Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа
Данная работа направлена на детальное изучение безработицы и инфляции и их взаимосвязи, так как эти два понятия находятся в определённой количественной зависимости, которую в конце 1950-х годов установил профессор Лондонской экономической школы А. Филипс.
Изучаемые макроэкономические проблемы – инфляция и безработица, затрагивают жизненные интересы многих миллионов людей, и с ними придётся столкнуться в последующей работе, поэтому так важно выяснить - как бороться с этими явлениями, надо ли с ними бороться вообще.
Таким образом, проблемы инфляции и безработицы – две наиболее актуальные проблемы формирующейся экономики России.
Введение 2
1. Безработица 4
2. Инфляция 12
3. Взаимосвязь инфляции и безработицы 30
4. Выводы 34
Список использованной литературы 35
Приложения
Обе причины инфляции объединяются
под названием «инфляция
Третья причина инфляции — спрос на деньги со стороны производителей («инфляция издержек»). Дело в том, что в структуре расходов постиндустриального производства основное место занимает «зарплата», и чем цивилизованнее общество, тем выше ее размер. Рост цен на товары начинает раскручивать спираль «цены — зарплата»: чем выше цены, тем выше должна быть зарплата, а чем выше зарплата, тем выше издержки производства. В этом смысле и говорят об «инфляции издержек».
Инфляция измеряется с помощью статистического показателя – индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни – индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни.
Для его подсчёта применяется следующая процедура:
Цена рыночной корзины в данном году
Индекс цен = Цена рыночной корзины в базовом году ´ 100.
Темпы обесценивания денег в разных группах стран весьма несходны.
Выясним социально-экономические последствия инфляции, иными словами её «цену». Под «ценой» инфляции Е.Ф. Борисов понимает вопрос о том, кому и насколько выгодно повышение цен, а для кого оно разорительно.
На практике встречаются три основных варианта «цены» инфляции: положительный (что означает прирост дохода), нулевой и отрицательный (убыточный). Рассмотрим каждый из них.
Положительный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция могла возникнуть, скорее всего, только по ошибке.
Прежде всего, инфляция приносит доход государству. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег (так поступило правительство США осенью 2010 года). Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Такие действия называются инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции (И), показывающему, насколько обесцениваются деньги, на сумму денег (Д), имеющихся в наличии у населения:
Ни = И ´ Д
Очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. «Налог на наличные деньги» в западных странах обычно составляет не более 10 % валового национального продукта. В Российской Федерации инфляционный налог достигал очень большой величины (например, во втором квартале 1992 г. — 28 % ВВП и 46 % дохода домашних хозяйств).
На инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег - люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных. Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992—1993 гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4—8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объяснялось тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей, с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты.
Большую выгоду от роста цен получают у нас многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит - уменьшают продажу ходовых товаров и накапливают их на складах. Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров. Последний пример - завышение цен на гречневую крупу летом 2010 года.
Нулевой вариант «цены» инфляции — редкое явление. В этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов. Такой вариант имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «автоматическая индексация» денежных доходов.
Отрицательный вариант «цены» инфляции, вызывающий уменьшение реальных доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего.
Во-первых, потери возникают от хранения наличных денег дома. Они равны тому количеству дополнительных денег, которые можно было бы получить при их хранении в банке под проценты. Чтобы свести к минимуму потери части дохода при росте цен, люди пытаются найти наличным деньгам наиболее надежное и выгодное применение. Из-за непрерывного хождения по финансовым учреждениям расходы на эти цели образно назвали «издержки на обувные подметки».
Во-вторых, увеличиваются так называемые издержки меню — расходы, связанные с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр., когда часто меняются указатели цен товаров и услуг.
В-третьих, убытки из-за несовершенства
юридической практики. Дело в
том, что при составлении контрактов юристы
нередко указывают
номинальные величины стоимости вещей,
не предусматривая их
индексацию по определенному уровню цен.
Поэтому целесообразно указывать в договорах
реальные стоимостные величины (с учетом
их индексации или в пересчете на устойчивую
иностранную
валюту).
В-четвёртых, издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти потери возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачке цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае проигрывают кредиторы: они получают деньги, которые за время предоставления кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах.
Многие люди испытывают страх перед непредсказуемой стихией инфляции и задаются вопросом: - какие силы раскручивают инфляцию?
