Причины циклического развития экономики и стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическая нестабильность является одной из основных недостатков рыночной экономики.
Для любой экономической системы идеальным случаем было бы равномерное, поступательное, бескризисное развитие экономики при устойчивых темпах роста ВВП, минимальной безработице и неизменном уровне цен, стабильных значений основных макроэкономических показателей.
Однако реальная экономика развивается циклически. Циклическое развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность циклического развития ……………………………………………4
1.1 Сущность, причины и виды экономических циклов…………………….....4
1.2 Фазы экономического цикла………………………………………………..10
1.3Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика……………………………………………………………………………14
2. Особенности цикличности российской экономики и стабилизационные программы в России……………………………………………………………….20
2.1 Анализ циклического развития в России……………………………………20
2.2 Причины циклического развития экономики………………………………26
2.3 Особенности стабилизационной политики в современных условиях…….29
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………….34
Приложения…………………………………………………………………….…35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

_______________

[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1

Возникает вопрос - какие источники доходов закрепить за стабилизационным фондом? Это могут быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть, или на нефть и газ. Другого варианта придерживаются специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП). Они считают, что источником формирования фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие. Логика следующая: одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть ощущает на себе большинство отраслей, и поэтому «скидываться» в фонд должны не только экспортеры. При этом перечислять в фонд надо не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно уничтожить, эти расходы увеличив. 
      Стабилизационный фонд помимо прочих полезных функций должен способствовать сокращению непроцентных расходов бюджета. Снижение госрасходов - самый верный путь к высоким темпам экономического роста.     Однако, в условиях, когда государство не исполняет текущие социальные обязательства, а средний размер пенсии ниже прожиточного минимума, откладывать деньги на абстрактное «далеко» просто неприлично. 
Самый сложный вопрос - кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. В России аппаратная борьба, например, за право управлять Единым тарифным органом закончилась тем, что орган так и не был создан. Не менее тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом. Российский эксперимент с инвестированием пенсионных денег еще не закончен. Пока их разрешили вкладывать в гособлигации. 
       Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть медь, фосфаты) и предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры. 

Для реальной оценки состояния экономики и изучения делового цикла используется ряд статистических данных рыночной конъюнктуры, а именно:

1) проциклические переменные, которые резко реагируют на изменение экономической обстановки в стране: при депрессии падают, во время оживления растут. К таким показателям относится уровень денежной массы, прибыль бизнеса, процентная ставка в краткосрочном периоде, объем произведенных товаров и услуг;

2) контрциклические переменные, которые противоположны проциклическим, изменяются в обратной пропорциональности по отношению к ним. Здесь важны уровень безработицы и число банкротств, причем как в финансовом секторе экономики, так и в реальном;

3) ациклические переменные, которые безразличны к цикличности  экономики и практически не  меняют своих значений, например  некоторые виды государственных  расходов, в отдельных странах (США, Японии) — величины экспорта и  импорта. На самом деле экспорт  и импорт непосредственно зависят  от степени развитости экономики, ее способности преодолеть очередной  спад. Кроме того, правительство  учитывает те макроэкономические  показатели, которые своей динамикой  способны предсказать смену цикла.

1. Опережающие показатели. Они, как правило, резко изменяются за некоторое время до наступления кризиса. Намного раньше спада начинается массовое снижение цен на акции и другие ценные бумаги на валютном рынке и бирже. Подобного рода данные позволяют заблаговременно подготовиться к ожидаемому кризису, разработать стратегию его преодоления и удержать экономику на плаву.

2. Запаздывающие показатели. Например, уровень безработицы достигает абсолютного максимума только после того, как экономика придет в упадок. В этом случае полностью исключена возможность предотвратить циклические сбои, что впоследствии негативно отразится на общей экономической ситуации в стране.

