Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
Коррупция сегодня является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики. Её воздействие на экономику страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных действий.
Более 33,5 млрд. долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд. обходится простым гражданам «бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников.
Введение
1. Сущность экономической коррупции и классификация причин её возникновения
2. Анализ современного уровня коррупции как угрозы экономической безопасности России
3. Перспективные направления и меры противодействия экономической коррупции в России
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, коррупция, захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.
2. Анализ современного уровня коррупции как угрозы экономической безопасности России
Минэкономика опубликовала отчёт, согласно которому только в 2011г. объём заказов, размещённых государственными ведомствами без конкурентной борьбы, превысил отметку в 3,4 трлн. рублей6.
Другими словами, более 41,4% из 8,3 трлн. рублей, выделенных государством на реализацию закупок и выполнение подрядных работ, было потрачено на совершение крайне непрозрачных и коррупциогенных сделок с одной единственной фирмой, участвовавшей в процедуре конкурсного отбора. Согласно отчёту Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), половина сделок общей стоимостью свыше 1 млрд. рублей осуществляется с нарушением закона о конкуренции7.
В глаза бросается лавинообразный рост потенциально коррупциогенных сделок - если в 2010г., согласно официальным данным Министерства экономики, объём неконкурентных госзакупок не превышал 336 млрд. рублей, а его доля в госзаказе не поднималась выше 13,5%, то по итогам 2011г. объём такого рода сделок вырос более чем в 10раз. Одновременно с этим даже крайне политкорректная Счётная Палата была вынуждена признать скачкообразный рост нецелевого расходования бюджетных средств с 484 млрд. рублей в 2010г. до 718 млрд. рублей по итогам 2011г.
И это минимальная оценка воровства и казнокрадства – по экспертным оценкам ежегодные потери российской экономики от коррупции превышают отметку в 3,5-7% ВВП или 2-4 трлн. рублей. Неслучайно доля теневого сектора превышает по официальной статистике 17% ВВП, а в действительности зашкаливает за 35-40%. При этом ежегодный объём рынка легализации преступных доходов и «обналичивания» превышает 5 трлн. рублей или10% ВВП. Ежегодные темпы роста рынка «обналичивания» и вывоза капитала воффшорные гавани со стороны сырьевых олигархов и коррупционеров превышают25-30%.
Только за последние 2,5 года количество фирм-однодневок, попавших в поле зрения крайне нерасторопных правоохранительных органов, увеличилось в 2раза. Не вызывает никакого удивления ситуация, когда вице-премьер Зубков оценивает незаконный вывоз капитала в 1 трлн. рублей, премьер говорит о системной коррупции, президент негодует многолетним срывом гособоронзаказа, а противвице-премьера Шувалов, обвиняемого в злоупотреблении служебными полномочиями и инсайдерской торговлей ценными бумагами, даже не проводят следственную проверку8. Точно также удалось уйти от ответственности либеральным «реформаторам», в 1990-е годы окунувших страну в нищету и уничтоживших всю промышленность.
В условиях, когда 41% совокупного государственного заказа и 90% гособоронзаказа размещаются у заранее определённых коммерческих структур, зачастую аффилированных с чиновниками, с нарушением всех возможных процедур конкурсного отбора, то в принципе не стоит удивляться беспрецедентному бегству капитала из России и усиливающейся социальной поляризации населения. Уже сегодня более 70% населения России согласно данным Росстата живут менее чем на 15 тыс. рублей, а 50% населения, согласно исследованию Института Социологии, находятся в зоне бедности9. При этом разрыв в уровне доходов 10% самых обеспеченных и 10% малоимущих слоёв населения неуклонно нарастет и согласно официальной статистике превышает 16,5 раз, а с учётом прочих доходов (дивидендов, ренты, процентов и т.д.) разрыв превышает 40раз по России и 85 раз по Москве.
Только за последние 3,5 года российскими сырьевыми монополистами и коррумпированными чиновниками было выведено из России более $340 млрд. - 100% федерального бюджета и 18% ВВП России в 2011г10. При этом только в первом квартале 2012г. Под разговоры о привлечении иностранного капитала и при полном попустительстве властей из страны в спешном порядке было выведено более $35,1 млрд. Это практически в 2раза превышает показатель 2011г. ($19,8 млрд.) и сопоставимо с уровнем января-марта кризисного 2009г. ($35млрд.), когда российские госбанки увели на валютный рынок 4,6 трлн. руб. бюджетных средств.
