Причины циклического развития экономики и виды экономических циклов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть социально - экономическую сущность циклов;
- рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;

Содержание

Введение
1. Сущность циклического развития
1.1 Понятие и сущность экономического цикла.
1.2. Виды экономических циклов и причины циклического развития экономики
1.3. Изучение экономических циклов в трудах российских ученых
2. Антициклическая политика государства
2.1. Антициклическая политика России и ее особенности
2.2. Проблема циклов и кризисов в отечественной экономике
3. Особенности трансформационного кризиса
3.1. Характеристика экономики России XXI века
3.2. Динамика развития российской экономики в посткризисный период
3.3. Проведение антициклических реформ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Причины циклического развития экономики и виды экономических циклов.docx

— 310.38 Кб (Скачать файл)

– реальное внедрение в практику концессионных соглашений.

В то же время следует  учитывать, что значительная часть  отрасли сегодня инвестиционно  непривлекательна, имеет естественно монопольную составляющую, и требует огромных инвестиций, которые частный сектор пока не готов обеспечить. Поэтому государственные инвестиции в отрасль (из федерального, региональных и местных бюджетов) также необходимы.

Одним из новых направлений  деятельности государства в сфере  ЖКХ должна стать поддержка собственников  жилья в проведении модернизации и капитального ремонта многоквартирных  жилых домов путем формирования рыночных кредитных финансовых механизмов. Меры государственной поддержки  при этом должны включать создание специализированных агентств по предоставлению гарантий по кредитам на капитальные  ремонты (модернизацию) жилищного фонда, бюджетных дотаций на принципах  софинансирования с собственниками жилья в зависимости от состояния  здания, а также адресной социальной поддержки семей с низкими  доходами при оплате расходов на модернизацию (капитальный ремонт) жилья в рамках программы жилищных субсидий.

Жилищное строительство. Строительство жилья имеет, с одной стороны, большой социальный эффект, а с другой - колоссальные перспективы как отрасль экономики. В то же время отсутствие в стране длинных и дешевых кредитных ресурсов, монополизация рынка, а также наличие административных барьеров препятствуют развитию производства. 

Очевидно, что в первую очередь необходимо обеспечить рост предложения. Он должен составлять около 10% в год, а конечной целью является достижения уровня в 1 квадратный метр в год на человека. 
Для обеспечения роста предложения необходимо:

– за счет бюджетных средств (в том числе федеральных) финансировать развитие инфраструктуры, и инженерную подготовку площадок для массового строительства;

– сделать рост жилищного строительства одним из ключевых элементов в оценке эффективности региональных администраций;

– активно развивать новые для России формы, такие как малоэтажное строительство.

Одновременно с ростом предложения должна быть продолжена стратегия развития ипотечного кредитования. Спектр инструментов здесь чрезвычайно  широк: начиная от развития рынка  ипотечных бумаг, и заканчивая госгарантиями  и прямым бюджетным финансированием  ипотечных агентств.

Агропромышленный  комплекс. Потребности развития России требуют выработки четких подходов к проведению сельскохозяйственной политики. Она должна проводиться в интересах, как населения, так и самой отрасли. Первые шаги в данном направлении сделаны: выдвинут и обеспечен финансированием приоритетный национальный проект в области сельского хозяйства, обозначены конкретные сроки и показатели. Подготовлен законопроект "О развитии сельского хозяйства".

Тем не менее, говорить о  решенности всех проблем отрасли  не приходится.

По-прежнему ощущается нехватка "длинных" ресурсов для капитальных  инвестиций. Поэтому, учитывая существующие приоритеты, необходимо продолжение  политики обеспечения льготными  долгосрочными кредитами, прежде всего, крупных животноводческих проектов.

Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платежеспособного спроса, слабо  развивается сельскохозяйственное машиностроение. Одним из путей решения данной проблемы является поддержка со стороны государства развития лизинговых схем.

Необходимо дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, что позволит решить проблему "диктата посредников".

