Принудительное исполнение обязательств (коллекторская деятельность) как самостоятельный вид экономической деятельности и объект норма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: Российская Федерация».
Цель работы – нормативного регулирования коллекторской деятельности, экономический аспект нормативного регулирования
Полученные результаты:
сформулированные рекомендации и предложения по повышению инновационной привлекательности коллекторской деятельности.
Эффективность рекомендаций – совершенствование законодательства в части надзора за коллекторской деятельностью

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

3. Преимущество использования  отделений региональной сети  в регионах, недоступных для кредитора.  Коллекторские агентства обладающие  сетью отделений федерального  масштаба, как например, ОАО «Первое коллекторское бюро» или ООО «Столичное коллекторское агентство», инкассируют задолженность в любом регионе своего присутствия, независимо от местонахождения кредитора и его отделений, что также позволяет проводить взыскание с меньшими издержками.20

Тем не менее, применительно  к российскому рынку, действие данных преимуществ недостаточно. Во-первых, уровень развития рынка кредитования населения в России далёк от европейского, в связи с чем, объём кредитной  нагрузки на население и количество должников находящихся вне территории присутствия кредиторов не позволяют реализовать последние два преимущества в полной мере. В совокупности с этим практика показывает, что кредитор зачастую предвзято сравнивает экономическую эффективность взыскания портфеля собственными службами и взыскание силами коллекторского агентства. Подобная неточность является априорной, поскольку кредитор поручает проводить сравнительный анализ эффективности либо подразделению непрофильному и неспособному правильно оценить специфику и бюджет взыскания, либо напротив собственной службе взыскания (или связанному с ним подразделению), которая заинтересована в субъективных результатах такого анализа. Наиболее распространёнными ошибками кредиторов при этом выступают:

- сравнение взыскания по несопоставимым портфелям (при одинаковых значениях классификационных признаков по портфелю – кредитор взыскивает «лёгкий» портфель, оставляя коллектору «тяжёлый»);

- отсутствие учета  полного спектра издержек на  взыскание (коллектор рассчитывает  полноценный тариф, включающий все затраты, кредитор – только затраты на заработную плату фронтального и административного аппарата, и зачастую не включает остальные издержки).21

 

Параграф 3.2. Повышение инвестиционной привлекательности коллекторской деятельности.

1. Предоставление полномочий связанных с взысканием задолженности, аналогичных Службам судебных приставов. Последние поправки в законодательстве, регулирующем исполнительное производство, позволили без возбуждения исполнительного производства направлять исполнительный документ в кредитную организацию на удержание средств со счетов должника. Поэтому расширение прав для организаций прошедших соответствующий отбор и находящихся под компетентным надзором можно считать вполне допустимым.22

2. Предоставление права в безакцептном порядке и без предъявления исполнительного документа предъявлять требования к денежным средствам на счетах должников. Как минимум данное условие должно распространяться на случаи, когда банки продают долги по кредитам, которые ранее погашались должниками через счета открытые в этом банке. Значительная масса должников направляет средства по инерции на свои прежние счета открытые в банке, а не коллектору. Тот факт, что средства поступают на счёт должника, а не непосредственно на счёт банка в погашение долга является для банка формальным обоснованием не перечислять платежи коллектору и требовать для проведения данной операции заявления должника на перевод. Коллектору в этом случае для получения такого заявления фактически необходимо повторно провести весь комплекс мероприятий в отношении должника, как если бы он осуществлял работу по взысканию с нуля.23

3. Предоставление права  получать из официальных источников (МВД, ФСБ, ФМС и др.) контактные  данные должника и информацию  о его имуществе. Проблема отсутствия контактных данных является весьма актуальной, особенно для портфелей с большим сроком с момента выдачи кредита (до 18-20 % от общей массы стабильных неплательщиков), поскольку контактная информация по должникам обновляется не всеми банками.24

4. Предоставление права одновременно выступать платёжным агентом сопровождаемых кредиторов и при этом удерживать своё вознаграждение из суммы поступающих платежей в пользу кредитора от сопровождаемых должников (в т.ч. когда перечисление осуществляется на счёт должника в банке, предназначенный для погашения долга). Это позволяет коллекторскому агентству сократить затраты на организацию и контроль совершения должником платежа, а также частично снижает риск по неоплате агентского вознаграждения партнёром.

5. Предоставление права осуществлять реализацию залогового имущества в досудебном порядке по упрощённой схеме. На текущий момент организация внесудебной реализации залога, предусмотренная Гражданским Кодексом, в большей степени применима для корпоративного кредитования с крупными и дорогостоящими объектами залога (организация торгов и т.д.).

6. Предоставление права  кредиторам, а также самим коллекторам  (при приобретении портфеля на  баланс) включать издержки на  взыскание в перечень требований  к должнику. При этом необходимо, чтобы данное право существовало в силу закона и не влекло обязательного условия его включения в первоначальный договор между должником и кредитором, поскольку основная масса проблемных долгов на текущий момент и на ближайшие 3-5 лет будет сформирована договорами, которые были заключены до принятия закона.

