Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:57, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является раскрытие понятий занятости и безработицы. Курсовая работа состоит из трех частей.
Первая глава посвящена раскрытию понятия безработицы.
Во второй главе описывается механизм ее компенсации.
Третья глава освещает проблему безработицы в Эстонии.
Введение
1. СУТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Рынок труда и занятость
1.2 Определение понятия безработицы.
1.3 Динамика нормы безработицы
2. МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 Системы материальной помощи
2.2 Мировой рынок труда
2.3 Динамика занятости и безработицы в РК
Заключение
Список литературы
Но следует заметить, что с переходом Эстонии на рыночную экономику число безработных резко возросло, в то время как деньги из государственного бюджета на социальную помощь людям, лишенным работы, составляют мизерную сумму, и не каждому удается пройти курсы за счет государства. Как правило, человек, желающий освоить новую профессию или повысить свою квалификацию, делает это за свой счет, хотя даже в этом случае у него нет гарантии получения работы.
В настоящее время при бирже
труда открыто небольшое
3.2 Условия получения статуса безработного.
Пока в Эстонии нет
Лицо регистрируется в качестве безработного по истечении 10 рабочих дней со дня обращения в государственную службу занятости, если это лицо отвечает следующим требованиям:
1.находится в возрасте от 16 лет до пенсионного (по старости) возраста;
2.не занято работой или
3.ищет работу;
4.в течении 12 месяцев, предшествовавших обращению в Государственную службу занятости, работало, или занималось приравненной к работе деятельностью в течении 180 дней, за исключением предпринимательской деятельности;
5.предоставило все
Статус безработного имеет право получить гражданин Эстонской республики или человек, имеющий постоянный вид на жительство в Эстонии. До получения постоянного вида на жительство услуги Департамента рынка труда и пособие по безработице имеют право получать те, кто прибыл в Эстонию до 1 июля 1990 года и имеет постоянную прописку Эстонской ССР. (3, стр. 2)
3.3 Методы учета безработных в Эстонии
В соответствии с международными стандартами исчисляется несколько показателей безработицы:
1) Удельный вес лиц, официально
зарегистрированных в статусе
безработных и получающих
2) Совокупный удельный вес безработных и ищущих работу, зарегистрированных в государственных службах занятости, в численности населения в трудоспособном возрасте.
3) Доля зарегистрированных и
ищущих работу в экономически
активном населении (
На 1 января 1995года в Эстонии по данным Департамента рынка труда было:
зарегистрированных
зарегистрированных ищущих работу, но не получающих пособие - 21378 человек;
численность населения в трудоспособном возрасте - 839.1 тыс. человек.
Уточненные показатели учитывают еще численность неработающих инвалидов и пенсионеров трудоспособного возраста, то есть действительно трудоспособное население меньше численности населения в трудоспособном возрасте. Кроме того, делается поправка на величину частичной безработицы - долю занятых сокращенное рабочее время или находящихся в вынужденных отпусках. (11, стр. 2)
3.4 Спрос и предложение на рынке труда
В республике много официально зарегистрированных на бирже труда желающих найти работу. Возможно, реальное число безработных гораздо больше. Но что же делать, если часть этих людей убеждена, что с помощью биржи труда работу все равно не отыскать и ищут ее самостоятельно.
Однако посмотрим, что же творится на рынке труда. Всего официально зарегистрированных и ищущих работу в республике насчитывается 27310 человек. Из них: мужчин - 16788, женщин - 10532. В стране имеется 977 вакансий (не учитывая Таллинн, Кохтла-Ярве, Нарву и Силламяэ). Там особый счет. Если говорить о вакансиях, то в перечисленных городах их насчитывается: в Таллинне - 487 (ищущих работу - 1875 мужчин и 1348 женщин); в Кохтла-Ярве - 36 (соответственно 1238 мужчин и 693 женщин); в Нарве - 65 (1868 мужчин и 1169 женщин); в Силламяэ - 0 (406 мужчин и 228 женщин). (2, стр. 1)
3.5 Неполная занятость
Частичная (неполная) занятость в больших или меньших объемах во всех странах. Для Эстонии эта проблема сравнительно новая: как и другие проблемы рынка труда, она возникла 3 - 4 года назад.