       Таким образом, успешность стабилизационных мероприятий целиком и полностью зависит от степени достоверности статистических данных, профессиональных и своевременных действий правительства. Помимо этого, крайне важной является способность грамотно проанализировать имеющиеся показатели и сделать правильные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности цикличности  российской экономики и стабилизационные  программы в России

2.1 Анализ циклического  развития в России

       Октябрь 2012 года сохранил тенденцию близкого к нулю ежемесячного экономического роста, характерную для большей части 2012 года. В октябре по сравнению с сентябрем, по оценке Минэкономразвития России, динамика ВВП вновь замедлилась - до 0,1% (с исключением сезонности) после временного ускорения до 0,4% в сентябре.

       Валовый внутренний продукт:

Основное влияние на замедление динамики ВВП в октябре оказало снижение промышленного производства, транспорта, объемов экспортных пошлин, а также торможение роста розничной торговли. Положительный вклад в экономический рост внесли строительство и сельское хозяйство. Со стороны спроса значительно выросла инвестиционная активность.

Динамика к соответствующему периоду прошлого года продолжает замедляться. Годовые темпы роста ВВП снижаются пятый месяц подряд и составили, по оценке Минэкономразвития России, 2,3% в октябре.

Неустойчивый рост демонстрирует промышленное производство, усиливается негативный вклад сельского хозяйства по мере прохождения периода уборки урожая, сохраняется неблагоприятный эффект базы, связанный с ускорением роста во втором полугодии 2011 года. За период с начала года прирост ВВП составил 3,7%, против 3,9% за первые 9 месяцев года.

       Промышленное производство:

На основании отчетности крупных и средних предприятий за январь-сентябрь 2012 г. Росстатом уточнена в сторону увеличения динамика инвестиций в основной капитал за апрель-сентябрь.

       Инвестиции в основной капитал:

Рост инвестиций во II квартале пересмотрен с 8,5% до 10,3%, а в III квартале с 1,4% до 7,3 процента. В наибольшей степени коррекция месячного роста пришлась на май-июнь, при этом динамика в сентябре была снижена по сравнению с предыдущей оценкой. В октябре инвестиции в основной капитал существенно выросли после сентябрьского спада. С исключением сезонного фактора инвестиционная активность в октябре увеличилась на 2,5% против снижения на 1,7% в сентябре.

      Строительство: 

Промышленное производство в целом, после восстановления роста в сентябре с исключением сезонной и календарной составляющих, в октябре вновь снизилось (на 0,7 процента). В обрабатывающих производствах спад составил 0,8% после небольшого роста в сентябре, в добыче полезных ископаемых - 0,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды четвертый месяц подряд отмечается падение (в октябре - на 0,6 процента). В обрабатывающих отраслях в октябре рост производства наблюдался только в химическом производстве и производстве машин и оборудования. Наибольшее падение выпуска продемонстрировали производство металлов, текстильное и швейное производство и производство транспортных средств. Четвертый месяц подряд снижается выпуск производство кокса и нефтепродуктов.

      Оборот розничной торговли:

После двухмесячного роста с исключением сезонного фактора в октябре приостановился рост оборота розничной торговли.

       Реальная заработная плата:

Росстат пересмотрел динамику реальной заработной платы в сентябре, понизив прирост к соответствующему периоду прошлого года до 4,7% против 6,6% по предыдущей оценке. Минэкономразвития России скорректировало прирост реальной заработной платы с исключением сезонности за сентябрь с 1,1% до 0,1 процента. На этом фоне в октябре прирост зарплат ускорился до 0,6 процента. При этом по-прежнему динамика реальных зарплат не соответствует динамике реальных располагаемых доходов.

       Реальные располагаемые доходы:

В октябре спад реальных располагаемых доходов усилился до 1,3% после снижения на 0,7% в сентябре с исключением сезонного фактора.

На рынке труда уровень безработицы в октябре повысился до 5,3% экономически активного населения. Этот рост полностью объясняется сезонным фактором. С исключением сезонности безработица четвертый месяц подряд остается на уровне 5,6 процента.