7. Предоставление права  давать банкам заключение о  невозможности взыскания остатка  суммы задолженности по отдельным  долгам и однородным портфелям  ссуд, достаточное для организации  списания задолженности.

На текущий момент для банков процедура списания задолженности  крайне усложнена и фактически не пригодна для розничных портфелей. В связи с этим отдельные банки  вынуждены идти на лишние издержки по заведомо нецелесообразному судебному  взысканию, для того, чтобы получить в качестве подтверждения безнадёжности долга акт о невозможности взыскания, что делает коллекторские услуги значительно дороже.

8. Предоставление права  требования с кредитора оплаты  вознаграждения по долгам, по  которым взыскание невозможно в силу ошибок кредитора. К таким ошибкам можно отнести – выдачу кредита недееспособному лицу, отсутствие документов устанавливающих обязательство, передача на сопровождение долга, который на самом деле уже погашен должником и др. По всем подобным случаям коллектор не может предъявлять к должнику законные требования о погашении задолженности, однако для установления этого факта коллекторское агентство фактически будет вынуждено совершить полный комплекс мероприятий по установлению контакта с должником и проведению с ним переговоров. Иными словами, коллектор понесёт полный объём издержек, что и по долгам, по которым взыскание возможно.25

Параграф 3.3. Повышение конкурентоспособности национальной коллекторской деятельности.

1. В пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ внести дополнение, позволяющее не облагать НДС операции по услугам агентского сопровождения кредитных портфелей. Данная поправка вполне логична в силу двух причин. Во-первых, на текущий момент уже внесены поправки, которые исключили оплату НДС по операциям по уступке прав (требований) кредиторов, вытекающих из договоров займа в денежной форме и кредитных договоров, а также операций по переуступке таких прав. Поэтому вполне правильным будет распространение этой практики и на агентские услуги коллекторских агентств, поскольку содержание операций по взысканию долга от формы сопровождения портфеля не меняется. Во-вторых, сегодня коллекторские агентства, работающие по стандартной схеме налогообложения не имеют возможности возмещать НДС, поскольку их деятельность относится к сфере услуг, а значит отрасль не потребляет иного сырья, кроме трудового ресурса. В связи с этим 18% эффекта преимуществ коллекторского подхода поглощается налоговой нагрузкой.26

2. Льготный режим отнесения  на расходы затрат по приобретению портфеля при налогообложении прибыли – предоставление права формировать резервы по сомнительным долгам в размере до 100%. В силу п. 3 ст. 279 НК РФ операция по взысканию задолженности на условиях уступки права требования рассматривается как реализация финансовых услуг. При этом если должник погашает требование новому кредитору частями в течение нескольких налоговых периодов, происходит распределение суммы дохода, полученного в результате частичного исполнения, пропорционально сумме расходов в размере стоимости приобретаемого права требования. Иными словами, купив портфель за 5%, коллекторское агентство сможет признать расходами (и соответственно возместить затраты на покупку портфеля) 5% от поступающей суммы платежей, вся остальная часть сборов будет в текущем режиме относиться к налогооблагаемой прибыли. По сути, это означает, что для полного возмещения расходов по покупке портфеля коллекторское агентство должно взыскать 100% приобретённого портфеля, что является заведомо недостижимым показателем.27

В связи с этим, при приобретении портфеля проблемной задолженности коллекторское агентство имеет потребность в создании резерва по сомнительным долгам, коими являются все ссуды продаваемые коллекторам. Это необходимо для того, чтобы новый кредитор мог возмещать свои расходы не по окончанию работы с долгом при признании его безнадёжным, а в процессе взыскания по мере того, как поступает прогнозируемая сумма платежей. В соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительной признаётся не погашенная в установленные сроки задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией. При в соответствии с п. 4. ст. 266 НК РФ этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10%. Как говорилось ранее, портфели в работе коллекторов – зона крайне проблемной задолженности, как правило, в банках по данной задолженности формируется резерв в размере 100%. На лицо серьёзное несоответствие требований законодательства разного направления в отношении одного и того же объекта экономических отношений. В связи с этим необходимо дополнение перечня долгов, которых можно признавать сомнительными, задолженностью, сформированной в результате приобретения права требования долга, а также необходимо специально для этого специфичного типа задолженности допускать создание резерва в размере до 100%.28

3. Льготное налогообложение  прибыли при начислении процентов  по проблемным кредитам – исчисление  налога по фактически уплаченным  процентам, а не по факту их начисления. Для этого необходимо внести дополнение в п. 6 ст. 250 НК РФ, в соответствии с которым внереализационными доходами будут признаваться доходы соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ в виде процентов, начисляемых и взыскиваемых по приобретённым правам требования, в т.ч. в виде санкции за нарушение договорных обязательств. В этом случае исчисление налога будет производиться только от уплаченных процентов и уровень текущей налоговой нагрузки на коллекторское агентство будет справедливо соответствовать реально получаемому им процентному доходу.29

