Проблема безработицы и занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы является раскрытие понятий занятости и безработицы. Курсовая работа состоит из трех частей.
Первая глава посвящена раскрытию понятия безработицы.
Во второй главе описывается механизм ее компенсации.
Третья глава освещает проблему безработицы в Эстонии.

Содержание

Введение
1. СУТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Рынок труда и занятость
1.2 Определение понятия безработицы.
1.3 Динамика нормы безработицы
2. МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Системы материальной помощи
2.2 Мировой рынок труда
2.3 Динамика занятости и безработицы в РК
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

mar2.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 Но следует заметить, что с переходом Эстонии на рыночную экономику число безработных резко возросло, в то время как деньги из государственного бюджета на социальную помощь людям, лишенным работы, составляют мизерную сумму, и не каждому удается пройти курсы за счет государства. Как правило, человек, желающий освоить новую профессию или  повысить свою квалификацию, делает это за свой счет, хотя даже в этом случае у него нет гарантии получения работы.

В настоящее время при бирже  труда открыто небольшое количество курсов по переквалификации рабочих. Новые курсы открыты в Кохтла-Ярве, и они оказывают значительную помощь людям, не имеющим работы. Но не каждого безработного привлекают профессии, которым обучают на подобных курсах. В таком случае поиск работы ложится на плечи самих безработных. Надо отметить, однако, что помощь государства проявляется в предоставлении малообеспеченным людям, в том числе  и безработным, права на социальную помощь в виде частичной компенсации оплаты своего жилища.  А официально зарегистрированные безработные имеют право на получение больничной карточки, которую можно получить в Департаменте охраны здоровья.

 

 

3.2 Условия получения статуса  безработного.

 

Пока в Эстонии нет государственной  программы уменьшения безработицы, но частью этой программы можно, наверное, считать "Закон о социальной защите безработных", принятый парламентом 26 октября 1994 года. Он точно регламентирует условия получения статуса безработного. (3, стр. 2)

Лицо регистрируется в качестве безработного по истечении 10 рабочих дней со дня обращения в государственную службу занятости, если это лицо отвечает следующим требованиям:

1.находится в возрасте от 16 лет  до пенсионного  (по старости) возраста;

2.не занято работой или приравненной  к работе деятельностью;

3.ищет работу;

4.в течении 12 месяцев, предшествовавших обращению в Государственную службу занятости, работало, или занималось приравненной к работе деятельностью в течении 180 дней, за исключением предпринимательской деятельности;

5.предоставило все необходимые  для регистрации документы в установленном правительством порядке.

Статус безработного имеет право  получить гражданин Эстонской республики или человек, имеющий постоянный вид на жительство в Эстонии. До получения  постоянного вида на жительство услуги Департамента рынка труда и пособие по безработице имеют право получать те, кто прибыл в Эстонию до 1 июля 1990 года и имеет постоянную прописку Эстонской ССР. (3, стр. 2)

 

 

3.3 Методы учета безработных  в Эстонии

 

В соответствии с международными стандартами  исчисляется несколько показателей безработицы:

1) Удельный вес лиц, официально  зарегистрированных в статусе  безработных и получающих             пособие по безработице, в численности  населения в трудоспособном возрасте.

2) Совокупный  удельный вес безработных  и ищущих работу, зарегистрированных в государственных службах занятости, в численности населения в трудоспособном возрасте.

3) Доля зарегистрированных и  ищущих работу в экономически  активном населении (включающем  официально занятых и ищущих  работу). (11, стр. 2)

На 1 января 1995года в Эстонии по данным Департамента рынка труда было:

зарегистрированных безработных, получающих пособие - 12670 человек;

зарегистрированных ищущих работу, но не получающих пособие - 21378 человек;

численность населения в трудоспособном возрасте  - 839.1 тыс. человек.

