров по всей России,
за такими услугами обращается большое
количество клиентов, проблемы которых
не вписываются в рамки
Параграф 1.4. Нормативное регулирование коллекторской деятельности.
Принудительное исполнение обязательств включает в себя обращение в судебные органы, получение исполнительного листа, предъявление исполнительного листа ко взысканию через службу судебных приставов. В случае неисполнения решения суда национальное законодательство предусматривает обращение в суд с требованием о признании должника банкротом и (или) обращение в следственные органы с заявлением о привлечении должника (исполнительного органа должника) к уголовной ответственности.
Данные процедуры регулируются Гражданским процессуальным Кодексом9, Арбитражным процессуальным Кодексом10, Уголовно - процессуальным кодексом11, Федеральными законами «Об исполнительном производстве»12 и «О несостоятельности»13.
Согласно указанным
нормативным актам функции по
принудительному исполнению обязательств
находится в ведении
Закон не предоставляет
частным лицам право на сбор информации
о должнике, достаточной для
Глава 2. Цели и задачи нормативного регулирования коллекторской деятельности
Параграф 2.1. Экономический аспект нормативного регулирования
Наиболее важным аспектом
для законотворцев при
С экономической точки зрения закон целесообразен в случае, если результатом его практического внедрения станет повышение рентабельности бизнеса, относящегося к отрасли народного хозяйства, которую регулирует закон.
Иными словами, целевая группа хозяйствующих субъектов, деятельность которых важна для государства и экономики страны, благодаря новому закону получают особые условия, которые позволяют им сделать своё производство более прибыльным.
Вследствие этого, данный вид бизнеса становится более привлекательным для инвесторов, обороты отрасли и её эффективность – растут, вместе с этим растёт и благотворный эффект, который оказывает данная целевая группа предприятий на экономику.
Учитывая, что деятельность по взысканию долгов имеет прямую связь с одной из переменных формулы Фишера, наличие такого благотворного эффекта от развития коллекторской отрасли очевидно: наращивание оборотов коллекторских компаний ведёт к ускорению вовлечения средств в промышленный оборот, снижению ставок по кредитам и, как, следствие, увеличению финансовых ресурсов в реальном секторе экономики (Рисунок 1).14
Параграф 2.2. Социально – политический аспект.
Социально-политический аспект при принятии любого закона выражается в форме создания определённого рода ограничений, направленных на учёт интересов иных субъектов регулируемых отношений, что не позволяет довести экономические преференции предприятий целевой отрасли до абсурда. По этой причине цель, учитывающая общественный резонанс, является политически более привлекательной и поэтому, как правило, отражается в законопроекте. В рамках коллекторских отношений в данном контексте выступает защита населения от недобросовестных методов коллекшена. Налицо установление социальной ответственности коллекторов и ограничений на перечень допустимых инструментов коллекшена.15
Таким образом, несмотря на значимость социально-политической цели и её декларирование в законопроекте, важно понимать, что она выступает вторичной по отношению к экономике и в конечном итоге принятие закона должно привести к качественному развитию коллекторской отрасли.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию гражданского законодательства
Параграф 3.1. Определение объекта, предмета и субъекта коллекторской деятельности
Закон обязательно должен обособить коллекторскую деятельно путём ограничения доступа к совершению операций (радикальная форма), либо в форме выделения особого субъекта, обладающего специфичными правами и обязанностями в рамках деятельности доступной другим участникам экономических отношений. Первый вариант применяется к исключительным видам деятельности, например, операциям с драгоценными металлами или ценными бумагами, и к коллекторской деятельности будет неприменим, поскольку долговые отношения пронизывают практически любую коммерческую деятельность. В связи с этим второй вариант представляется более приемлемым. Кроме того практика законодательного регулирования показывает, что обособление отрасли таким образом возможно в ярко выраженной форме. В качестве примера можно предложить банковскую деятельность.16
По своей сути участвовать в движении ссуженной стоимости на условия срочности, платности и возвратности может любой хозяйствующий субъект. Любое предприятие, любой правоспособный гражданин способны предоставить деньги в заём любому другому субъекту. Даже передавая деньги на депозит или во вклад, вкладчик с точки зрения экономического смысла сделки занимается кредитной деятельностью – фактически он кредитует банк. При этом хозяйствующие субъекты - не кредитные организации не попадают под сферу банковского надзора и с точки зрения свободы действий и связанных с требованиями надзора издержек находятся в более выгодном положении по сравнению с банками. Ввиду этого регулируемый банковский сектор под воздействием естественных экономических законов должен перестать существовать. Пожалуй, единственной экономической причиной, по которой банковская система существует и имеет преимущества по сравнению с небанковским рынком займов и ссуд, является наличие у банков специальных прав, делающих профессиональную кредитную деятельность более выгодной по сравнению с её суррогатными формами.