Однако наибольшие опасения вызывает тот факт, что на протяжении 2007-2011гг. ежегодный статистически учтённый Банком России незаконный вывоз капитала за рубеж варьируется в диапазоне $27-35 млрд. и с ним никто даже не думает бороться. Только в 2011г. из России коррумпированными чиновниками, криминалом, а также сырьевыми и инфраструктурными монополиями было вывезено за рубеж по сомнительным операциям более $32,2 млрд. Это огромная сумма, превысившая суммарные расходы федерального правительства РФ в 2011г. на науку (553 млрд. рублей) и здравоохранение (499,6 млрд.)11. Её вполне достаточно, чтобы в 4 раза нарастить крайне низкие расходы на ЖКХ (279 млрд.рублей), модернизировать изношенную на 75-85% жилищно-коммунальную инфраструктуруи расселить как минимум миллион человек из аварийного и ветхого жилья.
Только за период 2007-2011гг. из России в рамках сомнительных операций было выведено более $163,7 млрд. – 10% ВВП и 50%федерального бюджета России в 2011г12. На эти средства можно было при желании провести комплексную модернизацию всей экономики, осуществить капитальный ремонт изношенной на 75-85% транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Но при этом объём потерь от несвоевременно полученной экспортной выручки и предоплаты по импортным контрактам превысил $58,6 млрд.(1,72 трлн. рублей), что эквивалентно суммарным расходам правительства на поддержку экономики в 2011г. Ещё $27 млрд. или 1 трлн. рублей потеряла российская экономика за последние 5 лет от неполученных услуг в счёт перевода средств по импортным контрактам.
Однако наибольшие масштабы хищений, легализации преступных доходов и незаконного вывоза капитала наблюдаются в рамках трансграничного перевода средств по фиктивным операциям с ценными бумагами - только в 2011г. чистые потери от финансовых преступлений превысили $15,8млрд. (превышает расходы на медицину), а за период 2007-2011гг. перевалили за отметку в $82,5 млрд.или 2,4 трлн. рублей13.
Если бы нынешние власти всё-таки решились наступить на карман финансовым спекулянтам, коррумпированным чиновникам и сырьевым олигархам, ежегодно выводящим в оффшоры до 5% ВВП, то этих средств вполне хватило бы, чтобы 3 года покрывать дефицит Пенсионного фонда, без повышения пенсионного возраста, пролонгации рабочего дня до 10 часов и увеличения налогового бремени на не сырьевые производительные секторы экономики.
Совершенно удручающим является масштаб фиксируемого, но нераспознаваемого незаконного вывоза капитала по статье «чистые пропуски и ошибки» платёжного баланса России, который по идее должен сводиться с нулевым сальдо, но в России уже много лет сводится с хронически дефицитом в $8-13 млрд. или 250-410 млрд. рублей. Только по итогам 1-го кв. по этой статье из России было вывезено более $6 млрд. или 180 млрд. рублей, что лишь немногим меньше итогового результата 2010г. в $8,3 млрд. и превышает совокупные расходы федерального бюджета на спорт, культуру и молодёжную политику.
За последние 5 лет совокупный объём незаконно утекшего в фешенебельные страны капитала только по этой статье превысил отметку в $44,6 млрд. или 1,3 трлн. рублей. Вкупе с незаконным выводом капитала через фиктивные внешнеторговые операции, а также мошеннические сделки с ценными бумагами из России за последние 5 лет при полном попустительстве властей утекло более $208 млрд. Именно эту цену заплатила российская экономика только за последние 5 лет за хроническое нежелание властей бороться с коррупцией, ограничивать беспредел монополий и сокращать масштабы незаконного вывоза «нефтедолларов» в оффшорные юрисдикции.
За период 2000-2011г. только официальные масштабы незаконного вывоза капитала из страны превысили отметку в $355,9 млрд.или 10,6 трлн. рублей. Это превышает 18% ВВП России и сопоставимо с величиной федерального бюджета России в 2011г. и совокупными капитальными вложениями всех секторов экономики в основные фонды в 2011г. На эти средства можно было удвоить норму накопления основного капитала с нынешних 17% до критически необходимых36% ВВП, провести комплексную модернизацию изношенной на 75% инфраструктуры и возродить наукоёмкие производства, объёмы выпуска которых недотягивают до 30% 1990г., а загрузка мощностей не поднимается выше 40%.