Уточненные показатели учитывают  еще численность неработающих инвалидов  и пенсионеров трудоспособного  возраста, то есть действительно трудоспособное население меньше численности населения  в трудоспособном возрасте. Кроме  того, делается поправка на величину частичной безработицы - долю занятых сокращенное рабочее время или находящихся в вынужденных отпусках. (11, стр. 2)

 

 

3.4 Спрос и предложение на  рынке труда

 

В республике много официально зарегистрированных на бирже труда желающих найти работу. Возможно, реальное число безработных гораздо больше. Но что же делать, если часть этих людей убеждена, что с помощью биржи труда работу все равно не отыскать и  ищут ее самостоятельно.

Однако посмотрим, что же творится  на рынке труда. Всего официально зарегистрированных и ищущих работу в республике насчитывается 27310 человек. Из них: мужчин - 16788, женщин - 10532. В стране имеется 977 вакансий (не учитывая Таллинн, Кохтла-Ярве, Нарву и Силламяэ). Там особый счет. Если говорить о вакансиях, то в перечисленных городах их насчитывается: в Таллинне - 487 (ищущих работу - 1875 мужчин и 1348 женщин); в Кохтла-Ярве - 36 (соответственно 1238 мужчин и 693 женщин); в Нарве - 65 (1868 мужчин и 1169 женщин); в Силламяэ - 0 (406 мужчин и 228  женщин). (2, стр. 1)

 

 

 

 

 

 

3.5 Неполная занятость

 

Частичная (неполная) занятость в  больших или меньших объемах  во всех странах. Для Эстонии эта  проблема сравнительно новая: как и  другие проблемы рынка труда, она  возникла 3 - 4 года назад.

Значительное число работающих в Эстонии "знакомы" с частичной занятостью - сокращенным рабочим временем, неоплачиваемым (вынужденным) или частично оплачиваемым отпуском. Причинами этого являются экономическое положение страны и необходимость переструктурирования хозяйства. Частичную занятость (безработицу) фиксирует инспекция по труду. Всего за период с июля 1992 по декабрь 1993 годов в частично оплачиваемых отпусках в Эстонии было 38 тыс. работников и у 53 тыс. было вынужденно неполное (сокращенное) рабочее время. Начиная с февраля 1993 года неполная трудоспособность законодательно ограничена: отменены отпуска без содержания и ограничены периоды и условия, на основании которых можно вводить укороченное рабочее время или частично оплачиваемый отпуск. При этом зарплата не должна быть ниже 60 % от минимальной заработной платы, и рабочее время не должно сокращаться более,  чем до 60 % отраслевого рабочего времени. (9, стр. 2)

По данным Инспекции по труду, в  течении 1993 года в частично оплачиваемый отпуск было отправлено почти 30 тыс. работников 275 предприятий. И еще около 30 тыс. работников на 201 предприятии работало с неполным рабочим временем. По состоянию на 1 января 1994 года в частично оплачиваемом отпуске было 502 работника с 24 предприятий и с неполным рабочим временем работало 1739 работников 21 предприятия.

Зачастую и сами трудящиеся в  течении некоторого времени предпочитают иметь неполную занятость (чем не иметь никакой), не порывая со своим  предприятием, но получая некоторый  резерв времени для нахождения другого  места работы. Решение таких частично занятых оставаться на предприятии с очень низкой зарплатой, искать дополнительную работу, но не регистрировать себя официально безработными, объясняется не только низким уровнем пособия по безработице в Эстонии, но и сложностью (например, по сравнению с Латвией) его получения.

Эта модель занятости утвердится, вероятно, в ближайшем будущем  как типичная, наряду с занятостью полное рабочее время.

