Причины циклического развития экономики и стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическая нестабильность является одной из основных недостатков рыночной экономики.
Для любой экономической системы идеальным случаем было бы равномерное, поступательное, бескризисное развитие экономики при устойчивых темпах роста ВВП, минимальной безработице и неизменном уровне цен, стабильных значений основных макроэкономических показателей.
Однако реальная экономика развивается циклически. Циклическое развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность циклического развития ……………………………………………4
1.1 Сущность, причины и виды экономических циклов…………………….....4
1.2 Фазы экономического цикла………………………………………………..10
1.3Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика……………………………………………………………………………14
2. Особенности цикличности российской экономики и стабилизационные программы в России……………………………………………………………….20
2.1 Анализ циклического развития в России……………………………………20
2.2 Причины циклического развития экономики………………………………26
2.3 Особенности стабилизационной политики в современных условиях…….29
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………….…35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

        Цикл 7-12 лет был назван именем К. Жуглара (1819-1905) за его большой вклад в изучение природы промышленных колебаний во Франции, Великобритании и США на основе фундаментального анализа колебаний ставок процента и цен. Как оказалось, эти колебания совпали с циклами инвестиций, которые, в свою очередь инициировали изменение ВНП, инфляции и занятости. К примеру, Шумпетер (1883-1950) в 1939 г. выделил 11 циклов Жуглара за период с 1787 по 1932 г.г.. 

         Циклы Кузнеца (16-25 лет). В 1930-е г.г. в США появились исследования так называемого “строительного” цикла. Дж. Риггольмен, В. Ньюмен и некоторые другие аналитики построили первые статистические индексы совокупного годового объема жилищного строительства и обнаружили в них следующие друг за другом длительные интервалы быстрого роста и глубоких спадов или застоя. Тогда и появился термин “строительный цикл”, определяющий эти двадцатилетние колебания. В 1946 г. С. Кузнец (1901-1985) в работе “Национальный доход” пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения, а также в здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные двадцатилетние колебания. При этом он отметил, что в строительстве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой.

    После выхода в свет работы Кузнеца термин “строительный цикл” практически перестал употребляться, уступив место термину “длинные колебания” (long swings) в отличие от “длинных волн” Кондратьева (long waves). В 1955 г. В качестве признания заслуг американского исследователя было решено “строительный цикл” именовать “циклом Кузнеца”.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________

[3]. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС., 1996.

1.2.Фазы экономических циклов

       Существует множество классификаций, согласно которым определяется число фаз и их названия. Некоторые современные исследователи выделяют только две фазы: спад и подъем, но общепринятой считается классификация на четыре фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем.

        Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. Во время кризиса увеличиваются запасы нераспроданной продукции, сокращаются заказы на новое производство и строительство. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий и  фирм, ростом процента и безработицы. Все предприниматели испытывают острую потребность в деньгах, чтобы расплатиться с долгами предприятия. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в экономической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад рыночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис. Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую или, если можно сказать, “очистительную” функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующий.

      Главной фазой цикла является кризис. Он открывает промышленный цикл и завершает его. Кризис – это насильственный взрыв, неожиданный спад в обращении, нарушение равновесия во всей экономике. Кризис дает толчок развитию экономики, но само это развитие идет таким образом, что в конечном счете подготавливает новый кризис.

         Характер и содержание типичных черт кризиса претерпевают определенные изменения по мере развития рыночной экономики. Во времена К. Маркса и вплоть до середины XX в. основными (классическими) признаками наступления кризиса были: 1) падение цен, переполнение рынка товарами, т.е. перепроизводство товаров. Например, при экономическом кризисе 1847 г. цены упали на 17%, в период кризиса 1929–1933 гг.  на 54–77%; 2) резкое сокращение объемов производства (обычно на 10–15%), а в 1929 г. – на 46%). Сокращение производства – характернейшая черта кризиса; 3) нарушение кругооборота капитала, сокращение капитальных вложений, кризис неплатежей, дефицит наличных денег, падение курса ценных бумаг, резкий рост ссудного процента; 4) гибель множества мелких и средних предприятий, рост безработицы, снижение заработной платы, сокращение платежеспособности населения.

        Существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. Поскольку даже в периоды кризисов каждому человеку необходимо есть, пить и одеваться, то в отраслях, поставляющих предметы повседневного потребления, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации и прогнозах спада потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т.п., бывает, как правило, большим, чем в легкой и пищевой промышленности.

Имеются различия в реакции на кризис монополий и монополизированных секторов экономики. Если в отраслях с высоким уровнем концентрации производства в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками (или почти без таковых) могут пережить кризис.

      Депрессия следует за кризисом. Эта фаза классического цикла, как правило, более продолжительна во времени, чем сама фаза кризиса. Для депрессии характерно замораживание экономики в том состоянии, в котором она оказалась в фазе кризиса. Это застойное состояние экономики: падение производства прекращается, но его роста нет. На фоне общего застоя существенно изменяется лишь величина ссудного процента. Она падает за счет того, что у «выживших» предпринимателей появляются свободные денежные средства вследствие низких издержек производства, величину которых теперь определяет заработная плата, «застывшая» на самом низком уровне.

Диалектика экономического развития такова, что факторы кризиса становятся в фазе депрессии факторами перехода экономики в третью фазу цикла – оживление.Еще в фазе депрессии, когда стабилизируются товарные запасы и цены, предприниматели начинают приспосабливаться к низким ценам посредством поиска путей для снижения материально-производственных затрат. Кризис показывает техническую и технологическую несостоятельность основного капитала для решения указанной задачи. Начинается замена и обновление основного капитала, что свидетельствует о начале фазы оживления. Этому процессу способствует и рост потребления, стимулируемый низкими ценами.

       Фаза оживления характерна прежде всего расширением производства средств производства. Иначе говоря, начинает действовать принцип мультипликатора, который вызывает увеличение занятости, рост заработной платы, доходов и потребления населения. Эти изменения означают вступление в действие принципа акселератора. Взаимодействие мультипликатора и акселератора приводит к новому разбегу экономики и начинается ее подъем. На стадии оживления экономика достигает предкризисного уровня.

Критерием перехода от оживления к подъему служит достижение предкризисного уровня производства. Именно за ним начинается фаза экономического подъема.

        Подъем – расцвет всех форм капитала, рост объемов кредитов, ссудного процента, фондового рынка, капитальных вложений, инвестиционного и потребительского спроса. Рост производства ведет к повышению спроса на товары, что в свою очередь вызывает рост цен. В фазе подъема производство превышает предкризисный максимум. Рост производства приводит к тому, что оно снова подготавливает базу для кризиса, т.е. перерастает в перепроизводство. Однако сначала данный факт еще не проявляет себя. Торговля продолжает какое-то время покупать огромные массы товаров, которые уже не реализуются, т.е. возникает, так называемый, фиктивный спрос.

высшая точка этого подъема характеризуется как бум. (СМ,ПРИЛОЖЕНИЯ А). В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает. Уровень ВНП начинает превосходить высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растут занятость, товарный спрос, уровень цен и норма ссудного процента. Объем производства вновь выходит за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами. Начинается новый промышленный цикл.[4]

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль государства в  регулировании экономических циклов: стабилизационная политика

      Стабилизационная политика государства — совокупность способов, мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики, обеспечение полной занятости. Государственное вмешательство подразумевает регулирование нескольких отраслей экономики. В условиях кризиса государство должно способствовать проведению стимулирующей денежно-кредитной политики, а в условиях подъема — сдерживающей во избежание возникновения инфляционной спирали. Иными словами, государство сглаживает острые углы экономики, приближая ее к идеальному виду.

      Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса. 
Бюджетное нововведение воплотилось в реальность и просуществовало до 2000 года. К этому времени механизм расходования средств налогоплательщиков в виде госинвестиций в производственные проекты был остановлен.   Бюджетное нововведение воплотилось в реальность и просуществовало до 2000 года. К этому времени механизм расходования средств налогоплательщиков в виде госинвестиций в производственные проекты был остановлен. 
         Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства стабфонда, в отличие от средств «бюджета развития», предназначались к «проедению» в голодный день: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как всероссийская «заначка» с некоторыми дополнительными функциями. Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд. 
     Копилка из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной конъюнктуры. Идея заботы о будущих поколениях превратилась в финансовый резерв - заначку на выплаты кредиторам в 2003 году. После этого финансовый резерв должен был прекратить свое существование. Но правительство решило сохранить резерв, переделав его с 2004 года в стабилизационный фонд.

Стабилизационный фонд - государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. 

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

·        является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице); 
·        обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам; 
·        может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов. 
«С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год – 6,1% ВВП, на 2009 год – 5,5%, на 2010 год – 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7% ВВП.8 В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах: 
    93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;

     430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) – на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

    123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) – на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998–1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации; 
     30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.»[5]

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. 
   «Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефтьсорта Юралс, превышающей базовую цену. Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на популистские цели.»[6]

Информация о работе Причины циклического развития экономики и стабилизационная политика государства