4. Изменение очерёдности  исполнения обязательств при  банкротстве в пользу коллекторских  агентств. Как правило, обращение  в коллекторские агентства по  крупным долгам корпоративных  клиентов производится на поздних стадиях, когда к счёту предприятия выставлена крупная картотека, а очередь кредиторов достаточно велика. Предоставление преимуществ коллекторским агентствам при погашении задолженности предприятий, находящихся в стадии банкротства, значительно расширит возможности коллекторов в процессе взыскания и позволит существенно снизить риски безрезультатного проведения мероприятий по взысканию задолженности.30

Параграф 3.4. Урегулирование отношений между субъектами коллекторского рынка.

Ещё одним важным моментом, который должен найти отражение в законе о коллекторах и коллекторской деятельности, является система взаимоотношений между коллекторами и иными субъектами экономических отношений в рамках взыскания задолженности. Непосредственными участниками отношений выступают кредитор, должник и связанные с ним лица, а также аутсорсеры коллектора (предприятия, выполняющие часть функций по взысканию).31 В действующих законопроектах взаимоотношения между должником и коллектором прописываются наиболее подробно, тем не менее, на наш взгляд, требует дополнительного освещения вопросы ответственности должников за намеренное противодействие законным действиям коллекторов, а также расширение прав коллекторских агентств в части ведения переговоров со связанными лицами должника (совершеннолетние члены семьи, коллеги по работе и др.), располагающими информацией о должнике, которая может способствовать погашению задолженности.

Помимо стандартных  аспектов взаимодействия коллектора с  кредитором, которые затрагиваются  во всех законопроектах, следует отметить, что дополнительно укрепить позицию коллеткорских агентств может установление следующей ответственности для кредиторов за:

- передачу долгов одного  и того же должника разным  коллекторским агентствам;

- передачу коллекторам  недостоверной информации о сумме задолженности, характере требований к должнику, а также недостоверной идентификационной информации о должнике (перечень данных может быть установлен в законе отдельно);

- передачу коллекторам  не полной информации о сумме  платежей по сопровождаемой ими задолженности.32

В рамках взаимоотношений  коллекторов с аутсорсерами следует  закрепить перечень операций, недопустимых к передаче внешнему исполнителю-не коллекторской организации. К таким  операциям должен относиться весь переговорный процесс с должниками по взысканию задолженности, а также любые операции, совершаемые коллектором в рамках указанных ранее исключительных прав.

Косвенными участниками  процесса взыскания выступают предприятия  коллекторской инфраструктуры и  государственные органы, вовлечённые в процесс взыскания (суды, подразделения судебных приставов и др.). Специального регулирования в данном направлении требуют отношения коллекторов с бюро кредитных историй, процесс исполнительного производства, закрепление специальных упрощённых процедур направления коллекторами запросов в официальные органы власти об уточнении информации о контактных данных и имуществе должников.

Параграф 3.5. Совершенствование законодательства в части надзора за коллекторской деятельностью.

Выделение коллекторской деятельности в отдельную отрасль и предоставление специальных преимуществ предприятиям этой отрасли в совокупности с высоким уровнем её социальной значимости закономерно требует создания специализированного надзора. Учитывая, что данный вопрос в большей степени относится к сфере государственного неэкономического регулирования остановимся лишь на наиболее существенных его аспектах.

Задачами коллекторского надзора выступают создание и  проверка соблюдения стандартов коллекторской  деятельности (устанавливаемых законом и иными актами), проверка качества систем внутреннего контроля и диагностика финансового состояния коллекторского агентства. К компетенции надзорного органа могут быть отнесены:

- допуск организации  на рынок коллекторских услуг  (присвоение статуса коллекторского агентства);

- установление требований  к формированию и предоставлению  консолидированной отчётности;

- установление требований  к периодичности и характеру  обязательного аудита коллекторских  агентств;

- проведение инспекционных проверок.33

На сегодня среди  прочих выделяются два наиболее популярных варианта надзорного органа – Банк России либо саморегулируемые организации  коллекторов. Выдвижение Банка России на данную рольк мотивируется большой  взаимной значимостью коллекторского и банковского бизнеса. Кроме того, надзор со стороны ЦБ РФ носит более надёжный и официальный характер, что является особенно важным, в случае если коллекторским агентствам будет предоставляться максимальный объём полномочий по взысканию на условиях лицензирования их деятельности. Тем не менее, данные официальной статистики показывают, что, несмотря на высокий спрос со стороны банков, значительный объём потребности в коллекторских услугах присутствует в зоне некредитных долгов. В связи с этим, регулирование со стороны ЦБ РФ может привести к однобокому «банковскому» варианту развития коллекторской отрасли и негативно повлияет на остальные сегменты рынка коллкеторских услуг.

Информация о работе Принудительное исполнение обязательств (коллекторская деятельность) как самостоятельный вид экономической деятельности и объект норма