В Эстонии в середине 1994 года примерно 8.3 % занятых работало неполное рабочее время.  По отраслям и видам деятельности эта доля различается в несколько раз, причем рост занятости неполное рабочее время совпадает с увеличением в последние годы доли занятых в сфере обслуживания. (10, стр. 3)

В Эстонии уровень занятости  неполное рабочее время по территориям неодинаков. Наибольший он в Тартумаа и в Тарту - 11.2 % , наименьший - в Ида-Вирумаа - 4.3 % (в том числе в Кохтла-Ярве - 4.0 % , в Нарве - 4.1 %). Уровень занятости в Харьюмаа составляет 6.9 % (в том числе в Таллинне - 6.6 %). Это данные Департамента статистики, то есть официальные данные, охватывающие зарегистрированные предприятия и организации. А насколько распространена занятость неполное рабочее время в неформальном секторе ; Исследования МОТ, касающиеся информационного сектора, часто свидетельствуют о том, что продолжительность рабочего времени в этом секторе гораздо ниже нормальной. Следует также заметить, что многие самостоятельно занятые работают гораздо менее продолжительное время, чем нормальные часы работы трудящихся, в этом смысле социологические исследования рынка труда в Эстонии, опирающиеся на выборочные опросы, дают в целом более полные оценки. (10, стр. 3)

Формируемая в Эстонии политика на рынке труда должна решать - среди  прочих - следующие задачи регулирования занятости неполное рабочее время.

1.Вычисление из общих данных  о занятости неполное рабочее  время вынужденной неполной занятости  по отраслям, регионам страны  и т.д.

2.Разработка мер, направленных  на содействие занятости на  условиях полного рабочего времени как средство доступа к рынку труда, особенно для лиц с пониженной конкурентоспособностью .

3.Увязка различных форм неполной  занятости с гарантированием  социальной защиты трудящихся.

Существенное улучшение занятости  происходит лишь вместе с общим экономическим подъемом. Состояние занятости зависит от того, насколько экономическая реформа работает на экономику (а не на политику и идеологию), насколько обоснована концепция экономической реформы, приватизации, структурной модернизации интересам жителей Эстонии. (10, стр. 3)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Безработица является и будет являться проблемой любого развитого общества. Уровень занятости населения  является одним из важнейших экономических  показателей. Существует несколько  типов безработицы. Следует различать  безработицу, которая вызвана экономическими спадами, и безработицу, которая будет существовать всегда, даже в самом благополучном обществе.

Ведущую роль в решении проблемы безработицы и занятости играет государство. Практически каждая страна обладает разработанной государственной системой помощи безработным. Сюда входят пособия по безработице, помощь при устройстве на работу, службы психологической поддержки.

Целью государственной политики является снижение уровня безработицы. Она развивается  по двум направлениям:

содействие в трудоустройстве  незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке;

стимулирование образования гибкого  рынка труда.

В рамках этой политики особую роль играют гибкие формы занятости.

В Эстонии вопросам безработицы  и занятости занимается Департамент рынка труда. Регистрация тех, кто ищет работу, и оформление человека в статусе безработного осуществляется через биржу труда.

Пока в Эстонии нет полностью  сформировавшейся программы помощи безработным, но частью этой программы можно считать "Закон о социальной защите безработных".

В настоящее время основной проблемой  в Эстонии является неполная занятость  и региональная безработица, которая  особо остро проявляется в  Ида-Вирумаа. Поэтому, уже сейчас надо искать выходы из создавшейся ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Lugus, Olev, Hachey, George A. , "Transforming the Estonian Economy", Tallinn, 1995.

2.Амельчеков А. " А вы начальником  работать не хотите?", "Молодежь Эстонии"  13/07/1995, стр. 2.

3.Воол Урве, "Безработный безработному рознь", "Молодежь Эстонии" 2/03/1995, стр. 2.

4.Воол Урве, "Помогать прежде  всего тем, кто ищет работу", "Молодежь Эстонии" 29/03/1995, стр.2.

5."Деятельность МОТ в 1992 - 1993" ,Женева 1994.

6."Доклад генерального директора", Женева 1995.

7.Долан Э. Д. "Макроэкономика", С-П 1994.

8.Коляева И. "Демографическая  ситуация и занятость", "Эстония" 25/01/1995, стр. 2.

