Проблема коррупции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Коррупция сегодня является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики. Её воздействие на экономику страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных действий.
Более 33,5 млрд. долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд. обходится простым гражданам «бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников.

Содержание

Введение
1. Сущность экономической коррупции и классификация причин её возникновения
2. Анализ современного уровня коррупции как угрозы экономической безопасности России
3. Перспективные направления и меры противодействия экономической коррупции в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

Важным моментом в работе Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией может стать координация  действий по формированию и функционированию экспертной среды по антикоррупционной деятельности в государственных органах власти. С этой целью представляется целесообразным создание специальных экспертных советов и рабочих групп по борьбе с коррупцией при Председателе Правительства РФ; Председателе Совета Федерации; Председателе Счетной Палаты; Председателе Государственной Думы.

В перспективе целесообразно  создать также комиссию по борьбе с коррупцией в Общественной палате Российской Федерации, задачи которой  могут заключаться:

  • в обеспечении прозрачности деятельности органов госвласти и органов местного самоуправления;
  • в организации разработки проектов законов направленных на устранение условий, способствующих коррупции;
  • в осуществлении общественного  контроля над проведением институциональных реформ;
  • в инициировании антикоррупционной экспертизы принятых законов и подзаконных правовых актов;
  • в организации мониторинга коррупции в Российской Федерации;
  • в привлечении СМИ к формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения;
  • в поддержке общественных объединений, занимающихся антикоррупционной деятельностью;
  • в привлечении бизнес-сообщества к участию в антикоррупционной деятельности;

Вся работа комиссии в Общественной палате должна быть публичной и открытой. Комиссию по противодействию коррупции  в Общественной палате целесообразно  создать и на региональном уровне. Это позволит организовать антикоррупционную деятельность общественности в субъектах Российской Федерации на качественно ином уровне и  таким образом, активизация работы Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией позволит качественно усилить антикоррупционную деятельность в стране.

Таким образом, в целях совершенствования механизма противодействия коррупции в системе обеспечения экономической безопасности России следует, что снижению коррупции способствует рост антикоррупционных усилий государства на фоне экономического кризиса, снижения доходов населения, что указывает на приоритет экономических мер по противодействию коррупции.

Основными причинами экономической  коррупции являются: рост государственного вмешательства в экономику; совокупной налоговой нагрузки; снижение уровня «общественных услуг», оказываемых  государством; снижение уровня прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; сложность и противоречивость законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

Структура ущерба, наносимого коррупцией, в значительной степени  определяется структурой экономической  системы. Территории с похожей отраслевой структурой имеют схожую структуру  ущерба, что еще раз показывает важность учета региональной специфики  при противодействии экономической  коррупции.

Наиболее существенный ущерб  наносится коррупцией в результате недополучения доходов бюджетами всех уровней.

Ситуация в сфере налогообложения  стабилизирована в основном за счет регионов с развитой нефте - и газодобычей, причем и в этих регионах главным образом за счет налога на добычу полезных ископаемых. По остальным налогам и сборам осуществляется масштабное сокрытие налоговой базы.

Необходимо совершенствование  методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований.

Целесообразно рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую  деятельность.

 Продолжает оставаться  актуальным повышение качества  и оперативности оказания наиболее  социально значимых услуг, в  частности путём применения системы  «одного окна» и электронного  обмена информацией. 

Требуют детального решения  вопросы о порядке передачи в  доверительное управление принадлежащих  государственным служащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия  в уставных капиталах организаций.

Создать Центральное бюро по расследованию случаев коррупции  с возможностью анонимного обращения  граждан и стимулированием их антикоррупционной деятельности.

Направлять государственное  регулирование экономики больше на домашние хозяйства, чем на фирмы, основывая его на стимулах (через  налоги, льготы и субсидии), чем на запретах и разрешениях.

 

 

Заключение

 Целью данной работы  являлось изучение, проблемы коррупции в экономике России.

Экономическая коррупция - один из основных видов теневой экономики, характеризующийся использованием служебного положения в экономических  отношениях с целью присвоения собственности, финансовых и материальных ресурсов, получения льгот, преференций и  иных предпочтений в экономической  деятельности.

