Проблемы достижения экономического роста в России и эффективность государственной экономической политики по их решению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Необходимо иметь четкое представление о том, что такое экономический рост, какие факторы его стимулируют, а какие, наоборот, сдерживают.

Содержание

Введение ....…………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы экономического роста ………………........ 5
1.1. Сущность экономического роста, его типы и показатели …… 5
1.2. Темпы и эффективность экономического роста ……………... 7
2. Особенности экономического роста в России ……………………. 12
2.1. Основные факторы и темпы экономического роста в России … 12
2.2. Современные темпы экономического роста: сравнительный анализ……………………………………………………………………… 20
2.3. Экономический рост в условиях мирового кризиса …………… 21
3. Экономический рост в России: современные тенденции и перспективы……………………………………………………………… 22
3.1. Анализ темпов экономического роста в России в 2010 г ……… 22
3.2. Перспективные направления реформирования экономики России с целью обеспечения устойчивого экономического роста …………….. 25
Заключение ……………………………………………………………… 34
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 75.37 Кб (Скачать файл)
 

     Главным фактором экономического роста России окончательно стала инфляция. Рост розничных продаж с начала 2010 года составляет 6%, инфляция же на конец  октября превысила 7%. С помощью  элементарных математических действий мы можем высчитать, что реальное падение розничных продаж как  минимум. При этом  цены на отдельные группы товаров (к примеру гречка) выросли  в этом году на 15-20%.

     Т.о. можно сделать вывод, что экономика  в 2010 г. растет. Рост российской экономики в 2010 г. опирался, главным образом, на умеренный рост потребления и эффект очень низкой базы двух первых кварталов 2009 г.. Повышение и индексация пенсий в сочетании с увеличением зарплат в государственном секторе и продолжающейся дедолларизацией экономики приведут к росту доходов и расходов населения. В результате потребление домохозяйств увеличится и будет способствовать экономическому росту. Однако этот эффект будет проявляться постепенно, и, как ожидается, показатели квартального роста (квартал к кварталу, с учетом сезонной корректировки) будут незначительными. Предполагается, что жесткие условия кредитования и недозагрузка производственных мощностей будут главными факторами, сдерживающими рост инвестиционного спроса. 

     3.2 Перспективные направления реформирования экономики России с целью обеспечения устойчивого экономического роста

     Обеспечение экономического роста в условиях переходной экономики требует согласованного решения задач формирования технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры роста современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики. Должна быть создана благоприятная для подъема инвестиционной и инновационной активности макроэкономическая среда и сформированы адекватные мотивы предпринимательского поведения на микроуровне.

     Экономическая политика должна стать комплексной  и системной, включать в себя не только монетарную политику, но также инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие составляющие, необходимые для создания предпосылок  экономического роста в сложившихся  условиях. Она должна обеспечить преодоление  дезинтеграции экономической системы, трансформацию сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной  активности и структурной перестройки  экономики, ее модернизации на современной  технической основе и повышение  конкурентоспособности российских производственных структур, социальную ориентацию экономики, создание системы  социальных гарантий и социальной защиты.

     При формировании экономической политики необходимо также учитывать произошедшую дезинтеграцию экономики, что предопределяет необходимость дифференцированного  подхода к каждому из ее секторов. Для нейтрализации негативных последствий  этой дезинтеграции и восстановления нормального воспроизводственного процесса должны быть предприняты специальные  меры по обеспечению основных потоков  оборота капитала: сбережения - производственные инвестиции - рост продукции - рост заработной платы и прибыли - рост сбережений и накоплений; амортизационные отчисления - производственные инвестиции.

     Специальные меры должны быть предприняты и для  восстановления взаимосвязи между  спросом населения и предложением отечественных товаров: восстановление доходов и сбережений населения, их трансформация в спрос на отечественные  товары, загрузка простаивающих мощностей, рост заработной платы и спроса населения. Экономическая политика государства  должна ориентироваться на реализацию конкурентных преимуществ российской промышленности. Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки должна стать поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабах мирового рынка.

     Несмотря  на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает комплексом конкурентных преимуществ. Это, прежде всего:

     - высокий уровень образования  населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный  творческий труд, социальную справедливость  и партнерство, самореализацию  личности в интересах общества;

     - богатые природные ресурсы, обеспечивающие  большую часть внутренних потребностей  в сырье и энергоносителях;

     - огромная территория и емкий  внутренний рынок, обеспечивающие  широкое разнообразие жизнедеятельности  и потребностей населения;

     - дешевизна рабочей силы в сочетании  с достаточно высоким уровнем  ее квалификации;

     - развитый научно-промышленный потенциал,  наличие серьезных технологических  разработок по ряду направлений  современного и новейшего технологических  укладов;

     - наличие собственных научных  школ и уникальных передовых  технологий, практическое приложение  которых сможет обеспечить развитие  конкурентоспособных производств  в масштабах мирового рынка;

     - значительные масштабы свободных  производственных мощностей, позволяющие  наращивать производство продукции  с относительно незначительными  издержками;

     - имеющийся опыт экспорта продукции  с высокой добавленной стоимостью  и производственной кооперации  на рынках многих стран (прежде  всего СНГ, Азии, Восточной Европы).

     Активизируя данные преимущества, можно повернуть  в свою пользу баланс национальных интересов и интересов транснационального капитала как на внутреннем рынке, так  и на перспективных для России нишах мирового рынка. Это предполагает решение соответствующих задач  экономической политики. В области  развития технологий стоит задача формирования производственно-технологических систем современного и следующего за ним  новейшего технологического уклада и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы создания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных  на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, развертывания системы подготовки кадров необходимой квалификации, защиты внутреннего рынка и поощрения  экспорта перспективной отечественной  продукции.