Лишь благодаря ограничению незаконного вывоза капитала можно было бы нарастить расходы на науку с нынешних 1,2% ВВП до сопоставимых с США и Японией 3,5-4% ВВП, увеличить поддержку сельского хозяйства с мизерных 0,6% до общеевропейских 1,5-2% и способствовать комплексному техническому перевооружению обрабатывающей промышленности на базе технологий нового и новейшего технологических укладов.
Однако сверхприбыли от распродажи природных недр утекают на оффшорные счета российских сырьевых монополистов и коррумпированных чиновников и направляются на демонстративное потребление, тогда как не сырьевые секторы экономики задыхаются от неподъёмных тарифов монополий, коррупционных поборов, неконтролируемого наплыва дешёвого импорта и крайне высоких ставок по кредитам, превышающим в 1,5-2 раза уровень операционной рентабельности в обрабатывающих производствах.
Для того, чтобы остановить бесконтрольный вывоз в фешенебельные страны природной ренты узким кругом сырьевых монополистов и коррумпированными чиновниками, а также перестать проедать национальное богатство необходимо в кратчайшие сроки возродить валютное регулировании и контроль, восстановить принудительную продажу экспортной выручки (до 75%валютных поступлений) и ввести разрешительный характер открытия счетов российскими юридическими и физическими лицами в зарубежных банках.
Также необходимо ввести обязательное резервирование до 75% от суммы предоплаты и авансов по импортным операциям, наложить ограничения на трансграничное движениекапитала (особенно спекулятивного) и ввести жёсткий контроль над расходами и имуществом чиновников, а также их родственников и деловых партнёров.
Таким образом, по нашим расчетам, около 50% всей экономики России находится в тени коррупции. Иными слова коррупционный оборот составляет около 50% ВВП. Слабость государства, неразвитость гражданского общества, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство и взяткоемкость законодательства являются главными причинами и условиями рождения и масштабного развития коррупции в России.
Несмотря на предпринимаемые
меры, коррупция, являясь неизбежным
следствием избыточного администрирования
со стороны государства, по-прежнему
серьёзно затрудняет нормальное функционирование
всех общественных механизмов, препятствует
проведению социальных преобразований
и повышению эффективности
Коррупция оказывает негативное воздействие на рост объема ВВП на душу населения на страновом уровне зависимая переменная, измеряющая развитие человека (она содержит нагрузку объемом в одну треть на ВВП на душу населения в пересчете по паритету покупательной способности) испытывает негативное воздействие коррупции. В результате сделан вывод о том, что коррупция во всех ее аспектах замедляет развитие человека.
Коррупция препятствует развитию экономики и извращает идею социальной справедливости. Более того, если отдельные случаи взяткодательства укрепляют свои позиции, то коррумпированный чиновник склонен к требованию более высокой взятки, внедряя культуру беззакония, которая в свою очередь приводит к неэффективной работе рынка.
3. Перспективные направления и меры противодействия экономической коррупции в России
Во всех странах власть борется с коррупцией. Подноготная этой борьбы, а также органов власти, зависит от экономического состояния и уровня развития гражданского общества. Для России характерна следующая последовательность:
Ее цель - повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти, качество и доступность государственных услуг, снизить издержки бизнеса, возникающие в связи с государственным регулированием экономики.
Для достижения этих целей Центр стратегических разработок предлагает решить ряд взаимосвязанных задач.
Первое. Внедрить в органы исполнительной власти принципы и механизмы управления по результатам.
Второе. Разработать и внедрить стандарты госуслуг, представляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.
Третье. Оптимизировать функции органов исполнительной власти и ввести особые механизмы регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти.
Четвертое. Повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества посредством обеспечение прозрачности деятельности органов исполнительной власти.
Пятое. Модернизировать систему
информационного обеспечения
Шестое. Сформировать необходимые организационные, информационные, кадровые ресурсы обеспечения административной реформы14.
Одной из ключевых проблем
в решении данных задач является
повышение прозрачности деятельности
государственных органов и