Основными причинами роста  экономической коррупции в различных  странах мира являются: рост государственного вмешательства в экономику; совокупной налоговой нагрузки; снижение уровня «общественных услуг», оказываемых  государством; снижение уровня прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; сложность и противоречивость законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, ограниченния свободы СМИ, национальные традиции.

В целях снижения уровня коррупции целесообразно направлять государственное регулирование  экономики больше на домашние хозяйства, чем на фирмы, основывая его на стимулах через налоги, льготы и  субсидии, чем на запретах и разрешениях. Коррупция сегодня является одной  из укоренившихся проблем для  российского общества, государства, экономики.

Её воздействие на экономику  страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных  действий. Более 33,5 млрд. долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд. обходится простым гражданам бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников.

Несмотря на предпринимаемые  меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования  со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Коррупция оказывает негативное воздействие на рост объема ВВП на душу населения на страновом уровне зависимая переменная, измеряющая развитие человека, она содержит нагрузку объемом в одну треть на ВВП на душу населения в пересчете по паритету покупательной способности, испытывает негативное воздействие коррупции. В результате сделан вывод о том, что коррупция во всех ее аспектах замедляет развитие человека.

Коррупция препятствует развитию экономики и извращает идею социальной справедливости. Более того, если отдельные  случаи взяткодательства укрепляют свои позиции, то коррумпированный чиновник склонен к требованию более высокой взятки, внедряя культуру беззакония, которая в свою очередь приводит к неэффективной работе рынка.

В целях совершенствования  механизма противодействия коррупции  в системе обеспечения экономической  безопасности России в работе сделаны  выводы.

Снижению коррупции способствует рост антикоррупционных усилий государства на фоне экономического кризиса, снижения доходов населения, что указывает на приоритет экономических мер по противодействию коррупции.

Основными причинами экономической  коррупции являются: рост государственного вмешательства в экономику; совокупной налоговой нагрузки; снижение уровня «общественных услуг», оказываемых  государством; снижение уровня прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; сложность и противоречивость законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

Наиболее существенный ущерб  наносится коррупцией в результате недополучения доходов бюджетами всех уровней.

 Ситуация в сфере  налогообложения стабилизирована  в основном за счет регионов  с развитой нефте - и газодобычей, причем и в этих регионах главным образом за счет налога на добычу полезных ископаемых. По остальным налогам и сборам осуществляется масштабное сокрытие налоговой базы.

Необходимо совершенствование  методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований.

Требуют детального решения  вопросы о порядке передачи в  доверительное управление принадлежащих  государственным служащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия  в уставных капиталах организаций.

Создать Центральное бюро по расследованию случаев коррупции  с возможностью анонимного обращения  граждан и стимулированием их антикоррупционной деятельности.