     Одновременно  должны быть созданы условия для  опережающего становления новейшего  технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих  фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание необходимой информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

     В институциональной области стоит  задача формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств  в производственно-технологические  системы современного и новейшего  технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках его роста, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены меры по приватизации госпредприятий, регулирование внешней торговли, финансовая, кредитная, промышленная, научно-техническая, образовательная и другие составляющие социально-экономической политики.

     Те  же цели должны определять политику в  области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать  такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских  и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться  в условиях жесткой международной  конкуренции, обеспечивать непрерывное  повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых  технологий.

     Макроэкономическая  политика должна обеспечивать благоприятные  условия для решения перечисленных  задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержку  конкурентоспособности отечественных  товаропроизводителей. Необходимо преодолеть дезинтеграцию экономики, нормализовать  денежное обращение и оборот капитала в производственной сфере, поддерживать благоприятные для развития нового технологического уклада ценовые пропорции  и другие параметры хозяйственного механизма.

     На  микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно-полезной деятельностью и заработной платой, доходами и производством потребительских  благ, сбережениями и инвестициями, создать условия, стимулирующие  конструктивную мотивацию предпринимательской  деятельности, направленной на повышение  эффективности производства, внедрение  прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, изготовление качественных потребительских и  общественных благ, трансформацию доходов  в производственные капиталовложения.

     Наряду  с созданием необходимых общих  условий для экономического роста  необходимы специальные меры по разрыву  охарактеризованных выше зависимостей, обусловливавших дезинтеграцию  экономики. Эти меры должны обеспечить преодоление разрыва между производственной и финансовой сферами, выравнивание ценовых пропорций, повышение спроса на товары отечественного производства, резкий подъем инвестиционной активности, реконструкцию экономики на основе современного технологического уклада. Исходя из перечисленных задач и  принципов можно сформулировать предложения по переходу к политике устойчивого экономического роста  в сложившихся условиях.

     Учитывая  крах финансовой системы из-за кризиса  государственного долга и платежного баланса, эти предложения состоят  из двух частей: антикризисных мер и условий экономического роста. При этом в отличие от прежнего подхода, исходившего из утопической схемы первичности стабилизации финансового рынка, вслед за которой должно наступить оживление производства, этот подход исходит из системного видения кризиса, содержит комплекс мер, направленных одновременно на оживление производства, выживание населения, подъем инвестиций и стабилизацию финансов. Прежний подход исходит из неприемлемости нарушения долговых обязательств правительства (даже перед Центральным банком, как частной структурой), второй - из неприемлемости вымирания и деградации населения, отказа от национального суверенитета страны.

     Соответственно, для первого подхода главными направлениями антикризисной политики являются сокращение государственных  расходов и внешние займы, для  второго - реструктуризация долговых обязательств и мобилизация неналоговых доходов  в бюджет за счет принадлежащих государству  источников, подъем инвестиций и оживление  производства. Адекватный подход к  преодолению последствий коллапса финансовой системы требует соответствующих мер по устранению его причин - выходу из долгового кризиса, оживлению производственной деятельности и восстановлению необходимого уровня инвестиционной активности. Для этого крах финансовой пирамиды государственных обязательств должен быть использован для резкого изменения ценовых пропорций в направлении улучшения финансового положения и конкурентоспособности производственной сферы. В то же время антикризисные меры должны придать экономической системе устойчивость и высокий запас прочности в отношении каких-либо внутренних или внешних дестабилизирующих факторов.

     Требования, которые сегодня должны быть предъявлены  к экономической политике, очень  высоки. Расчеты показывают, что  после обвального сокращения производства и инвестиций, для нейтрализации  нарастающей волны выбытия основных фондов необходимы экстраординарные усилия по не менее, чем четырехкратному  увеличению объема ежегодных инвестиций в обновление и развитие производственного потенциала страны. При этом инвестиции должны быть качественными - они должны повышать конкурентоспособность отечественного производства и открывать новые возможности для экономического роста в масштабах мировой экономики.

     Для вывода страны на траекторию устойчивого  развития, преодоления инерции спада  производства и разрушения научно-промышленного  потенциала, темпы роста валового внутреннего продукта должны составлять не менее 5% в год, инвестиционной активности - не менее 15% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые  технологии - до 20% в год, заработной платы - 12% в год, эффективности производства - не менее, чем 10% в год при ограничении  инфляции до 25% в год. Несмотря на кажущуюся  амбициозность таких ориентиров (по сравнению с пессимизмом правительственной  программы, обещавшей оживление  производства с темпом роста 1% в  расчете на год), они являются минимально необходимыми для преодоления тенденций деградации производственного и человеческого потенциала страны.

     Выше  уже обсуждались потенциальные  возможности достижения весьма высоких  по сравнению с нынешней депрессией темпов экономического роста. Прежде всего  это несвязанные сбережения, простаивающие  производственные мощности, незанятые  трудоспособные граждане, неиспользуемый научно-технический и интеллектуальный потенциал, вывезенный капитал, неосвоенные  природные ресурсы, незадействованные  инструменты государственного регулирования  экономики. Норма сбережений в России остается одной из самых высоких  в мире: более четверти ВВП. В то же время норма накопления - почти  вдвое ниже. Инвестиционный потенциал  страны используется на 1/3.

Информация о работе Проблемы достижения экономического роста в России и эффективность государственной экономической политики по их решению