Значительное число работающих в Эстонии "знакомы" с частичной занятостью - сокращенным рабочим временем, неоплачиваемым (вынужденным) или частично оплачиваемым отпуском. Причинами этого являются экономическое положение страны и необходимость переструктурирования хозяйства. Частичную занятость (безработицу) фиксирует инспекция по труду. Всего за период с июля 1992 по декабрь 1993 годов в частично оплачиваемых отпусках в Эстонии было 38 тыс. работников и у 53 тыс. было вынужденно неполное (сокращенное) рабочее время. Начиная с февраля 1993 года неполная трудоспособность законодательно ограничена: отменены отпуска без содержания и ограничены периоды и условия, на основании которых можно вводить укороченное рабочее время или частично оплачиваемый отпуск. При этом зарплата не должна быть ниже 60 % от минимальной заработной платы, и рабочее время не должно сокращаться более, чем до 60 % отраслевого рабочего времени. (9, стр. 2)
По данным Инспекции по труду, в течении 1993 года в частично оплачиваемый отпуск было отправлено почти 30 тыс. работников 275 предприятий. И еще около 30 тыс. работников на 201 предприятии работало с неполным рабочим временем. По состоянию на 1 января 1994 года в частично оплачиваемом отпуске было 502 работника с 24 предприятий и с неполным рабочим временем работало 1739 работников 21 предприятия.
Зачастую и сами трудящиеся в течении некоторого времени предпочитают иметь неполную занятость (чем не иметь никакой), не порывая со своим предприятием, но получая некоторый резерв времени для нахождения другого места работы. Решение таких частично занятых оставаться на предприятии с очень низкой зарплатой, искать дополнительную работу, но не регистрировать себя официально безработными, объясняется не только низким уровнем пособия по безработице в Эстонии, но и сложностью (например, по сравнению с Латвией) его получения.
Эта модель занятости утвердится, вероятно, в ближайшем будущем как типичная, наряду с занятостью полное рабочее время.
В Эстонии в середине 1994 года примерно 8.3 % занятых работало неполное рабочее время. По отраслям и видам деятельности эта доля различается в несколько раз, причем рост занятости неполное рабочее время совпадает с увеличением в последние годы доли занятых в сфере обслуживания. (10, стр. 3)
В Эстонии уровень занятости неполное рабочее время по территориям неодинаков. Наибольший он в Тартумаа и в Тарту - 11.2 % , наименьший - в Ида-Вирумаа - 4.3 % (в том числе в Кохтла-Ярве - 4.0 % , в Нарве - 4.1 %). Уровень занятости в Харьюмаа составляет 6.9 % (в том числе в Таллинне - 6.6 %). Это данные Департамента статистики, то есть официальные данные, охватывающие зарегистрированные предприятия и организации. А насколько распространена занятость неполное рабочее время в неформальном секторе ; Исследования МОТ, касающиеся информационного сектора, часто свидетельствуют о том, что продолжительность рабочего времени в этом секторе гораздо ниже нормальной. Следует также заметить, что многие самостоятельно занятые работают гораздо менее продолжительное время, чем нормальные часы работы трудящихся, в этом смысле социологические исследования рынка труда в Эстонии, опирающиеся на выборочные опросы, дают в целом более полные оценки. (10, стр. 3)
Формируемая в Эстонии политика на рынке труда должна решать - среди прочих - следующие задачи регулирования занятости неполное рабочее время.
1.Вычисление из общих данных
о занятости неполное рабочее
время вынужденной неполной
2.Разработка мер,
3.Увязка различных форм
Существенное улучшение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица является и будет являться проблемой любого развитого общества. Уровень занятости населения является одним из важнейших экономических показателей. Существует несколько типов безработицы. Следует различать безработицу, которая вызвана экономическими спадами, и безработицу, которая будет существовать всегда, даже в самом благополучном обществе.
Ведущую роль в решении проблемы безработицы и занятости играет государство. Практически каждая страна обладает разработанной государственной системой помощи безработным. Сюда входят пособия по безработице, помощь при устройстве на работу, службы психологической поддержки.
Целью государственной политики является снижение уровня безработицы. Она развивается по двум направлениям:
содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке;
стимулирование образования
В рамках этой политики особую роль играют гибкие формы занятости.
В Эстонии вопросам безработицы и занятости занимается Департамент рынка труда. Регистрация тех, кто ищет работу, и оформление человека в статусе безработного осуществляется через биржу труда.
Пока в Эстонии нет полностью сформировавшейся программы помощи безработным, но частью этой программы можно считать "Закон о социальной защите безработных".