9.Коляева И. "Неполная занятость", "Эстония" 9/02/1995, стр. 2.

10.Коляева И. "Неполное рабочее  время: благо или помеха  ?", "Эстония" 7/03/1995, стр. 3.

11.Коляева И. "Безработица в  Эстонии - как измерить ее уровень ?", "Эстония" 7/04/1995, стр. 7.

12.Кузьмин С. А. "Эффективная  занятость населения", Москва 1990.

13.Мацкуляк И. Д. "Стратегия  занятости. Предотвращение безработицы", Москва 1990.

14.Макконел Р.,  Брю С., "Экономикс", Таллинн 1995.

15.Никифорова А. А. "Рынок труда" , Москва 1991.

16."Роль частных агентств по  трудоустройству в функционировании  рынков труда", Женева  1994.

17."Русская реальность в Эстонии", "Эстония" 25/03/1995, стр. 3.

18.Смирнова Л. "Излишки *", "Молодежь  Эстонии" 23/11/1995, стр. 5.

19.Фишер, Стенли "Экономика", Москва 1993.

20.Хейсей М. "Стимулирование занятости", Женева 1995.

21.Чижикова Л. С. " Стратегия  занятости", Москва 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Уровень зарегистрированной безработицы

 по уездам

(в процентах)

 

Уезд 01.04.1995 01.07.1995 01.10.1995 01.01.1996 

Харьюмаа 0.87 1.08 0.84 0.95 

Хийюмаа 3.12 2.28 1.90 2.27 

Ида-Вирумаа 4.15 3.52 2.80 3.32 

Йыгевамаа 3.08 2.77 2.19 2.58 

Ярвамаа 3.28 1.92 2.45 2.75 

Ляэнемаа 3.21 2.76 2.37 2.83 

Ляэне-Вирумаа 0.93 1.02 1.12 1.57 

Пылвамаа 3.84 3.56 3.23 3.77 

Пярнумаа 0.58 0.57 0.37 0.66 

Рапламаа 1.97 1.87 1.88 2.18 

Сааремаа 3.04 2.33 2.22 3.01 

Тартумаа 1.30 1.23 1.01 1.22 

Валгамаа 3.56 3.08 2.47 2.80 

Вильяндимаа 3.94 3.50 2.86 2.98 

Вырумаа 4.59 3.84 3.72 4.15 

Всего 2.00 1.85 1.55 1.83 

 

Источник: “Eesti Statistika”, 12/95

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

 

Зарегистрированные безработные

 и ищущие работу

 

Месяц Зарегистрированные безработные

 

Ищущие работу 

1991 1992 1993 1994 1995 1995 

Январь - 966 17539 16876 15108 36319 

Февраль - 1485 19871 18400 16123 36622 

Март - 2408 21286 19521 16778 38399 

Апрель - 3803 22702 19522 16806 36307 

Май 242 4737 22063 18090 16719 36183 

Июнь 400 5737 19593 16728 15525 34534 

Июль 459 6584 18646 15399 14361 33246 

Август 581 7560 16151 13690 13404 32974 

Сентябрь 682 8730 15198 12376 13232 30937 

Октябрь 754 10517 14992 11766 13643 32614 

Ноябрь 786 12579 14682 12141 14948 36741 

Декабрь 859 14894 16214 12670 15604 33903 

 

График 1

 

Зарегистрированные безработные

 и ищущие  работу.

 

Источник: “Eesti Statistika”, 12/95

Summary

 

 

Unemployment has become a serious problem in many countries. Annualy billions of dollars are spent to restrain it on the appropriate level.

Actually, there are two types of unemployment. The temporary one is caused by the economic decline and crises. Another is permanent, and it will exist even in the most prosperous society. Government plays the basic role in the struggle with unemployment. The aim of the government unemployment policy is to decrease the rate of unemployment up to the appropriate level.

Информация о работе Проблема безработицы и занятости населения