Поэтому единственным экономически
целесообразным направлением для развития
специализированного
Ввиду того, что деятельность по взысканию является общедоступной и распространённой, объектом регулирования не может быть сама деятельность по взысканию. Равно как отсутствует потребность в создании специального закона «о кредите», нет необходимости в трактовке коллекторского закона, как «о взыскании задолженности», поскольку данный закон либо будет дублировать, либо вступит в противоречие с уже существующими нормами Гражданского кодекса. В связи с этим, объектом регулирования в рамках закона должны выступить коллекторские агентства и профессиональная коллекторская деятельность, как особая форма деятельности по взысканию.
В рамках обособления отрасли должно быть введено ограничение допуска новых субъектов на рынок путём формирования специального коллекторского надзора и механизма создания предприятия со статусом коллекторского агентства (регистрация, лицензирование, членство в организациях и др.). При необходимости в рамках надзора могут быть созданы специальные требования к внутреннему учёту и контролю коллекторских агентств.17
Особый статус коллекторского
агентства также накладывает
свою специфику на его взаимодействие
с остальными участниками долговых
отношений – кредитором и должником,
а также с другими
Создание закона, так или иначе, вызовет определённые противоречия с действующим законодательством и потребует внесения правок в ряд других нормативно-правовых актов.
В выборе специального субъекта, деятельность которого будет регулироваться законом, нельзя не согласиться с авторами действующих законопроектов. Таковым является коллекторское агентство – в рамках долговых отношений оно выступает наиболее активным участником. В силу высокой социальной значимости отрасли и интеграционных процессов в банковской системе России, на рынок коллекторских услуг должны допускаться только юридические лица, ежегодно проходящие внешний аудит, имеющие в составе органов управления лиц, отвечающие специальным требования к квалификации и деловой репутации.
Данные требования одновременно влекут два положительных эффекта для рынка: во-первых, ограничивается активность стихийной предпринимательской деятельности, которая создаёт серьёзный уровень «белого шума» для всех участников рынка из-за неквалифицированного подхода к деятельности; во-вторых, максимально снижаются риски использования незаконных мер взыскания, дискредитирующих отрасль в глазах потребителя и общества.
Коллекторское агентство в предлагаемой конструкции закона занимается деятельностью по инкассации задолженности на профессиональной основе. Здесь следует выделить два ключевых момента. Объектом взыскания должна выступать любая задолженность, без ограничений, т.е. не только «просроченная», «кредитная», «денежная», «задолженность перед кредитными организациями» и др.18 В противном случае рынок коллекторских услуг серьёзно ограничивается и теряет возможность освоения любых новых сегментов, которые обязательно появляются в процессе непрерывного развития экономики. Например, в США есть сегмент рынка долгов перед библиотеками. Существуют крупные социально-значимые розничные секторы долгов по алиментам, заработной плате, частным инвестициям и др. Из наиболее ярких последних тенденций развития коллекторского рынка можно выделить сильный уклон в сторону продажи проблемных портфелей (Рисунок 2), что в первых версиях закона практически не учитывалось.
Вторым моментом, определяющим специфику субъекта является профессиональная основа деятельности. Если говорить о реальной цели коллекторской деятельности, то она несколько отличается от термина «взыскание» - она поглощает это понятие, но не исчерпывается им.
С экономической точки зрения кредитору не выгодно в чистом виде взыскать долг, т.е. получить обратно вложенные средства. Это так, поскольку в данном случае кредитор будет вынужден искать новые объекты вложений, а значит понесёт потери в форме затрат на поиски нового объекта инвестиций и в форме упущенной выгоды за то время, пока его средства не размещены.
Поэтому коллекторская деятельность в большей степени является деятельностью по стимулированию и способствованию перехода должника в режим полноценного самостоятельного погашения задолженности. Фактически, получается, что коллектор преобразует проблемную задолженность в непроблемную, и полное взыскание долга при этом выступает лишь частным случаем санирования долга. Именно поэтому «взыскание» в рамках данного закона подразумевает два варианта развития отношений с должником – стимулирование и всестороннее обеспечение добровольного погашения, и принудительное взыскание.
Сходное определение можно найти в последних версиях законопроекта. Определение основной деятельности коллекторского агентства также может выступать в виде обязательного атрибута специального субъекта, ограничивающего приток некачественных услуг на рынок. Для этого в законе следует закрепить минимальный перечень обязательных услуг, которые должно предлагать своим партнёрам коллекторское агентство:
1) Взыскание задолженности
2) Представление интересов
3) Приобретение задолженности (в любой форме).19
Далее, профессиональный подход к деятельности по взысканию, который делает её коллекторской (по аналогии с тем как появляется деятельность по привлечению средств во вклады и кредитованию) должен сопровождаться появлением специальных исключительных прав, которые в совокупности с объективно существующими преимуществами коллекторского подхода к взысканию обеспечат выгодность коллекторских услуг потребителю по сравнению с самостоятельным взысканием. Главными объективными преимуществами коллекторского подхода являются:
1. Профильный и профессиональный
подход к взысканию. Для любой
другой организации взыскание
задолженности становится
2. Возможность консолидировать
долги должника перед разными
кредиторами. Размер и