Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:50, курсовая работа
Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро, потому что бедность ограничивает доступ населения к ресурсам развития: к достойной работе, качественным услугам здравоохранения и образования, возможности социализации детей. Низкий уровень доходов приводит к социальной напряженности в обществе, препятствует его успешному развитию, вызывает кризисные явления.
Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1 Проблема неравенства доходов населения
1.1. Доходы населения и их дифференциация…………………. 5
1.2. Статистические данные, характеризующие уровень бедности в России………………………………………………………………… 11
Глава 2 Бедность как экономическая проблема
2.1. Сущность и причины бедности……………………………… 22
2.2. Система социальной защиты и ее развитие в России……… 26
Заключение……………………………………………………………. 30
Список использованной литературы………………………………
В таблице № 7 показаны непродовольственные товары для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Таблица №7
Непродовольственные товары (корзина) гражданина России
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Дети | ||
Верхняя пальтовая группа |
Штук/лет |
3/7,6 |
3/8,7 |
3/2,6 |
Верхняя костюмно-платьевая группа |
Штук/лет |
8/4,2 |
8/5 |
11/2 |
Белье |
9/2,4 |
10/2,9 |
11/1,8 | |
Чулочно-носочные изделия |
Пар/лет |
7/1,4 |
4/1,9 |
6/1,3 |
Головные уборы |
5/5 |
4/5,6 |
4/2,8 | |
Обувь |
Пар/лет |
6/3,2 |
6/3,5 |
7/1,8 |
Школьно-письменные товары |
3/1 |
3/1 |
27/1 | |
Постельное белье |
14/7 |
14/7 |
17/7 | |
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения |
19/10,5 |
19/10,5 |
19/10,5 | |
Предметы первой необходимости |
Процент от общей величины расходов в месяц |
10 |
15 |
12 |
Глава 2 Бедность как экономическая проблема
2.1. Сущность и причины бедности
К бедным официально относятся те, кто имеют доходы ниже «черты бедности», то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной «потребительской корзины».
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоёв населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным смягчением многих негативных последствий её развития.
Для отнесения определённых категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень, или порог, бедности. В странах с рыночной экономикой применяются разнообразные формы социальной помощи, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи, например, продовольственные товары и др.
Нормативно-правовой базой для определения бедности является в России федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
В мировой науке и практики выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная, относительная и субъективная бедность.
Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.
Относительная бедность показывает то, насколько человек беден в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах.
Во-первых, она показывает, что человек беден относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что человек беден относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной или приличествующей жизни.
Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия социальных мер.
Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:
Бедные живут на заработок, либо на пенсии и пособия, но не на попрошайничество. Общество также имеет в своей массе и нищих – людей из категории живущих в бедности, но не работающих, и не живущих на пенсии и пособия. Они живут посредством регулярного попрошайничества, грабежа и разбоя, и относятся к людям из социального "дна".
Важнейшей причиной, способной привести людей на социальное дно, является потеря работы, которая означает социальную трагедию. Представители дна не рассматривают свое положение преступным и не принимают силовых методов борьбы. Они надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества: трудоустройство и предоставление посильной работы, дома для обездоленных и пункты питания, материальная и медицинская помощь. В то же время "больное" общество видит в социальном дне преимущественно источник зла.
Есть два подхода к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления:
Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться.
В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность:
2.2. Система социальной защиты и ее развитие в России
Говоря о реформировании системы социальной защиты в Российской Федерации, следует исходить не только из наличия в настоящем комплекса нерешённых правовых, финансовых, организационных и иных проблем. Важно учитывать те условия, которые будут предопределять в перспективе, с одной стороны, потребность населения в социальной защите, с другой – финансово-экономические, материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, которыми будет располагать общество и часть которых может быть использована на нужды социальной защиты. Спрос населения на социальную защиту будет предопределяться действием трёх групп факторов:
С целью гарантированного обеспечения доходов на уровне не ниже прожиточного минимума предполагается ввести федеральное пособие по нуждаемости. Источником выплаты федерального пособия по нуждаемости должен стать федеральный бюджет.
В числе дополнительных мер по укреплению системы социальной поддержки бедных групп населения:
Для привлечения дополнительных средств на цели оказания социальной поддержки бедных слоёв населения предполагается разработать нормативно-правовые акты, регулирующие благотворительную деятельность и статус благотворительных организаций в Российской Федерации. Предполагается также подготовить пакет нормативно-правовых документов по развитию системы негосударственных пенсионных фондов.
Ситуация неопределенности и нестабильности, вызываемая существующим этапом переходного периода, влечёт за собой психологическую напряжённость больше части общества. При затяжном течении этого процесса происходит нарастание пассивной личностной позиции, нежелание самостоятельного решения возникающих жизненных проблем. В этой ситуации особое значение приобретают становление и развитие социально-психологической поддержки населения.
Выделяются два основных аспекта этой поддержки:
Система информационного обеспечения населения должна подчиняться основным принципам: достоверности, простоте и доступности в получении информации о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, направленности на формирование мотивации активного самостоятельного решения проблем.
Новые подходы к финансированию социальной сферы предполагают решение следующих задач:
Это даст возможность: