Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:40, реферат
Рассматриваемая в данной работе тема издержек - одна из наиболее актуальных на сегодняшних день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения.
Практическая актуальность работы определяется тем, что, как показывает опыт последних лет, сейчас остро необходимо системное, целостное рассмотрение фактора издержек при работе фирмы.
Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что в рассмотрении ряда вопросов требуется более углубленное изучение различных аспектов деятельности издержек в процессе производства.
Введение 2
Глава 1. Сущность и особенности расходов фирмы как объекта управления 4
1.1 Исторический подход к издержкам производства в экономической науке 9
1.2 Классификация издержек 14
1.3 Издержки производства и прибыль 22
1.4 Основные направления в снижении издержек производства 26
Вывод 31
Глава 2. Теоретические и методические подходы к управлению затратами фирмы 32
2.1 Бюджетирование 32
2.2 Современные методы управления затратами 35
Вывод 41
Заключение 42
Список использованных источников 44
Применение передовых
японских методов организации
В системе “Тойота” производственный участок отправляет предшествующему карточку под названием “канбан”. На карточках двух типов указывается либо количество деталей, которое нужно забрать на предшествующем участке, либо то количество деталей, которое нужно изготовить на предшествующем участке. Часто смешивают три понятия: система фирмы “Тойота”, система “точно вовремя” и система “канбан”. Система “Тойота” - это метод организации производства продукции. Система “точно вовремя” - принцип производства необходимого количества деталей в необходимое время. Система “канбан” - средство реализации системы “точно вовремя”, информационная система быстрого регулирования объема продукции на разных ступенях производственного процесса. “Канбан” - одно из условий функционирования системы “точно вовремя”.
Система “Тойота” предусматривает возможность изменения объема ежедневно выпускаемой продукции, причем соответственно меньше или больше (за счет сверхурочного времени) будет произведено в этот день комплектующих деталей. Используется и метод “точной настройки” производственного процесса, выравнивания объема продукции путем постоянного приспособления к спросу с помощью поэтапного колебания частоты производимых партий продукции при неизменном размере партий.
При продолжительном использовании одного и того же штампа, происходит сокращение средних издержек производства. Однако в условиях широкого ассортимента продукции и минимального количества заготовок, необходимо сократить время замены, издержки по переналадке штампа. в целях автономизации и автоматизации контроля качества продукции, станки снабжаются устройствами автоматической остановки при поломке, рабочие получают право останавливать производственную линию при обнаружении отклонения, брака. На заводах “Тойота” практически все рабочие участвуют в “кружках качества”. Там рабочие имеют возможность предлагать различные пути улучшения производства, повышения качества продукции. Предложения рабочих материально поощряются.
В целом, система “Тойота” нацелена на рост прибыли через сокращение издержек на излишние рабочую силу и запасы. Идет снижение как издержек производства, так и издержек обращения, благодаря постоянному вниманию к колебаниям рыночного спроса.
В данной главе были подробно рассмотрены все виды издержек предприятия, а также способы их снижения. Теперь обобщим представленный материал и сделаем выводы.
Рассмотренные в работе вопросы и проблемы позволяют сделать вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы к лучшему.
Не нужно забывать, что издержки производства в первую очередь учитываются как при разработке бизнес - плана, так и на действующем предприятии.
В современных условиях значительно возросла роль издержек производства, поскольку непосредственно от них зависит размер прибыли. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В издержки производства входят затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Целью любой предпринимательской деятельности является снижение издержек производства, что во многом определяет конкурентоспособность предприятия и устойчивость его финансового состояния.
В настоящее время в
процессе управления затратами важное
место отводится
Функции бюджетирования состоят в следующем:
· планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
· координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
· принятие решений и делегирование полномочий между руководителями различных уровней;
· оценка текущей деятельности, выявление отклонений от плана;
· оценка и переоценка тенденций развития предприятия;
· взаимодействие и мотивация персонала;
· контроль выполнения бюджетов и анализ отклонений.
Целью бюджетирования является построение внутреннего экономического учета доходов и расходов по предприятию и в разрезе подразделений, что позволит выявить реальный финансовый результат работы предприятия, не искаженный бухгалтерскими проводками.
В процессе бюджетирования участвуют как "верхи", так и "низы" предприятия: на уровне высшего руководства определяются стратегические планы, а на уровне отделов, цехов и служб составляются детальные бюджеты на квартал или месяц.
Для внедрения системы бюджетирования на предприятии необходимо:
1. Финансовая структура
предприятия, обычно это
подразделения компании для
осуществления финансового
2. Наличие периодов
дерево временных периодов,
в течение которых
3. Создание соответствующей
системы документооборота, которая
позволит начальникам центров
финансовой ответственности
Результат бюджетирования, который ожидает получить предприятие - это внедрение процедуры управления затратами по каждому подразделению предприятия, ежемесячный расчет финансовых результатов, сумм стимулирования и мер, которые необходимо осуществить в следующем месяце для корректировки полученных результатов.
- стандарт-кост;
- директ-костинг;
- метод управления
- функционально-стоимостной анализ (ФСА);
- стратегический анализ затрат (SCA);
- учет затрат по работам (ABC).
Стандарт-кост. Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.
Метод нормативного определения затрат возник в начале XX века в США. Термин стандарт-кост состоит из двух слов: "стандарт", который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство единицы продукции или оказания услуг, а слово "кост" - это затраты, приходящиеся на единицу продукции Керимов В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции. - М.: Маркетинг. 2002. С 66.. Таким образом, стандарт-кост в полном смысле слова означает стандартные затраты. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых издержек производства, а смежные калькуляции -- для контроля накладных расходов.
Система стандарт-кост удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.
Директ-костинг. В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление коммерческой деятельностью организации все более зависит от уровня ее информационного обеспечения. Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета - системы учета "Директ-костинг", в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин "учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости". На наш взгляд, приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: "маржинальный метод бухгалтерского учета" Керимов В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции. - М.: Маркетинг. 2002. С 71.. Это связано с тем, что основным показателем при системе директ-костинг служит маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В отечественную учетную теорию термин "директ-костинг" вошел сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность.
Современный директ-костинг имеет два варианта:
простой директ-костинг, основанный на использовании в учете данных только о переменных (оперативных) затратах;
развитой директ-костинг (верибл-костинг), при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.
Обобщенно сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства. В этих условиях себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.
Метод управления производством по системе "точно в срок" (just in time) зародился в Японии в середине 70-х годов XX в. в компании "Тойота" и в настоящее время с большим успехом применяется во многих промышленно развитых странах. Суть системы "точно в срок" сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как зло, существование которого затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы "точно в срок" является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.
Функционально-стоимостной
анализ (ФСА). В рыночных условиях хозяйствования
повышение качества и роста конкурентоспособности
выпускаемой продукции при
Функционально-стоимостной анализ - это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности.
ФСА относится к перспективным методам экономического анализа. В нем успешно используются передовые приемы и элементы инженерно-логического и экономического анализа. Отличительной особенностью этого метода является его высокая эффективность. Как показывает практика, при правильном применении ФСА снижение издержек производства обеспечивается в среднем на 20-25%.