        Внешняя торговля РФ в январе - октябре 2010-2012 гг.:

Экспорт товаров в октябре 2012 г., по оценке, составил 44,1 млрд. долларов США (95,8% к октябрю 2011 г. и 100,1% к сентябрю 2012 года).

Импорт товаров в октябре текущего года, по оценке, составил 31,0 млрд. долл. США. Прирост по отношению соответствующему периоду прошлого года возобновился после падения в августе-сентябре и составил 5,5% к октябрю 2011 года. Рост был отмечен по большинству товарных групп. При этом этот рост во многом объясняется благоприятным календарным фактором, учитывая его большое значение для динамики импорта. В октябре 2012 г. было на 2 рабочих дня больше, чем в октябре 2011 года.

Положительное сальдо торгового баланса в октябре 2012 г. составило 13,1 млрд. долл. США, относительно октября прошлого года снизилось на 21,4 процента.

        Инфляция и БИПЦ (прирост цен в%, к соответствующему месяцу предыдущего года):

В октябре 2012 г. потребительская инфляция несколько замедлилась и составила 0,5% после 0,6% в сентябре вследствие окончания регистрации сентябрьского этапа повышения цен и тарифов на услуги организаций ЖКХ, а также невысокого роста цен на непродовольственные товары в связи с насыщением рынка. С января инфляция выросла на 5,6% (5,2% - за январь-октябрь 2011 года). За годовой период в октябре показатель инфляции снизился до 6,5% (6,6% - в сентябре).

          Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2015 годы

       Основные варианты прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий: восстановление мировой экономики темпами 3,3-4,0% в год и стабилизация цены на нефть Urals в диапазоне 97-104 доллара США за баррель.(СМ. ПРИЛОЖЕНИЯ Б)

             

        Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и сдержанное восстановление инвестиционной активности при сокращении реальных государственных расходов на развитие. Сценарий предполагает стагнацию государственного инвестиционного спроса и реальной заработной платы бюджетников и денежного довольствия военнослужащих. Годовые темпы роста экономики в 2013-2015 гг. оцениваются на уровне 2,7-3,3%, что в среднем на 1,2 п.п. ниже, чем в основном сценарии.

         Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и ускоренном повышении заработной платы в бюджетном секторе в 2014-2015 годах. Рост ВВП в 2013-2015 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,5 процента.

         Вариант 3 (сценарий форсированного роста) характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен. Сценарий требует существенного наращивания инвестиций и увеличение их объема не менее чем до 25% ВВП к 2015 году. Это предполагает качественный прорыв в улучшении бизнес климата и интенсивный приток иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений в сочетании с ростом государственных расходов, направленных на развитие инфраструктуры и новой экономики. Сценарий также предполагает более благоприятные демографические тренды. Среднегодовые темпы роста экономики в 2013-2018 гг. увеличиваются до 6,1%, в 2016-2018 гг. рост ВВП должен достигать почти 7% в год. Сценарий характеризуется возросшей макроэкономической несбалансированностью. Существенно возрастут долги частного и государственного сектора, а сальдо счета текущих операций после 2015 года будет находиться в устойчивых негативных значениях. Это будет повышать уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

       Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики.

        Вариант А (негативный) характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя он и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов за баррель, в 2014-2015 гг. предполагается небольшой рост цены на нефть на 1-2% в год.

Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски для устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Прогнозируется замедление роста российской экономики в 2013 году до 0,5% при значительном ослаблении курса рубля и в 2014-2015 гг. возобновление роста до 2-3 процентов.

В то же время сохраняется вероятность того, что углубление кризиса в Еврозоне может серьезно затронуть американскую экономику и перерасти в новую волну масштабного банковского и мирового экономического кризиса. На эту новую волну может наложиться падение цен на нефть до 60 долларов за баррель. В этом случае российская экономика может испытать падение ВВП, однако масштабы кризиса будут меньше, чем в 2009 году.

Информация о работе Причины циклического развития экономики и стабилизационная политика государства