В настоящее время основной проблемой в Эстонии является неполная занятость и региональная безработица, которая особо остро проявляется в Ида-Вирумаа. Поэтому, уже сейчас надо искать выходы из создавшейся ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Lugus, Olev, Hachey, George A. , "Transforming the Estonian Economy", Tallinn, 1995.
2.Амельчеков А. " А вы начальником работать не хотите?", "Молодежь Эстонии" 13/07/1995, стр. 2.
3.Воол Урве, "Безработный безработному рознь", "Молодежь Эстонии" 2/03/1995, стр. 2.
4.Воол Урве, "Помогать прежде всего тем, кто ищет работу", "Молодежь Эстонии" 29/03/1995, стр.2.
5."Деятельность МОТ в 1992 - 1993" ,Женева 1994.
6."Доклад генерального
7.Долан Э. Д. "Макроэкономика", С-П 1994.
8.Коляева И. "Демографическая ситуация и занятость", "Эстония" 25/01/1995, стр. 2.
9.Коляева И. "Неполная занятость", "Эстония" 9/02/1995, стр. 2.
10.Коляева И. "Неполное рабочее время: благо или помеха ?", "Эстония" 7/03/1995, стр. 3.
11.Коляева И. "Безработица в Эстонии - как измерить ее уровень ?", "Эстония" 7/04/1995, стр. 7.
12.Кузьмин С. А. "Эффективная занятость населения", Москва 1990.
13.Мацкуляк И. Д. "Стратегия
занятости. Предотвращение
14.Макконел Р., Брю С., "Экономикс", Таллинн 1995.
15.Никифорова А. А. "Рынок труда" , Москва 1991.
16."Роль частных агентств по
трудоустройству в
17."Русская реальность в
18.Смирнова Л. "Излишки *", "Молодежь Эстонии" 23/11/1995, стр. 5.
19.Фишер, Стенли "Экономика", Москва 1993.
20.Хейсей М. "Стимулирование занятости", Женева 1995.
21.Чижикова Л. С. " Стратегия занятости", Москва 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уровень зарегистрированной безработицы
по уездам
(в процентах)
Уезд 01.04.1995 01.07.1995 01.
Харьюмаа 0.87 1.08 0.84 0.95
Хийюмаа 3.12 2.28 1.90 2.27
Ида-Вирумаа 4.15 3.52 2.80 3.
Йыгевамаа 3.08 2.77 2.19 2.58
Ярвамаа 3.28 1.92 2.45 2.75
Ляэнемаа 3.21 2.76 2.37 2.83
Ляэне-Вирумаа 0.93 1.02 1.12
Пылвамаа 3.84 3.56 3.23 3.77
Пярнумаа 0.58 0.57 0.37 0.66
Рапламаа 1.97 1.87 1.88 2.18
Сааремаа 3.04 2.33 2.22 3.01
Тартумаа 1.30 1.23 1.01 1.22
Валгамаа 3.56 3.08 2.47 2.80
Вильяндимаа 3.94 3.50 2.86 2.
Вырумаа 4.59 3.84 3.72 4.15
Всего 2.00 1.85 1.55 1.83
Источник: “Eesti Statistika”, 12/95
ПРИЛОЖЕНИЕ
Зарегистрированные безработные
и ищущие работу
Месяц Зарегистрированные безработные
Ищущие работу
1991 1992 1993 1994 1995 1995
Январь - 966 17539 16876
Февраль - 1485 19871 18400
Март - 2408 21286 19521 16778
Апрель - 3803 22702 19522
Май 242 4737 22063 18090
Июнь 400 5737 19593 16728
Июль 459 6584 18646 15399
Август 581 7560 16151 13690
Сентябрь 682 8730 15198 12376
Октябрь 754 10517 14992 11766
Ноябрь 786 12579 14682 12141
Декабрь 859 14894 16214 12670
График 1
Зарегистрированные безработные
и ищущие работу.
Источник: “Eesti Statistika”, 12/95
Summary
Unemployment has become a serious problem in many countries. Annualy billions of dollars are spent to restrain it on the appropriate level.
Actually, there are two types of unemployment. The temporary one is caused by the economic decline and crises. Another is permanent, and it will exist even in the most prosperous society. Government plays the basic role in the struggle with unemployment. The aim of the government unemployment policy is to decrease the rate of unemployment up to the appropriate level.
Информация о работе Проблема безработицы и занятости населения