Названный список, конечно, не является исчерпывающим. Можно упомянуть  и другие отрасли, которые также  могут быть отнесены к приоритетным: лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс, на которые сегодня приходится чуть более 1% ВВП; внутренний и въездной туризм; космические услуги, и т.д. Но и из перечисленного ясно - России есть с чем выходить на мировой  рынок. Однако пока эта конкурентоспособность  остается в значительной мере потенциальной. Станет ли она реальной, зависит  от государства. Партия "Единая Россия", со своей стороны, готова сделать  все, чтобы сделать эту сказку былью.

Говоря о промышленной политике, часто приходится обращаться к теме отсутствия в экономике "длинных" и "дешевых" ресурсов. Очевидно, что  речь идет об очень актуальной для  экономики проблеме. И это заставляет затронуть вопрос о денежно-кредитной  политике.

По сути, сейчас проводится усиленная "стерилизация" денежной массы, целью которой является снижение инфляции. Однако успешность этой политики вызывает сомнения. Всесторонний анализ денежной базы, денежной массы, ВВП  и уровня инфляции свидетельствует  о том, что в целом рост монетизации  экономики посредством инвестиций и кредитования ведет не к увеличению, а к снижению инфляции. Более того, от уровня роста денежной базы и  денежной массы, работающих в реальной экономике, уровня инвестиций в капитал  предприятий прямо зависят темпы  роста ВВП, и снижения инфляции.

Существующее соотношение  денежных агрегатов позволяет говорить о "финансовой дистрофии" несырьевого  сектора экономики. Более того, ситуация ухудшается - за последние два года в связи со значительными изъятиями в стабилизационный фонд отношение денежной базы к ВВП снизилось с 14,4% до 13,5%.

Политика простого накопления государственных сбережений привела  к тому, что ресурсы государства  составили около 80% (!) от совокупных ресурсов населения, предприятий и  кредитных организаций. В итоге  дефицит денежных средств, функционирующих  в реальной экономике, вызванный  чрезмерным государственных сбережений и стерилизации денежной массы, приводит к повышению их стоимости, что  стимулирует инфляционные процессы, и повышение кредитных ставок.

Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы  из коммерческих банков, так как  реально востребованную экономикой (не вызывающую инфляцию) денежную массу  формируют именно они. Именно банковская система должна стать главным  инструментом реализации государственной  инвестиционной политики.

    1. Динамика развития российской экономики в посткризисный период

Оценка возможностей посткризисного развития России предполагает ретроспективный  анализ ее динамики с учетом того, что  экономикаРоссийской Федерации, признанной страной с рыночной экономикой, продолжает сохранять в себе определенные особенности  экономики СССР. С одной стороны, это сырьевая и топливно-энергетическая ориентация экспорта, с другой - сохранившаяся  научно-техническая база высокотехнологичной  промышленности, в первую очередь  отраслей оборонно-промышленного комплекса. До сих пор ведущую роль как  с точки зрения создания основ  поступательного развития, так и  с точки зрения насыщения потребительского рынка продолжает играть промышленный комплекс, во многом определяя позиции  России в мире и внутреннюю социальную обстановку.

Между промышленным производством  и экспортом, рост которого, в свою очередь, способствует росту доходов  и притоку высоких технологий для стимулирования последующего развития промышленного сектора, существует явная функциональная зависимость.

Следует отметить, что до сих пор материально-техническая  база российской экономики характеризуется  низким уровнем производительности труда, внедрения ресурсосберегающих технологий и систем информатизации, хотя эта проблема неоднократно рассматривалась  на уровне руководства страны. В  частности, проблемы модернизации, энергоэффективности, перехода на электронный документооборот  неоднократно упоминались в ряде выступлений Президента РФ Д. Медведева  в 2009-2010 гг. Негативную роль играет несовременная  структура основных фондов (коэффициент  обновления основных фондов снизился с 6,3% в 1990 г. до 1,8% в 2000 г. и составил 4,4% в 2008 г., а темпы обновления машиностроения, определяющего темпы развития всего  народного хозяйства, в 2 раза ниже, чем в целом по промышленности (Приложение 3).

Учитывая темпы выбытия  основных фондов (в последние годы - 1%), можно сделать вывод, что все  это ведет к сохранению высокого уровня износа машин и оборудования и среднего возраста технологического оборудования (Приложение 4).