 Направлять государственное  регулирование экономики больше  на домашние хозяйства, чем  на фирмы, основывая его на  стимулах (через налоги, льготы и  субсидии), чем на запретах и  разрешениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андрианов В. Коррупция как глобальная проблема современности // Общество и экономика. - 2011. - № 2. - С.3-23.
  2. Горбацевич А.С. К вопросу о понятии коррупционной сделки // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - №4. - С.52-55.
  3. Заработная плата и коррупция: как платить российским чиновникам / Г.Сатаров, М.Левин, К.Головощинский, В.Римский // Муниципальная экономика. - 2011. - № 10. - С.6-16.
  4. Завадовский М. К безопасному уровню коррупции // Эксперт. - 2011. - № 50. - С.54-55.
  5. Кабанов К.В. Коррупция: общая ситуация и текущие реалии // Обществ. науки и современность. - 2012. - № 5. - С.34-36.
  6. Кирьянов А.Ю. Противодействие коррупции в муниципальной службе: принципы и механизмы реализации // Рос. юстиция. - 2012. - №3. - С.46-50.
  7. Лунеев В.В. Нерешенные проблемы борьбы с коррупцией // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - № 2. - С.108-119.
  8. Нарышкин С.Е. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕК - № 9. - С.5-12.
  9. Осипова А. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Власть. - 2011. - № 2. - С.19-21.
  10. Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Рос. юстиция. - 2011. - № 5. - С.28-32.
  11. Римский В.Л. Преодоление коррупции // Ученый совет. - 2012. - №3. - С.27-46.
  12. Россия в цифрах. - 2012. -  М.: Финансы и статистика. -  431с.
  13. Родионов О.Н. Антикоррупционная экспертиза // Рос. юрид. журнал. - 2011. - № 1. - С.158-162.
  14. Рубченко М. Очередной подход к коррупции // Эксперт. - 2012. - №8. - С.42-45.
  15. Сатаров Г. Годовой коррупционный оборот в России оценивается в $300 млрд. //Ведомости. - 2011. - 21 мая.
  16. Смирнов Н. Институциональная природа коррупции // Общество и экономика. - 2010. - № 2. - С.87-104.
  17. Страхов С. Мировой опыт борьбы с коррупцией // Власть. - 2011. - №12. - С.93-99.
  18. Талапина Э.В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. - 2011. - № 3. - C.5-15.
  19. Хабибуллин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журн. рос. права. - 2010. - №2. - С.45-50.
  20. Шиобара Т. Коррупция и модернизация: новая теория // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 3. - С.32-55.
  21. Яковлев А.А. Государственный капитализм, коррупция и эффективность госаппарата // Обществ. науки и современность. - 2011. - № 4. - С.18-25.

1 Андрианов В. Коррупция как глобальная проблема современности // Общество и экономика. - 2011. - № 2. - С.3-23.

2 Шиобара Т. Коррупция и модернизация: новая теория // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 3. - С.32-55.

3 Смирнов Н. Институциональная природа коррупции // Общество и экономика. - 2010. - № 2. - С.87-104.

4 Хабибуллин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журн. рос. права. - 2010. - №2. - С.45-50.

5 Яковлев А.А. Государственный капитализм, коррупция и эффективность госаппарата // Обществ. науки и современность. - 2011. - № 4. - С.18-25.

6 Римский В.Л. Преодоление коррупции // Ученый совет. - 2012. - №3. - С.27-46.

7 Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Рос. юстиция. - 2011. - № 5. - С.28-32.

8 Лунеев В.В. Нерешенные проблемы борьбы с коррупцией // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - № 2. - С.108-119.

9 Горбацевич А.С. К вопросу о понятии коррупционной сделки // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - №4. - С.52-55.

10 Кирьянов А.Ю. Противодействие коррупции в муниципальной службе: принципы и механизмы реализации // Рос. юстиция. - 2012. - №3. - С.46-50.

11 Кабанов К.В. Коррупция: общая ситуация и текущие реалии // Обществ. науки и современность. - 2012. - № 5. - С.34-36.

12 Сатаров Г. Годовой коррупционный оборот в России оценивается в $300 млрд. //Ведомости. - 2011. - 21 мая.

13 Россия в цифрах. - 2012. - М.: Финансы и статистика. - 431с.

14 Рубченко М. Очередной подход к коррупции // Эксперт. - 2012. - №8. - С.42-45.

15 Осипова А. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Власть. - 2011. - № 2. - С.19-21.

16 Нарышкин С.Е. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕК - № 9. - С.5-12.

17 Талапина Э.В. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию // Государство и право. - 2011. - № 3. - C.5-15.

18 Родионов О.Н. Антикоррупционная экспертиза // Рос. юрид. журнал. - 2011. - № 1. - С.158-162.

19 Заработная плата и коррупция: как платить российским чиновникам / Г.Сатаров, М.Левин, К.Головощинский, В.Римский // Муниципальная экономика. - 2011. - № 10. - С.6-16.

20 Завадовский М. К безопасному уровню коррупции // Эксперт. - 2011. - № 50. - С.54-55.

21 Страхов С. Мировой опыт борьбы с коррупцией // Власть. - 2011. - №12. - С.93-99.


Информация о работе Проблема коррупции в экономике России