Чтобы ответить на этот вопрос сначала выясним те условия устойчивости денежного обращения в масштабе государства, нарушение которых вызывает инфляцию.
Устойчивость денежного
Д х О = Ц х Т,
где Д — предложение денег (или масса денег в обращении);
О — скорость обращения (сколько раз за данное время денежная единица обслуживает торговые сделки — переходит из рук в руки);
Ц — средняя цена типичной торговой сделки;
Т — количество реализуемых товаров и услуг.
Как же обеспечивается указанное в формуле равенство обмена товаров и денег? Стабильность денежного обращения достигается по-разному в условиях двух эпох — золотого стандарта и современных денежных средств. Рассмотрим эти различия подробнее.
В эпоху золотого стандарта указанное равенство обеспечивалось как бы «автоматически». Как правило, в обращении постоянно находилось нужное для торговых сделок количество золотых монет. Когда у покупателей и продавцов появлялось излишнее количество денег, то оно переходило в разряд сокровищ. Если же деньги вновь требовались для купли-продажи товаров, то они извлекались из мест накопления и поступали в обращение.
Привыкшие к устойчивому денежному обращению покупатели, при вздорожании товаров приводили по существу в действие закон цены по спросу. Вот та модель поведения покупателей, которая способствовала поддержанию равновесия величин товаров и денег:
В эпоху современных денежных средств уже нет прежнего автоматического поддержания равновесия потоков товаров и денег. Наоборот, характерной стала неустойчивость денежного обращения.
Во время мировых войн и сразу после них темпы инфляции были особенно велики. Поэтому резко изменилась экономическая психология людей. В условиях постоянной инфляции складывается новая модель поведения покупателей:
В результате сами покупатели подталкивают рост цен, что увеличивает их потери от инфляции.
Однако современны изменения в экономической психологии людей являются, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инфляцию.
Что же это за факторы неустойчивости денежного обращения? Их можно четко представить, если мы вновь обратимся к рассмотренной формуле товарно-денежною обращения. В ее левой части указано то, что принято называть предложением денег (Д х О), а в правой — спрос на них (Ц х Т). Где же искать причины инфляции — на стороне предложения или на стороне спроса денег?
Сначала рассмотрим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида: внутренние и международные.
Внутренние факторы:
Международные факторы:
Таким образом, главными виновниками инфляции являются государство и подчиненные ему финансовые учреждения.
Теперь выясним, каковы факторы инфляции на стороне спроса. Они также подразделяются на два вида (внутренние и международные).
Внутренние факторы:
Международные факторы:
Инфляция превратилась в фактор,
постоянно лихорадящий
В первой половине прошлого века инфляция считалась негативным явлением. Однако в 1930-х гг. рыночная экономика испытала сильнейшее потрясение в виде Великой депрессии. Стало очевидным, что классический подход, признававший только саморегулирование рыночной экономики, уже устарел. Требовалось регулирование рыночной экономики посредством государственного вмешательства. При этом оно должно быть косвенным.
Такой инструмент косвенного вмешательства государства в рыночную экономику и разработан в теории выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Кейнс и стал основоположником «реабилитирующей» инфляцию концепции. Ее начали рассматривать как такое негативное явление, которое, при умело направленной финансовой политике, способно все-таки дать позитивный импульс всей экономике. Этим Кейнс совершил своеобразный переворот в воззрениях экономистов, создав концепцию, согласно которой активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос в период депрессии, способна обеспечить рост производства и снизить массовую безработицу.
Смысл рассуждений Кейнса состоял в следующем. Дополнительная денежная эмиссия означает рост платежеспособного спроса населения. В свою очередь такой рост должен явиться стимулом для увеличения предложения товаров. Произойдет это потому, что в погоне за деньгами покупателей производители расширят объем производства и тем обеспечат товарное покрытие возросшего (в результате дополнительной денежной эмиссии) платежеспособного спроса.
Приведенное теоретическое рассуждение трансформировалось в экономическую политику, получившую название «контролируемая инфляция».
Однако реальность оказалась сильнее теории: превышение платёжеспособного спроса над товарным предложением привело к обыкновенному росту цен. Производители вместо увеличения предложения стали изымать инфляционный избыток денежных знаков у покупателя простым повышением цены. Неудача попытки контролировать инфляцию была предопределена еще и тем, что многие секторы рыночной экономики были фактически монополизированы, а кейнсианский подход предполагал свободный конкурентный рынок.