В совокупности все сказанное  способствует снижению уровня безработицы, поскольку производство дополнительной продукции, на которую появляется спрос, требует дополнительной

рабочей силы. Эффект мультипликатора  проявляется в экономике с  высоким уровнем безработицы  и недоиспользованием производственных мощностей. Во многих производствах (в основном экспортоориентированных) загрузка производственных мощностей достаточно высока, низкая же загрузка остальных объясняется, в первую очередь, широким импортом аналогичных товаров.

Тем не менее, объем привлекаемых инвестиций остается незначительным, а инвестиции по большинству осуществляемых проектов направляются в сырьевой или  топливно-энергетический комплекс или  реализуются в отраслях, продукция которых характеризуется низкой добавленной стоимостью, что типично для развивающейся экономики.

Даже учитывая тенденции  к экономическому росту, сложившиеся  за предкризисные годы, к 2008 г. Россия вышла только на 60% инвестиций по отношению  к 1990 г. (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика макроэкономических показателей российской экономики (1990-2010)

Фактором устойчивого  экономического развития в предкризисные  годы являлось одновременное расширение и внешнего, и внутреннего рынка. Если динамика внешнего спроса формировалась  под влиянием благоприятной ситуации на мировых рынках топливных и  сырьевых ресурсов, то расширение внутреннего  рынка определялось факторами роста  деловой активности отечественного бизнеса и систематического роста  платежеспособного спроса населения.

В то же время начиная  с 2004 г. наблюдалось постоянное снижение коэффициента покрытия импорта экспортом (причем экспортом специфическим - сырьевых и топливно-энергетических ресурсов). При этом доля в экспорте высокотехнологичной продукции, прежде всего вооружений и военной техники, продолжала оставаться стабильной и даже несколько снизилась.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что экономика, построенная на богатстве России углеводородами, - это, по существу, тупиковый путь развития, когда утрачивается возможность восстановить конкурентоспособность базовых отраслей. Именно финансовый кризис 2008-2009 гг. в полной мере продемонстрировал недостаточную макроустойчивость ранее сформированных трендов экономического развития и относительную нестабильность российской экономики. В то же время средства для модернизации российской экономики могут быть получены только за счет торговли топливно-энергетическими товарами, в первую очередь нефтью и газом, что требует модернизации и этих отраслей.

    1. Проведение антициклических реформ

 Если прежде стихийный  рыночный механизм восстанавливал  равновесие с помощью изменения  уровня заработной платы, цен,  занятости, то в настоящее время  их колебания не оказывают  необходимого воздействия. Развитие  конкуренции, монополии и развитие  олигополистических рынков способствовали  государственному вмешательству.  Основной и главной задачей  антициклического регулирования  является предотвращение возникновения  кризисов. Для этого используется  кредитно-денежный и бюджетно-налоговый  механизмы.

На стадии подъема темпы  развития экономики достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения кризиса. Как раз  в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение  ставки рефинансирования и резервных  отчислений делает деньги дороже и  уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой  активности способствует сокращение государственных  расходов. Иногда для преодоления  наступающего кризиса правительство  провоцирует его наступление  раньше времени. Такой метод применяется  для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.

В период кризиса или депрессии  правительство всячески стимулирует  производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет  фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение  процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины  на ввозимые иностранные товары, чтобы  защитить внутренний рынок от импортных  товаров. Также здесь стимулируется  экспорт и изменение курсов валют.

Государственное регулирование  должно сочетать две противоположные  цели: во-первых, предотвращение спада  производства и повышение занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Условием устойчивости и  стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством  и потреблением, совокупным спросом  и совокупным предложением. Однако в реальности оно практически  недостижимо. В рыночной экономике  состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как колебание параметров национальной экономики относительно равновесного уровня. В конечном итоге через цикличность проявляется экономический рост: движение происходит не по кругу, а по спирали, отражая как долговременные, так и среднесрочные колебания конъюнктуры.

Мы приходим к выводу, что для экономики характерны колебания объема национального  продукта и уровня цен. Экономические  циклы всегда имеют одни и те же фазы: пик, спад, подъем и оживление, но циклы отличаются друг от друга  по интенсивности и продолжительности.

Информация о работе Причины циклического развития экономики и виды экономических циклов